Статья:

ФАКТОРЫ И ТИПЫ КРИЗИСНЫХЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Пожаров А.В. ФАКТОРЫ И ТИПЫ КРИЗИСНЫХЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 19.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФАКТОРЫ И ТИПЫ КРИЗИСНЫХЯВЛЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Пожаров Александр Владимирович
студент Омского автотранспортного колледжа, РФ, г. Омск
Ловчакова Вера Владимировна
научный руководитель, научный руководитель, педагог-психолог Омского автотранспортного колледжа, РФ, г. Омск

 

Молодежь как особая социальная группа традиционно рассматривается как профессиональный, творческий и социально-демографический потенциал общества. Поэтому помощь и поддержка молодежи является приоритетной задачей государственной молодежной политики в целом и органов и служб социальной работы с молодежью в частности. Особенно актуальной проблема социальной поддержки молодежи становится применительно к различным кризисным жизненным ситуациям и обстоятельствам, определяемым в гуманитарных науках как кризисные жизненные ситуации. На наш взгляд, это связано с тем, что, с одной стороны, экономические и социокультурные изменения в обществе провоцируют возникновение и расширение круга кризисных жизненных ситуаций, частоту их встречаемости и все более глобальный характер их последствий. С другой стороны, молодежь как группа, имеющая переходный характер от детства к взрослости, часто оказывается наиболее уязвимой по отношению к различного рода кризисным социальным и экономическим явлениям [3; 11]. Кризис — это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнестойкости в окружающей среде. По отношению к человеку, кризис — это поворотный момент в его в жизни. К.Г. Юнг говорил об этом так: «Сознание сталкивается с ситуацией, с задачами, до которых оно еще не доросло. Оно не понимает того, что его мир изменился, что оно должно себя перенастроить, чтобы вновь приспособить к миру» [14, с. 119]. В некотором смысле, кризис является двигающей силой развития и становления личности, это своеобразный ответ на зов потенциальных возможностей личностного роста. И в то же время кризис очень часто возникает тогда, когда человек не в силах принять те изменения, которые происходят в его жизни.

Любые теоретические жизненные события могут вести человека к кризису, если они создают потенциальную или актуальную угрозу удовлетворению фундаментальных потребностей человека и при этом ставят его перед необходимостью разрешить пробле­му в короткие сроки непривычным способом. Экзистенциальные проблемы (жизни и смерти, свободы и ответственности, выбора, одиночества и любви, смыслов), иниции­рующие различного рода личностные кризисы берут свое начало в самом человеческом существовании и, как правило, влекут за собой значимые изменения в жизни человека. Если основные смыслы человеческого существования не разрешаются на каком-то этапе развития и становления личности, то возникает смысловая пустота и человек вплотную сталкивается с абсурдом существования.

Кризис перемещает человека в нейтральную зону, то есть такое положение, когда привычные стереотипы мышления и поведения уже не рабо­тают, а новых — еще нет. Это время между концом и началом, «промежуточный период». Во время нахождения в пространстве между «тем, что уже разрушено» и «тем, что еще не создано» человек может понять, что для того, чтобы справиться с критическим периодом в жизни ему надо встретиться с собой. И при этом он всегда будет один на один с тем, что встретит. Вот как пишет об этом Э. Йоманс: «Это время, когда чувства заброшенности и одиночества переживают наиболее остро, а старые символы кажутся лишенными силы, жизни и смысла. Промежуточный период — это время вопросов, а не ответов на них, это время учиться любить вопросы, любить то, что пока не имеет решения» [3, с. 108].

Любой кризис по своей природе двойственен, он содержит как позитивный, так и негативный компонент что, по словам Р. Ассаджиоли, «объясняет большое количество удивительных и противоположных проявлений человека» [1, с. 157]. Негативная состав­ляющая заключается в том, что для личности, находящейся в критической ситуации, ха­рактерна загруженность неразрешенными проблемами, чувство безнадежности, беспо­мощности, переживание жизни как «тупика». Давление этих чувств толкает человека к действиям, которые могли бы разрешить проблему немедленно. Если кризис не разре­шен или разрешен неадекватно, то это может привнести в личность деструктивный ас­пект и тем самым затруднить процесс дальнейшего роста и развития. Затяжной, хрони­ческий, неразрешенный кризис несет в себе угрозу социальной дезадаптации, суицида, нервно — психических и психосоматических расстройств. Но кризис — это не только «угроза катастрофы», но и возможность изменения, пе­рехода на новую ступень развития личности, источник силы и в этом его позитивный аспект. Если человек адекватно разрешает кризис, то это дает ему возможность перейти на следующую ступень развития более зрелой личностью. Станислав и Кристина Гроф отмечают, что «если правильно понять кризис и относиться к нему как к кризисному этапу в естествен­ном процессе развития, то он способен дать спонтанное исцеление различных эмоцио­нальных и психосоматических нарушений, благоприятное изменение личности, разре­шение важных жизненных проблем и эволюционное движение к тому, что называют высшим сознанием» [2, с. 19].

Жизненные кризисы подобны матрешке: некоторые люди их изжи­вают, а другие накапливают их один за одним. Р.А. Ахмеров выделяет три типа кри­зисов: кризис нереализованности, кризис опустошеннос­ти, кризис бесперспективности [16]. Кризис нереализованности возникает, когда по тем или иным причинам человек слабо представляет связи событий своей жизни. Возникают переживания, что «вот, моя жизненная программа не выполнена», «жизнь не уда­лась», «не повезло». Человек не видит или недооценивает свои достижения или успехи, в своем прошлом не видит достаточно существенных событий, полезных с точки зре­ния настоящего и предстоящего. Одной из причин тако­го рода кризиса может быть новая социальная среда, в которую человека забросило, с которой он считается, но в которой его прежний опыт не является ценностью. Кризис опустошенности возникает в ситуациях, ког­да в субъективной картине жизненного пути слабо пред­ставлены связи, ведущие от прошлого в настоящее и бу­дущее. Несмотря на то, что человек осознает наличие у себя к данному времени важных, значимых достижений, у него доминирует переживание, что он уже «прочитан­ная книга», что у него нет сил и нет заметных привлека­тельных целей в будущем, а тогда зачем жить? Одной из причин такого состояния может служить некоторая ус­талость после длительного периода самозабвенной и упор­ной работы, штурма высоты в жизни и профессии. В этом случае оправданы передышка, отдых от утомившего об­раза жизни и бурной деятельности. Другой вариант на­блюдается при резкой смене социальной или жизненной ситуации, когда у человека возникает ощущение неопреде­ленности, непредсказуемости будущего, когда «не знаешь, за что ухватиться».

Кризис бесперспективности возникает в ситуациях, когда по тем или иным причинам в сознании слабо пред­ставлены проекты, планы, мечты о будущем. Дело здесь не в самой по себе неопределенности будущего, оно может быть вполне определенным — гарантированная скука, безнадежный застой, отсутствие перспектив профессио­нального роста, — а в переживаниях, обозначаемых сло­вами типа «впереди ничего не светит». У человека есть и достижения, и ценные личные качества, но он затрудняется в построении новых жизненных программ, не видит для себя путей самореализации в новых возможных ро­лях. Реальным показателем наличия такого кризиса является то, что затянувшееся переживание закономерно вызывает отклонения в телесном здоровье.

Различают несколько видов возрастного кризиса, один из некоторых подростковый. Это кризис социального развития, напоминающий кризис трех лет «Я сам», но теперь это «Я сам» реализу­ется в социальном смысле. Поведение подростка во время кризиса не обязатель­но имеет негативный характер. Л.С. Выготский пишет о трех вариантах поведения [1].

Первый вариант — негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится от несколь­ких недель до нескольких месяцев. Такая реакция на­блюдается у 20 % подростков. При втором типе ребенок — потенциальный негативист. Негативизм проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на от­рицательное влияние окружающей среды: семейные кон­фликты, угнетающие действия обстановки, давление взрос­лых. Таких детей большинство, примерно 60 %. И третья ситуация — когда негативных явлений нет вовсе. Она встречается у 20 % детей.

В подростковом возрасте резко возрастает чувстви­тельность детей к различного рода психотравмам, конф­ликтам, утратам, неприятностям.

Каждый кризис имеет свое течение, начало и основ­ные фазы. Дж. Каплан описал четыре последовательные стадии кризиса [13].

  1. я      стадия. Первичный рост напряжения, при кото­ром стимулируются обычные, привычные способы решения проблемы.
  2. я      стадия. Дальнейший рост напряжения в услови­ях, когда эти способы оказываются безрезультатными,
  3. я      стадия. Еще большее увеличение напряжения, требующее мобилизации внешних и внутренних источ­ников сил.
  4. я      стадия. Если все оказывается тщетно, наступает стадия, характеризующаяся повышением тревоги и де­прессии, чувством беспомощности, безнадежности и в ко­нечном случае дезорганизации личности.

Кризис может оборваться на любой стадии, если исче­зает опасность или обнаруживается решение. В этот период отмечается повышенная утомляемость подростка, при этом неблагоприятно влияет на психичес­кое здоровье не сама по себе умственная нагрузка, а не­правильно организованный учебно-образовательный про­цесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уров­нях в период обучения. Именно в этом возрасте появляется первый пик суи­цидальной активности, возникает риск негативных зави­симостей, связанных с осознанием и переживанием пси­хологического кризиса.

Рассмотрим подробнее ряд обуславливающих проблем.

  • первая группа проблем связана непосредственно с безопасностью — это жизнь и здоровье молодого человека, физическое, душевное и духовное. Большинство молодых людей России (70 %) обеспокоены прямой угрозой жизни и здоровью. Причин для этого множество. Многие не чувствуют себя в безопасности на улицах, рост преступности — один из доминирующих страхом молодежи, они боятся войны, болезней, их беспокоит экологическая ситуация, которая также напрямую связана со здоровьем;
  • другой комплекс проблем — жизненные перспективы молодого поколения. Молодой человек должен иметь чувство жизненных перспектив, а это, в первую очередь, творческая самореализация, а значит, образование, профессия, карьера, возможность достигнуть определенного уровня благосостояния и обеспечить свою будущую семью, которая неожиданно, вопреки стереотипам, вышла на роль ведущей ценности в глазах молодежи;
  • третья группа проблем обозначена как проблема «социального участия» (по исследованиям научно-исследовательского центра при Институте молодежи г. Москва).

 Так же причиной кризиса могут быть многие факторы как насилие, например Сексуальное насилие — это проблема, которая имеет медицинский, юридический, психологический аспекты. Но в одном все эксперты сходятся — это кризисное событие с далеко идущими последствиями. Ряд исследователей выделяет юношеский кризис 18—19 лет и отмечает три общих способа преодоления кри­зисных ситуаций в этом возрасте.

  • Первый — это эффективное разрешение кризисных ситуаций благодаря использованию конструктивных копинг-стратегий, внутренних ресурсов.
  • Второй способ — это неэффективное разрешение из-за неспособности видеть смысл и сильной сосредоточен­ности на собственных эмоциональных переживаниях.
  • Третий — уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, пе­рекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.

По мнению ученых, существуют конструктивный и деструктивный выход из кризисной ситуации. Для того чтобы определить, каким будет выход из кризиса — конструктивным или деструктивным, необхо­димо проанализировать кризисную ситуацию по следую­щей схеме:

  • Содержание кризиса, т. е. каким является кризис: кризис потери, возрастной кризис, биографический кризис, потери смысла жизни, утрата жизненных ценностей и ориентиров и т. д.
  • Отношение к кризису: направленность на разрешение кризиса; отсутствие мотивации на самопомощь и поддержку извне.
  • Продолжительность или время развития кризиса.

Состояние кризиса запускает, по мнению В.В. Столи­ца, дальнейшую работу самосознания, происходящую в ин­теллектуальной и эмоциональной сферах, а разрешение конфликта представляет собой острую форму развития личности [8]. Но, с другой стороны, кризис может явиться причиной невротических расстройств. Развитие челове­ка может быть рассмотрено как циклическое движение в границах проблема — ее разрешение.

Конструктивный выход из кризиса предполагает взлет творчества, креативности, оптимизацию всех основ­ных сфер жизни, повышается уровень профессионализма, усиливается личностная зрелость, повышается уровень рефлексии. Это сопровождается изменением в интересах, целях в жизни человеку.

 

Список литературы:

  1. Бреслав Г.Э. Психологическая коррекция детской и подростковой агрессивности: Учебное пособие для специалистов и дилетантов. — СПб.: Речь, 2005. — 186 с.
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. — М.: «Ось-89», 1999.
  3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Соц. исследования. 1991. —№ 4
  4. Дмитриев М.Г. Социальные характеристики у подростков с делинквентным поведением // Материалы международной научно-практичкской кон­ференции «Клиники, дружественные молодежи: опыт и перспективы разви­тия». — СПб., 2006. — С. 100—103.
  5. Костюк Г.С. Профессиональные деформации личности преподавателя высшей школы: возникновение, проявления и преодоление//Практическая пси­хология и психоанализ. — М., 2006. — № 6—3. — С. 30—33.
  6. Осипова А.А. 0-74 Справочник психолога по работе в кризисных си­туациях / А.А. Осипова. — Ростов н/Д: Феникс, 2005. — C. 315
  7. Петров А.В. «Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации». — СПб.: Изд-во «Речь», 2005.
  8. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О. Копинг — стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы исследований / Психологические исследования: электронный научный журнал, — № 3(17). Издательство «Солион» — Москва, 2011. — с. 4.
  9. Стресс и его преодоление (копинг) по Лазарусу, Мейхенбауму, Перре., — [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.psy-center.com.ua/ ukr.stress-i.preodolenie-koping.