ФАКТОРЫ И ТИПЫ КРИЗИСНЫХЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Секция: 4. Социология
VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ФАКТОРЫ И ТИПЫ КРИЗИСНЫХЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Молодежь как особая социальная группа традиционно рассматривается как профессиональный, творческий и социально-демографический потенциал общества. Поэтому помощь и поддержка молодежи является приоритетной задачей государственной молодежной политики в целом и органов и служб социальной работы с молодежью в частности. Особенно актуальной проблема социальной поддержки молодежи становится применительно к различным кризисным жизненным ситуациям и обстоятельствам, определяемым в гуманитарных науках как кризисные жизненные ситуации. На наш взгляд, это связано с тем, что, с одной стороны, экономические и социокультурные изменения в обществе провоцируют возникновение и расширение круга кризисных жизненных ситуаций, частоту их встречаемости и все более глобальный характер их последствий. С другой стороны, молодежь как группа, имеющая переходный характер от детства к взрослости, часто оказывается наиболее уязвимой по отношению к различного рода кризисным социальным и экономическим явлениям [3; 11]. Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. По отношению к человеку, кризис — это поворотный момент в его в жизни. К.Г. Юнг говорил об этом так: «Сознание сталкивается с ситуацией, с задачами, до которых оно еще не доросло. Оно не понимает того, что его мир изменился, что оно должно себя перенастроить, чтобы вновь приспособить к миру» [14, с. 119]. В некотором смысле, кризис является двигающей силой развития и становления личности, это своеобразный ответ на зов потенциальных возможностей личностного роста. И в то же время кризис очень часто возникает тогда, когда человек не в силах принять те изменения, которые происходят в его жизни.
Любые теоретические жизненные события могут вести человека к кризису, если они создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей человека и при этом ставят его перед необходимостью разрешить проблему в короткие сроки непривычным способом. Экзистенциальные проблемы (жизни и смерти, свободы и ответственности, выбора, одиночества и любви, смыслов), инициирующие различного рода личностные кризисы берут свое начало в самом человеческом существовании и, как правило, влекут за собой значимые изменения в жизни человека. Если основные смыслы человеческого существования не разрешаются на каком-то этапе развития и становления личности, то возникает смысловая пустота и человек вплотную сталкивается с абсурдом существования.
Кризис перемещает человека в нейтральную зону, то есть такое положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не работают, а новых — еще нет. Это время между концом и началом, «промежуточный период». Во время нахождения в пространстве между «тем, что уже разрушено» и «тем, что еще не создано» человек может понять, что для того, чтобы справиться с критическим периодом в жизни ему надо встретиться с собой. И при этом он всегда будет один на один с тем, что встретит. Вот как пишет об этом Э. Йоманс: «Это время, когда чувства заброшенности и одиночества переживают наиболее остро, а старые символы кажутся лишенными силы, жизни и смысла. Промежуточный период — это время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения» [3, с. 108].
Любой кризис по своей природе двойственен, он содержит как позитивный, так и негативный компонент что, по словам Р. Ассаджиоли, «объясняет большое количество удивительных и противоположных проявлений человека» [1, с. 157]. Негативная составляющая заключается в том, что для личности, находящейся в критической ситуации, характерна загруженность неразрешенными проблемами, чувство безнадежности, беспомощности, переживание жизни как «тупика». Давление этих чувств толкает человека к действиям, которые могли бы разрешить проблему немедленно. Если кризис не разрешен или разрешен неадекватно, то это может привнести в личность деструктивный аспект и тем самым затруднить процесс дальнейшего роста и развития. Затяжной, хронический, неразрешенный кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно — психических и психосоматических расстройств. Но кризис — это не только «угроза катастрофы», но и возможность изменения, перехода на новую ступень развития личности, источник силы и в этом его позитивный аспект. Если человек адекватно разрешает кризис, то это дает ему возможность перейти на следующую ступень развития более зрелой личностью. Станислав и Кристина Гроф отмечают, что «если правильно понять кризис и относиться к нему как к кризисному этапу в естественном процессе развития, то он способен дать спонтанное исцеление различных эмоциональных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности, разрешение важных жизненных проблем и эволюционное движение к тому, что называют высшим сознанием» [2, с. 19].
Жизненные кризисы подобны матрешке: некоторые люди их изживают, а другие накапливают их один за одним. Р.А. Ахмеров выделяет три типа кризисов: кризис нереализованности, кризис опустошенности, кризис бесперспективности [16]. Кризис нереализованности возникает, когда по тем или иным причинам человек слабо представляет связи событий своей жизни. Возникают переживания, что «вот, моя жизненная программа не выполнена», «жизнь не удалась», «не повезло». Человек не видит или недооценивает свои достижения или успехи, в своем прошлом не видит достаточно существенных событий, полезных с точки зрения настоящего и предстоящего. Одной из причин такого рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека забросило, с которой он считается, но в которой его прежний опыт не является ценностью. Кризис опустошенности возникает в ситуациях, когда в субъективной картине жизненного пути слабо представлены связи, ведущие от прошлого в настоящее и будущее. Несмотря на то, что человек осознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он уже «прочитанная книга», что у него нет сил и нет заметных привлекательных целей в будущем, а тогда зачем жить? Одной из причин такого состояния может служить некоторая усталость после длительного периода самозабвенной и упорной работы, штурма высоты в жизни и профессии. В этом случае оправданы передышка, отдых от утомившего образа жизни и бурной деятельности. Другой вариант наблюдается при резкой смене социальной или жизненной ситуации, когда у человека возникает ощущение неопределенности, непредсказуемости будущего, когда «не знаешь, за что ухватиться».
Кризис бесперспективности возникает в ситуациях, когда по тем или иным причинам в сознании слабо представлены проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего, оно может быть вполне определенным — гарантированная скука, безнадежный застой, отсутствие перспектив профессионального роста, — а в переживаниях, обозначаемых словами типа «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самореализации в новых возможных ролях. Реальным показателем наличия такого кризиса является то, что затянувшееся переживание закономерно вызывает отклонения в телесном здоровье.
Различают несколько видов возрастного кризиса, один из некоторых подростковый. Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет «Я сам», но теперь это «Я сам» реализуется в социальном смысле. Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Л.С. Выготский пишет о трех вариантах поведения [1].
Первый вариант — негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Такая реакция наблюдается у 20 % подростков. При втором типе ребенок — потенциальный негативист. Негативизм проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние окружающей среды: семейные конфликты, угнетающие действия обстановки, давление взрослых. Таких детей большинство, примерно 60 %. И третья ситуация — когда негативных явлений нет вовсе. Она встречается у 20 % детей.
В подростковом возрасте резко возрастает чувствительность детей к различного рода психотравмам, конфликтам, утратам, неприятностям.
Каждый кризис имеет свое течение, начало и основные фазы. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса [13].
- я стадия. Первичный рост напряжения, при котором стимулируются обычные, привычные способы решения проблемы.
- я стадия. Дальнейший рост напряжения в условиях, когда эти способы оказываются безрезультатными,
- я стадия. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источников сил.
- я стадия. Если все оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся повышением тревоги и депрессии, чувством беспомощности, безнадежности и в конечном случае дезорганизации личности.
Кризис может оборваться на любой стадии, если исчезает опасность или обнаруживается решение. В этот период отмечается повышенная утомляемость подростка, при этом неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе умственная нагрузка, а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения. Именно в этом возрасте появляется первый пик суицидальной активности, возникает риск негативных зависимостей, связанных с осознанием и переживанием психологического кризиса.
Рассмотрим подробнее ряд обуславливающих проблем.
- первая группа проблем связана непосредственно с безопасностью — это жизнь и здоровье молодого человека, физическое, душевное и духовное. Большинство молодых людей России (70 %) обеспокоены прямой угрозой жизни и здоровью. Причин для этого множество. Многие не чувствуют себя в безопасности на улицах, рост преступности — один из доминирующих страхом молодежи, они боятся войны, болезней, их беспокоит экологическая ситуация, которая также напрямую связана со здоровьем;
- другой комплекс проблем — жизненные перспективы молодого поколения. Молодой человек должен иметь чувство жизненных перспектив, а это, в первую очередь, творческая самореализация, а значит, образование, профессия, карьера, возможность достигнуть определенного уровня благосостояния и обеспечить свою будущую семью, которая неожиданно, вопреки стереотипам, вышла на роль ведущей ценности в глазах молодежи;
- третья группа проблем обозначена как проблема «социального участия» (по исследованиям научно-исследовательского центра при Институте молодежи г. Москва).
Так же причиной кризиса могут быть многие факторы как насилие, например Сексуальное насилие — это проблема, которая имеет медицинский, юридический, психологический аспекты. Но в одном все эксперты сходятся — это кризисное событие с далеко идущими последствиями. Ряд исследователей выделяет юношеский кризис 18—19 лет и отмечает три общих способа преодоления кризисных ситуаций в этом возрасте.
- Первый — это эффективное разрешение кризисных ситуаций благодаря использованию конструктивных копинг-стратегий, внутренних ресурсов.
- Второй способ — это неэффективное разрешение из-за неспособности видеть смысл и сильной сосредоточенности на собственных эмоциональных переживаниях.
- Третий — уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.
По мнению ученых, существуют конструктивный и деструктивный выход из кризисной ситуации. Для того чтобы определить, каким будет выход из кризиса — конструктивным или деструктивным, необходимо проанализировать кризисную ситуацию по следующей схеме:
- Содержание кризиса, т. е. каким является кризис: кризис потери, возрастной кризис, биографический кризис, потери смысла жизни, утрата жизненных ценностей и ориентиров и т. д.
- Отношение к кризису: направленность на разрешение кризиса; отсутствие мотивации на самопомощь и поддержку извне.
- Продолжительность или время развития кризиса.
Состояние кризиса запускает, по мнению В.В. Столица, дальнейшую работу самосознания, происходящую в интеллектуальной и эмоциональной сферах, а разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности [8]. Но, с другой стороны, кризис может явиться причиной невротических расстройств. Развитие человека может быть рассмотрено как циклическое движение в границах проблема — ее разрешение.
Конструктивный выход из кризиса предполагает взлет творчества, креативности, оптимизацию всех основных сфер жизни, повышается уровень профессионализма, усиливается личностная зрелость, повышается уровень рефлексии. Это сопровождается изменением в интересах, целях в жизни человеку.
Список литературы:
- Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. — СПб.: Речь, 2005. — 186 с.
- Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. — М.: «Ось-89», 1999.
- Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Соц. исследования. 1991. —№ 4
- Дмитриев М.Г. Социальные характеристики у подростков с делинквентным поведением // Материалы международной научно-практичкской конференции «Клиники, дружественные молодежи: опыт и перспективы развития». — СПб., 2006. — С. 100—103.
- Костюк Г.С. Профессиональные деформации личности преподавателя высшей школы: возникновение, проявления и преодоление//Практическая психология и психоанализ. — М., 2006. — № 6—3. — С. 30—33.
- Осипова А.А. 0-74 Справочник психолога по работе в кризисных ситуациях / А.А. Осипова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — C. 315
- Петров А.В. «Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации». — СПб.: Изд-во «Речь», 2005.
- Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг — стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований / Психологические исследования: электронный научный журнал, — № 3(17). Издательство «Солион» — Москва, 2011. — с. 4.
- Стресс и его преодоление (копинг) по Лазарусу, Мейхенбауму, Перре., — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.psy-center.com.ua/ ukr.stress-i.preodolenie-koping.