Статья:

СМУТА. ОСВОБОДИТЕЛИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Атяшкин И.А. СМУТА. ОСВОБОДИТЕЛИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1691 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СМУТА. ОСВОБОДИТЕЛИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ

Атяшкин Иван Александрович
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Кошелева Алла Игоревна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза

                                                                                                                         

Горькая моя Родина,

Не дадим тебя погубить!

Пусть гудит непогодина,

Будем веровать, будем жить.

                                                                                                                                      (Н. Добронравов)

 

В наше время вопрос народного единства, на мой взгляд, является одним из самых важных вопросов. Враги нашего государства стараются всеми силами разрушить фундамент нашей народности. Испокон веков цементирующим средством была вера. Русский народ ради веры отдавал самое главное богатство — жизнь. Вера в страшный суд заставляла людей задумываться о том, как я живу, справедлив ли я по отношению к ближнему своему. Если вера предписывает жить в согласии, в любви, то история определяет национальное сознание людей. Народ без настоящей истории — это не народ, а группа безродных людей. И кем бы мы ни были, у нас нет права забывать нашей истории, наше историческое наследие. А если мы не сможем извлечь урок из исторического прошлого, то нашу нацию ждет страшная беда. Так вот тогда четыре столетия назад и началась эта страшная массовая смута. Смута не только в политике, но и в умах народа. В летописи мы можем найти такие строки характеризующие время лихолетья: «Ибо правда в людях оскудела и воцарилась неправда, и всяческая злоба, и ненависть, и безмерное пьянство, и блуд, и ненасытное стяжательство, и ненависть к братьям своим умножилась, ибо оскудела доброта и покрылись мы ложью». Из этих строк мы понимаем, что разумные существа превратились в хищников, жаждущих личной выгоды, преступая нормы морали. Получив известия о том, что на русской земле междоусобия и смута страшная, Европа пыталась занять царское место. Сигизмунд III — король польский и великий князь литовский, пытался захватить трон, замаскировав свои поистине коварные планы, заявив в грамоте в Москву, якобы цель сего похода — не пролитие крови и не захват русской земли, а умиротворение страны. Вскоре власть в Москве перешла в руки Боярской думы. Правление этой думы в истории принято называть «семибоярщина» так как в состав входило семь бояр: Федор Мстиславский, Иван Воротынский, Василий Голицын, Иван Романов, Федор Шереметев, Андрей Трубецкой, Борис Лыков. Опасаясь собственного народа и ища защиты от него, бояре провозгласили царем польского королевича Владислава. «Лучше государю служить, — говорили бояре, — нежели от холопов своих побитыми быть». Патриарх Гермоген согласился с кандидатурой Владислава при условии, что королевич примет православие. 21 сентября бояре впустили в Москву польское войско гетмана Станислава Жолкевского. На севере шведские войска захватили Новгород, и местная власть заключила договор о переходе под шведское покровительствование. Практичные англичане подали своему королю проект оккупации русского севера. Однако в то же время провинциальные города обменивались грамотами с призывами к объединению, и именно тогда началось движение за возрождение национальной государственности. Русский народ стал понимать, что иностранцы хотят одного захватить власть и превратить народ в крестьян. Планы римского папы о превращении русского православного государства в католическое, наверное, этим планам не суждено было осуществиться, так как русский человек, хотя и немного диковат, как говорят иностранцы, а все же идеалы и ценности свои никогда не предавали. Русская земля не могла уже терпеть этого насилия со стороны запада. В те времена ходили в массах предания, сказания о видения. Вот, например некой Мелании из Владимира привиделся образ светлой жены, которая повелевала сообщить людям, чтобы постились и молились со слезами Господу Богу и Пречистой Богородице. Русский народ обменивался видениям Мелании. По совету земли Московской установили трехдневный пост для всякого пола и возраста. В некоторых землях соблюдали пост с такой строгостью, что многие не выдерживали и умирали. Стойкость и непоколебимость характера привела к тому, что народ наконец-то поистине созрел для освободительного движения. И вот мы с вами можем видеть подъем народного самосознания — первое земское ополчение. В первом земском ополчении были представители всей земли русской, кроме Смоленска, захваченного поляками, и Новгорода, сражавшегося против шведов. Ополченцы стали лагерями вдоль стен Белого города. У Яузских ворот разместилось дворянское ополчение Ляпунова. У Воронцова поля разбили свои таборы казачьи отряды Трубецкого и Заруцкого. Решить стаявшую перед ополченцами задачу, то есть изгнать интервентов и освободить Москву, предводитель Ляпунов был не в состоянии еще и потому, что с первых дней осады в рядах земской рати начался разлад. Классовая неоднородность ополчения, наличие в нем не только служилых дворян, но и казаков, среди которых было много беглых крестьян и холопов порождали глубокие разногласия. Хотя казаки и «черные люди» с дворянами и детьми боярскими заявляли, что все они «в одной мысли», между ними лежала пропасть. Классовые противоречия не могли не привести к распаду первого ополчения. Управление этой системой выглядело так, при начальниках отрядов существовали поместные и разрядные приказы. Воеводы сами раздавали поместья, собирали «корма». Возникла необходимость создать временное русское правительство, объединив разрозненные отряды в единое войско. Как в басни Крылова: « Когда в товарищах согласья нет,// На лад их дело не пойдет// И выйдет из него не дело, только мука.// Лебедь рвется в облака,// Рак пятится назад, а Щука тянет в воду». Так и в ополчении: Заруцкий потакал казакам, у Ляпунова появились диктаторские замашки, он себя вел вызывающе высокомерно, князь Трубецкой считал себя по знатности и родовитости выше всех. Неслаженность коллектива и не способность найти компромисса между лидерами первого земского ополчения предопределило их судьбу. Первое земское ополчение после смерти Ляпунова распалось. После неудачной попытки свергнуть польское засилье, вся Москва была в огне. В марте 1611 года чтобы погасить бунт полякам пришлось поджечь город. Последней сдалась Сретенка, ее не давал поджечь отряд Дмитрия Пожарского. Свой родной клочок земли Пожарский защищает из последних сил, пока не теряет сознание из-за тяжелейшего ранения. И в дальнейшем Пожарский получит прозвище хромой. И опять люди были в неком смятении и мысли, что не одолеть им этих проклятых интервентов. Но нет же, остались еще люди горящие желанием прогнать запад с русской земли. И начинают вырисовываться новые фигуры героев. Здесь стоит отметить две выдающиеся личности Пожарский и Минин. Торговец мясом вызывавший раздражение у русских князей и ехидный смех у поляков и мелкий чиновник при дворе подававший платье царю. Мясник и стряпчий — Минин и Пожарский. Дмитрий Пожарский был Рюриковичем в двадцатом колене, как и все дети из знатных семей службу Пожарский начал стряпчим. Таких стряпчих в кремле было несколько десятков человек, они помогали царю одеваться. Обычно этот чин получали в пятнадцать лет и носили не долго. Но князю Дмитрию было уже за двадцать, и он все продолжал ходить в стряпчих. После и вовсе попал в опалу царю Годунову, был отстранен от двора и выслан охранять южные границы. Ратное дело пришлось князю больше чем обязанности при дворе. Доблесть его была замечена, и Пожарского отправили воеводой в город Зарайск. Князь Дмитрий был человеком безупречной репутации за все время смуты, он ни разу не престал, ни к полякам, ни к шведам, ни к русским лжецарям, не был замечен в боярских интригах, не участвовал в расправе над Годуновым, до последнего был верен Василию Шуйскому. И даже когда Шуйский был насильно пострижен в монахи, Пожарский не отрекся от него. За эти качества Минин выделяет Пожарского из всех воевод страны и отправляет послов в Юрино родовое имение князя. Но Пожарский возглавить ополчение отказываться. И на это есть несколько причин. Во-первых, князь впервые слышит имя Минина. Во-вторых, узнает, что он простой посадский. Как так простой посадский мужик, а ведь он был практически из самых низов посада. Вдруг возглавил ополчение, не спросив начальство, воеводу Нижегородского и инициативу взял в свои руки. Но, несмотря на это Дмитрий Михайлович все же решает подумать, он собирает сведения о Кузьме Минине. Проверяет достойный ли он человек, что он делает для общего дела, а самое главное можно ли ему доверять. Пока князь думает, практичный и расчетливый Минин начинает сбор средств, но даже с его деловой жилкой он не может предположить, сколько денег предстоит раздобыть. В гарнизоне Нижнего Новгорода всего 750 стрельцов таким числом многотысячного врага при всем желании не одолеть. Нужна была огромная армия, а на ее содержания нужны были огромные средства. Власть имела право взять чрезвычайный налог так называемые пятины, т. е. каждый отдавал пятую часть от движимого и недвижимого имущества. И это были безвозвратные потери населения на нужды государства. Минин в Нижнем Новгороде пошел по этому пути. И это в условиях, когда в стране не только политический, но и экономический кризис. Сам Минин отдает на ополчение всю свою казну: деньги сына, драгоценности жены и серебреные оклады икон. Неверно полагать, что в русскую армию набирались все, кто мог носить оружие. Армия была профессиональная, а вот сбор средств на ее содержание был действительно всенародным. С теми, кто отказывался делиться деньгами, Минин был довольно суров, он приказывал заключать под стражу, а все имущество отбирать. Мало кто знает, что Кузьма жестоко обошёлся даже с родными братьями. Минин буквально выгрызал эти деньги у народа. Практичность, решительность Минина готовность добиваться цели любой ценой все это заставляет Пожарского поверить в успех освободительного движения. Вопреки всем классовым устоям, когда социальный статус важнее его дел князь Пожарский отвечает на призы мясника Минина согласием. Пожарский едет в Нижний Новгород возглавить второе ополчение. О том, что в Нижнем Новгороде зреет народное ополчение к февралю 1612 года для Москвы уже не секрет. Но как этому помешать? Самый быстрый способ уничтожить врага идейно. Бояре требуют от главы церкви придать ополчение анафеме, но реакция патриарха Гермогена оказалась обратной, вместо Минина и Пожарского он проклял боярскую верхушку и польский гарнизон. Не в силах в открытую расправиться с этим удивительнейшим человеком, непримиримым противником польской власти, бояре обрекают патриарха на голодную смерть. Сноп не обмолоченного овса и ведро воды на неделю вот и все что спускают в подземную келью к восьмидесятилетнему старцу. Но Гермоген и из темницы продолжает писать и рассылать через верных ему людей свои обличительные грамоты. В феврале патриарх умирает. Весть об этом заставляет ополчение выдвинуться из Новгорода на Москву. От Нижнего Новгорода до Москвы около четырёхсот километров не так далеко даже по меркам Руси XVII века, но вместо того чтобы одним махом освободить кремль народное войско идет в другой город и стоит в нем четыре месяца. Однако не дальновидным такое решение кажется только на первый взгляд. Вначале XVII века Ярославль это второй по величине город России, который приносит больше половины доходов государственной казне. Не удивительно ведь через него проходит единственный свободный торговый путь к морю, поэтому именно сюда направляется ополчение. Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин это люди со стратегическим мышлением. Ярославль объявлен альтернативной столицей Руси. В качестве народного правительства выступает совет всей земли. В него входят представители всех бросивших полякам вызов городов. Минин привлек профессиональных военных огромным жалованием, причем деньги военным давали заранее и они что их не обманут. Чтобы обеспечить бесперебойные выплаты Минин решает чеканить собственные деньги. Копейка времен Ярославского стояния чуть легче, чем те, которые были в ходу до смутного времени. С одной стороны монеты было принято изображать всадника с копьем, а с другой профиль царя. Но чей? Если все претенденты на престол самозванцы, выбор пал на последнего из Рюриковичей. Пусть царь Федор десять лет как в могиле, но именно он воспринимается в народе как последний царь и легитимный правитель. Пожалуй, больше всех в годы смуты пострадала Троице Сергеева лавра, в те годы еще Троицкий монастырь. Шестнадцать месяцев монастырь отбивался от осаждавших его чужеземцев и сторонников Лжедмитрия II. Оборонявшие монастырь оказались свидетелями чуда. Однажды пушечное ядро влетело в храм, задело икону, но развалилось, не причинив ни какого вреда. В народе говорили, если Бог уберег лавру, то правда на ее стороне, а значит и на стороне Минина и Пожарского. Единственный шанс выжить королевскому войску в кремле продовольственный обоз. Для Пожарского впустить в город телеги с хлебом равнозначно краху всех надежд на освобождение. Полководец приказывает ополчению любой ценной перерезать полякам путь. Поляки переправляются через Москву-реку в районе Девичьего поля и рвутся к Китай городу. На русскую рать несется лавина крылатых гусаров, шок в первой атаке заставляет ополчение отойти назад поляки буквально вжимают русских на улицы города. В таких условиях конница сражаться просто не может, и тогда Пожарский приказывает сойти с коней и продолжить бой. Ополчение нуждается в помощи. А князь Трубецкой стоит на правом берегу Москвы-реки и спокойно наблюдает за происходящим. Исход сражения все решают конные сотни Трубецкого, но самовольно. Не дождавшись приказа князя, они бросаются на помощь землякам. Свежие силы русских заставляют Хоткевича отступить. Уже через день армия встречается во второй раз в решающем бою. Исход битвы решится на углу Климентовского переулка и Пятницкой улице. До кремля буквально рукой подать всего один километр. Ситуация усложнялась еще и тем что навстречу Ходкевичу вышел гарнизон из кремля. Полякам оставалось всего лишь взять острожек у церкви святого Климента и им это удалось. Над церковью они водрузили свой флаг. Это надругательство над верой вызвало в ополчении такой гнев, что они откинули войска гетмана назад. В критический момент схватки Минин тоже не остается в стороне, он просит у Пожарского три сотни конных дворян. Решимость человека из народа так поразительна, что вопреки всем сословным предрассудкам дворяне беспрекословно встают под его начало. Вечером отряд Минина незаметно переправляется через Москву-реку и наносит удар, причем настолько внезапный, что польские роты не успевают даже принять бой и в панике отступают. Гетманское войско бежит, оставляя обоз, артиллерию, знамена и шатры. В кремле давно уже не осталось ни одной лошади, кошки или собаки в пищу используют греческий пергамент, бумагу кипятят, добывая из нее растительный клей, варят кожаные переплеты. В конце октября истощенные поляки открывают кремлевские ворота настежь.

 

Список литературы:

  1. Валишевский К. Ф. Смутное время, 1905.
  2. Волков В.А., Кузьмин А.Г. Смутное время. — М.: Алгоритм, 2012.
  3. Каргалов В.В. Московские воеводы XVI—XVII вв., — М. 2002
  4. Кобрин В.Б. Смута: Из истории России начала XVII в.//Родина. — 1991. — № 3.
  5. Коваленко Г. Печальная выгода смутных времен // Родина. — 1999. — № 4.
  6. Козляков В. Области Московского государства в Смутное вре­мя // Знание-сила. — 1994. — № 6.
  7. Морозова Л.Е. Смутное время в России. — М., 1990.
  8. Платонов С.Ф. Очерки по истории Смуты в Московском государстве XVI—XVII вв.
  9. Скрынников Р.Г Россия в начале XVII в. «Смута». — М., 1988.
  10. Скрынников Р.Г. Социально-политическая борьба в Русском государстве в начале XVII в. — Л., 1985.
  11. Флоря Б.Н. Польско-литовская интервен­ция в России и русское общество. — М., 2005.
  12. Широкард А.Б. Русская смута. — М.: Алгоритм, 2012.
  13. Шишов А.В. Минин и Пожарский. — М., 1990