Статья:

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ТРУДА: ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Конференция: V Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Божко Е.А. РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ТРУДА: ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. V междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(5).pdf (дата обращения: 19.07.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 120 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РЕГИОНАЛЬНЫЕ РЫНКИ ТРУДА: ПРОБЛЕМА ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ

Божко Екатерина Александровна
студент Волгоградского колледжа управления и новых технологий (ГБОУ СПО ВКУиНТ), г. Волгоград
Солодова Таисия Евгеньевна
научный руководитель, научный руководитель, преподаватель Волгоградского колледжа управления и новых технологий (ГБОУ СПО ВКУиНТ), г. Волгоград

 

 
 

 

Развитие регионов Российской Федерации, их экономический потенциал, уровень жизни населения, напрямую связаны с кадровым потенциалом данной территории. Очевидно, что кадровая политика является фактором, определяющим конкурентоспособность региона в быстро меняющихся и непредсказуемых условиях. Под кадровым потенциалом региона понимают, как правило, качественную и количественную совокупность работающих в различных сферах экономики субъекта Федерации [4, с. 18]. Но для определения кадрового потенциала не менее важен учёт и других экономически активных групп населения: студентов, безработных, значительную часть которых составляют вчерашние выпускники колледжей, техникумов и университетов.

Более того, кадровый потенциал должен постоянно обновляться именно за счет максимального привлечения к трудовой деятельности молодежи, поскольку молодые люди мобильны, обладают хорошим здоровьем, восприимчивы к инновациям. Молодежь — исключительно важный ресурс производительных сил общества, она является не только энергичной и работоспособной, но и быстро обучаемой рабочей силой, что особенно важно в постоянно меняющемся мире. Однако низкая конкурентоспособность вчерашних выпускников на рынке труда, связанная с отсутствием профессионального опыта, приводит, как правило, не к увеличению числа молодых специалистов в организациях региона, а к пополнению состава безработных. Эта проблема является не столько даже региональной, сколько общероссийской, поскольку с ней сталкиваются, в той или иной степени, на всём пространстве Российской Федерации. А вот решается она на местах по-разному. Усугубляет ситуацию и тот факт, что безработица крайне неравномерно распределена по территории страны, что вполне объяснимо, ведь частный бизнес развивается в наиболее благоприятных условиях для его ведения, связанных с наличием доступных транспортных развязок, природных ресурсов, наиболее квалифицированных кадров и т. д.

Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям Международной организации труда (далее — МОТ), по состоянию на март 2013 года, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий в Северо-Кавказском федеральном округе [3].

 

http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/Image249.gif

Рисунок 1. Уровень безработицы по регионам

 

В регионах сложились специфические системы разделения труда, специализация, уровень социальной напряжённости, демографическая ситуация. Региональные рынки труда существенно различаются своей ёмкостью, соотношением спроса и предложения, структурными характеристиками, и, как следствие, приоритетами кадровой политики, регулирования рынка труда. А вот неблагоприятное положение на молодежном рынке труда является, к сожалению, общей проблемой. Наиболее адаптирована к условиям рынка труда молодёжь в возрасте 2529 лет, к этому возрасту она уже имеет достаточный уровень профессиональной подготовки и тот самый пресловутый опыт работы. А вот доля подростков и молодых людей до 24 лет в составе рабочей силы в динамике последних лет сокращается, что можно объяснить их вовлечением в образовательный процесс в целях приобретения профессии, а, следовательно, увеличением шансов на получение достойной работы в будущем. Итак, по возрастному составу безработных к марту текущего года сложилась следующая ситуация: средний возраст безработных составил 35,8 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 24,8 %, в том числе в возрасте 15—19 лет 4,3 %, 20—24 лет 20,5 %. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15—19 лет (29,3 %) и 20—24 лет (12,8 %). В среднем, среди молодежи в возрасте 15—24 лет уровень безработицы в марте 2013 г. составил 14,2 %, в том числе среди городского населения 13,5 %, среди сельского населения 16,2 %. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15—24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30—49 лет составляет 3,1 раза [3].

 

http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/Image248.gif

Рисунок 2. Уровень безработицы по возрастным группам

 

Как видим, молодёжь лидирует по уровню безработицы и, несмотря на ежегодное уменьшение безработицы в нашей стране, проблема занятости молодежи не теряет остроты: более 2,5 млн. молодых людей не имеют работы, трудоустраиваются лишь 50 % выпускников вузов, в численности безработных 24,4 % составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности, — 1 млн. человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 14,3 % составляет молодежь до 20 лет, 47,5 % — от 20 до 24 лет, 20,4 % — от 25 до 29 лет [3].

Итак, проблема обозначена. В качестве вариантов её решения предлагаем следующее:

1.  Развитие частно-государственного партнёрства, в рамках которого колледжи и вузы будут готовить специалистов под конкретный заказ работодателя. Студент может получать персональную стипендию от завода, проходить практику у своего будущего работодателя, сдавать квалификационные экзамены и проходить итоговую государственную аттестацию перед комиссиями, в состав которых входят представители от работодателя. Плюсы такого партнёрства очевидны — гарантированное трудоустройство, ясные перспективы, социальная поддержка. Однако потенциальные работодатели в настоящее время, в период кризиса, не особенно активны, а их интересы распространяются, преимущественно, на технические специальности. Кроме того, не у всех учебных заведений есть возможность таких взаимовыгодных отношений (та самая региональная специфика, определяющая инфраструктуру региона и, как следствие, наличие (или отсутствие!) развитого, социально ответственного бизнеса).

2.  Квотирование вакансий для выпускников. Введение льгот и иных преференций для хозяйствующих субъектов, принимающих на работу выпускников ссузов и вузов. Эту меру можно было бы ввести именно на региональном уровне, она позволила бы, ко всему прочему, снизить уровень социальной напряжённости в регионе.

3.  Принятие региональных программ по стимулированию создания малого бизнеса именно среди выпускников. Эта мера позволила бы трудоустроить выпускников юридических и экономических специальностей, которые испытывают проблему занятости наиболее остро.

4.  Введение элементов распределения выпускников. Планирование в региональном бюджете расходов на выплату «подъёмных», обеспечение молодых специалистов жильём. Подобное распределение уже введено в некоторых субъектах РФ для учителей и врачей сельских поселений. Эту практику необходимо распространить и на другие специальности и регионы.

5.  Корректировка контрольных цифр приёма в учреждения СПО и ВПО с учётом потребностей экономики региона, которые не всегда совпадают с образовательными потребностями населения. Так, по данным Министерства образования и науки Волгоградской области в 2013 году по-прежнему больше всего заявлений абитуриентами подано на экономические специальности, хотя уже несколько лет на всех уровнях говорится о явном переизбытке подобных специалистов.

Проведём эксперимент по трудоустройству такого специалиста в Волгограде. На сайте http://rabota.yandex.ru, введём критерии должности: бухгалтер, без опыта работы, полный рабочий день, постоянная форма занятости. По данным параметрам подходят 32 вакансии. Среди них: главный бухгалтер, бухгалтер-контролёр, помощник бухгалтера, начальник отдела декларирования, бухгалтер-консультант 1С, и т. д. При этом зарплата колеблется от 14 000 до 35 000 рублей.

Аналогично составляется резюме на Avito.ru. разница лишь в том, что на предыдущем сайте список подходящих вакансий предоставлялся сразу, а здесь необходимо ждать предложений от работодателей. По истечении пяти дней было предложено 2 вакансии. Должность бухгалтер, зарплата от 15 000 до 20 000 рублей.

В результате эксперимента было получено 34 вакансии. И хотя данный способ поиска работы нельзя назвать адекватным (существует большое количество организаций с сомнительной репутацией, а информация на сайтах очень дозированная и, зачастую, не отражает реального положения дел), тем не менее, эксперимент показал, что спрос на специалистов экономического профиля далеко не исчерпан. И шансы на трудоустройство есть у каждого выпускника, нужно только осознать, что залог получения любой работы — это, прежде всего, наличие ответственности, способности принимать решения и компетентности в своей области, способность системно мыслить, умение и желание постоянно учиться, нацеленность на карьеру, целеустремлённость, адекватность самооценки.

 

Список литературы:

1.            Ведомственная целевая программа «Содействие занятости населения Волгоградской области в 2012—2013 годах», утверждена Приказом Комитета по труду и занятости населения Администрации Волгоградской области от 21.02.2012 № 37-д

2.            Еремин В.Л. Государственно-частное партнерство в образовании // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. 2010. — № 2. — с. 23

3.            Занятость и безработица в Российской Федерации в марте 2013 года (по итогам обследований населения по проблемам занятости) — [Электронный ресурс] Режим доступа. URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04_03/IssWWW.exe/Stg/d01/81.htm (дата обращения 18.10.2013)

4.            Сергеева В.В., Ширяев А.А. Кадровый потенциал региона и кадровая политика как факторы результативности инновационной деятельности // Социальные науки и технологии. — 2012. — № 1. — с. 18