Статья:

ВОЗМОЖНОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В РОССИЙСКИХ ГОРОДАХ В КОНЦЕ 1990-Х - 2000-Е: ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДА САМАРЫ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Широков В.С. ВОЗМОЖНОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В РОССИЙСКИХ ГОРОДАХ В КОНЦЕ 1990-Х - 2000-Е: ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДА САМАРЫ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 25.09.2018)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 8 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВОЗМОЖНОСТЬ МОЛОДЕЖНОГО ДОСУГА В РОССИЙСКИХ ГОРОДАХ В КОНЦЕ 1990-Х - 2000-Е: ПО МАТЕРИАЛАМ ГОРОДА САМАРЫ

Широков Владислав Сергеевич
студент, лаборант кафедры социологии политологии и история отечества, Самарского государственного технического университета, РФ, г. Самара
Семенова Екатерина Юрьевна
научный руководитель, научный руководитель, канд. ист. наук, доцент Самарского государственного технического университета, РФ, г. Самара

 

Конец ХХ в. в России характеризовался значительной демократизацией не только в политической и духовной сфере общества, но так же и в сфере культуры, в появлении новых, все более разнообразных форм досуга. Зачастую формы досуговой практики были нелегальными и достаточно девиантными с точки зрения морально-нравственного критерия.

Цель данной статьи заключается в исследовании изменений, которые произошли в досуговой практике городской молодежи России (на примере города Самара) в период с конца 1990-х гг. до настоящего времени. Предполагается решить следующие задачи: представить характеристику трансформации, произошедшей с досуговым пространством в городской среде; выявить наиболее популярные места досуга современной городской молодежи (на примере города Самара).

Источнковая база, позволяющая выявить динамику изменения молодежного досугового пространства с конца 1990-х гг. до современности, привлеченная при разработке темы, представлена публицистическими материалами, данными информационных порталов в ресурсе Интернет, отражающими ситуацию, которая происходит в молодежной среде. При изучении проблемы автор обратился к диссертационному исследованию Е.А. Адаховской, научно-популярной литературе.

Прежде всего, необходимо определить значение используемой в статье терминологии. Под досугом понимается часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и другие виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу досуга, можно условно разделить на нескольких взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, то есть различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры. Такими формами являются посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев, чтение книг и периодики, прослушивание радио и просмотр телевизионных передач. Другую, наиболее интенсивно развивающуюся группу в структуре досуга, представляют различные формы любительской и общественной деятельности. Среди них отметим самодеятельность, занятия и увлечения (хобби), физкультуру и спорт, туризм и экскурсии и т. д. Важное место в сфере досуга занимает общение с другими людьми, а именно: занятия и игры с детьми, товарищеские встречи (дома, в кафе, на вечерах отдыха и т. п.). Часть досуга расходуется на пассивный отдых [6].

Из широкого определения, приведенного выше, полагаем необходимым выделить досуг как встречу с другими людьми для совместного занятия чем-либо.

Досуг молодежи конца 1990-х гг. связывают с так называемыми ночными клубами. Ночной клуб рассматривается как территориально локализованная форма ночного организованного досуга, в рамках которой осуществляется социокультурное взаимодействие между людьми, преимущественно ориентированное на групповую реализацию гедонистической и релаксационной функций досуга [4].

Одним из первых ночных клубов, которые появился в Самаре, был ночной клуб «Manhattan» [7]. Он же был и одним из самых успешных, чему содействовала популяризация всего нового и необычного, а так же выпуск пригласительных билетов, которые распространялись через вузы. В результате в данный клуб «хлынула» молодежная публика.

В данный период в клубах начало бурно развиваться так называемое рейв-движение и образовываться достаточно обширная социальная общность. Зачастую рэйв-вечеринки носили полулегальный характер и сопровождались таким негативным явлением, как употребление наркотиков и танцами под очень жесткую музыку, которая имела только лишь пульсирующий ритм и не несла какую-либо эмоциональную нагрузку [1].

Интересной особенностью некоторых клубов было то, что они находились на территории различных досуговых учреждений. Например, в кинотеатре «Стар» в ночной время, работал ночной клуб «Полигон», имевший в Самаре очень дурную славу [3].

Со временем мода на подобные вечеринки в стиле «рэйв» прошла и в клубную жизнь проникли более пафосные, направления проведения досуга в подобных заведениях. Полагаем, что это связано с появлением прослойки шоу-бизнеса в «новой российской» культуре и приобщением этой социальной группы к подобным заведениям.

Молодежь начала стремиться к более интеллектуальным формам досуга. Появились всевозможные чайные, в которых можно не только насладиться элитным китайским чаем в дружеской компании, но и провести время за игрой разнообразных направлений.

С рубежа 2000—2010-х гг. проявилась тенденция «моды» на новые досуговые места, такие как: антикафе, тайм-клубы и свободные пространства. Хотя они и отличаются названиями, суть их остается одна, человек, который приходит в подобные места, платит только за время, проведенное в нем, и получает за это доступ к наслаждению различными сортами чая, кофе, сладостями, настольными играми [2]. Пытаясь развивать бизнес, владельцы подобных заведений со временем начали проводить различные мастер-классы, тренинги, семинары, а так же психологические игры. Однако аналитики не оставляют скепсис по поводу «долгожительства» подобных мест и предрекают постепенное вымирание.

Перечисленные выше заведения предлагают эмоциональный и интеллектуальный отдых, их можно назвать веяниями моды.

Достаточно существенное место с конце 1990-х гг. и до настоящего периода в организации свободного времени продолжают занимать и классические заведения по проведению досуга, дома творчества и культуры, в которых для молодежи предоставлен большой спектр досуговых направлений по самым разным сферам.

К началу XXI в. в городе Самара и городах Самарской области насчитывалось 721 учреждение культурно-досугового типа, к числу которых относились клубы, дворцы и дома культуры, центры культуры и досуга, дома творческих работников, дома учителя, врача, агронома, ученых, туриста, молодежи, музыкальной культуры, технического творчества, национальные культурные центры и другие виды досуговых учреждений, ориентированные на культурные интересы определенных профессиональных, национальных, половозрастных и других социально-демографических категорий населения [5].

Отметим, что досуг молодежи постепенно меняется. Молодые люди все больше проводят его в спокойной и приятной атмосфере, попивая чай с чем-нибудь сладким и играя в настольные игры, которые совсем недавно были как-то незаслуженно забыты, или проводят время у компьютера. Благодаря интеллектуальным формам досуга стала проявляется досуговая практика, носящая характер «богемности».

Исходя из цели задач данной статьи, отследив трансформацию досуга молодежи города Самары, можно сказать, что основные досуговыми местами молодежи становятся так называемые тайм-клубы и чайные, например такие места в Самаре как: антикафе «Место», тайм-клуб «Идея» и чайная «Чайковский». Если обращать свое внимание на классические места проведения досуга, например театры, то они пользуются популярностью у старшего поколения. Есть положительная тенденция, что при всей дороговизне билетов, их нужно приобретать задолго до спектакля, так как за неделю до начала спектакля они, чаще всего, бывают раскуплены. Не остаются в стороне и ночные клубы, но хочется отметить, что количество людей, ходящих в подобные заведения, сейчас гораздо меньше.

 

Список литературы:

  1. Адаховская Е.А. Ночные клубы как форма организованного досуга: социологический анализ: дис. ... канд. соц. наук. 22.00.06. — Екатеринбург, 2008. 177 с. // Научная библиотека диссертаций и авторефератов disserCat. URL: http://www.dissercat.com/content/nochnye-kluby-kak-forma-organizovannogo-dosuga-sotsiologicheskii-analiz#ixzz2gMMnQqJp (дата обращения 03.10.2013)
  2. Антикафе: Как заработать на бесплатном чае и печенье // Официальный сайт журнала The Village. URL: http://www.hopesandfears.com/hopesandfears/experience/management/115033-antikafe (дата обращения 03.10.2013)
  3. Все о смерти муниципальных кинотеатров II // Блог И. Кондратьева. URL: http://gregorkon.wordpress.com/tag/самара-кинотеатр-старт/ (дата обращения 03.10.2013)
  4. Краткая история рейва. 1991: хардкор, Саша, Ministry of Sound, «Гагарин Пати». URL: http://msk.nightparty.ru/news/one/kratkaya-istoriya-reyva-1991-hardkor-sasha-ministry-of-sound-gagarin-pati/ (дата обращения 03.10.2013)
  5. Методологические пояснения к таблице 9.1. Основные показатели культуры // Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Самарской области. URL: http://samarastat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/samarastat/resources/4973a2004cab0ef88244f78a41e0c4a4/09_%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%B5%D0%BB.pdf (дата обращения 03.10.2013)
  6. Мирский Э.М. Досуг // Все словариБольшая советская энциклопедия. URL: http://bse.slovaronline.com/%D0%94/%D0%94%D0%9E/12661-DOSUG (дата обращения 03.10.2013)
  7. Manhattan (Манхэттен). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://smr.nightparty.ru/places/one/manhattansmr/ (дата обращения 03.10.2013)