Статья:

УЧЕБНО-ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОЛОДЕЖИ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Мильчанин Е.В. УЧЕБНО-ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОЛОДЕЖИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

УЧЕБНО-ДЕЛОВОЙ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА МОЛОДЕЖИ

Мильчанин Егор Владимирович
студент Омского автотранспортного колледжа, РФ, г. Омск
Кустова Светлана Алексеевна
научный руководитель, научный руководитель, преподаватель Омского автотранспортного колледжа, РФ, г. Омск

 

Современный этап развития экономики в России характеризуется значительными трансформационными процессами, расширением рынка, нестабильностью доходов и практик бизнеса, сменой принципов управления хозяйствующих субъектов и организаций [3, с. 15]. В последние годы на многих предприятиях области происходят значительные перемены, в том числе постепенная модернизация производства, обновление производственных мощностей и внедрение новых технологий. Уровень требований работодателей к квалификации персонала продолжает расти пропорционально повышению сложности производственных процессов [2, с. 24]. Вместе с этим, Россия располагает значительными ресурсами научных идей и инновационных разработок, которые вместе с высококвалифицированными кадрами и развитой сетью центров, поддерживающих научно-исследовательскую деятельность студентов должны лечь в основу подъема экономики страны [5]. Актуальным является повышение уровня научной подготовки студенческой молодежи, вовлечение ее в инновационную деятельность, деятельность по развитию молодежного предпринимательства, практику коммерциализации и реализации накопленного научного потенциала (знаний, технологий, оборудования) с целью получения новых продуктов (товаров, услуг) с новыми потребительскими свойствами [1, с. 158].

Учитывая исключительную стратегическую важность развития инновационного сектора национальной экономики, государственные организации на всех уровнях управления — федеральном, региональном, местном — должны разрабатывать и использовать различные методы и инструменты (организационные, финансовые, правовые, кадровые) поддержки инновационного развития и предпринимательства. Объектами такой поддержки станут, прежде всего, инновационные предпринимательские проекты молодежи, нацеленные на коммерциализацию изобретений; корпоративные инициативы по научно-исследовательским разработкам и использованию их результатов в производственном процессе; новые формы организации инновационного предпринимательства, такие как бизнес-инкубаторы, учебно-деловые центры. Надо отметить, что в России уже есть примеры успешных действующих инновационно-ориентированных организаций: вузы, обладающие собственной научно-исследовательской и опытно-конструкторской базой; отраслевые институты; ряд промышленных предприятий, имеющих в своей структуре научно-технические центры, разрабатывающие новые высокотехнологичные изделия; малые предприятия и организации, действующие в инновационной сфере; научные общественные организации.

Важным звеном в формирующейся инновационной системе России могут стать молодежные инновационные центры, основной задачей которых станет комплексная консультационная поддержка молодежных инновационных проектов, развитие навыков проектирования и предпринимательства [4]. Одной из эффективный структур, способствующих развитию предпринимательской культуры молодежи может стать учебно-деловой центр. Такой центр создается в Омском автотранспортном колледже, обеспечивающий практическую подготовку студентов к будущей предпринимательской деятельности, научно-методическую, организационную поддержку студентов, стремящихся реализовать свои идеи и проекты в научно-технической сфере. Структура учебно-делового центра включает:

  • учебную фирму «Лидер», предполагающую организацию прохождения учебной и производственной практики студентов по специальностям колледжа. Учебная фирма «Лидер» создается в колледже как реальное предприятие в соответствии с образовательными целями по развитию предпринимательской активности студентов. Деятельность учебной фирмы базируется на принципах реально действующего предприятия, и работа максимально приближена к условиям реальной действительности. Учебная фирма оснащена в соответствии с требованиями реально действующего предприятия.

Учебная фирма «Лидер» дает возможность изучить экономические взаимосвязи на основе производственных процессов предприятия. Это место для наработки и совершенствования практических навыков в структурных подразделениях на основе теоретических знаний, при этом деятельность учебной фирмы «Лидер» интегрируется с образовательным процессом. Учебная фирма «Лидер» — это модель коммерческого предприятия с внутренней структурной градацией на отделы. Для каждого отдела существуют технологические инструкции, в которых подробно изложены функции, требования и порядок выполнения работы. Отделы, существующие на учебной фирме, соответствуют отделам реально действующего предприятия, которые функционально связаны между собой единым технологическим процессом;

  • проектный отдел — разработка бизнес-проектов, презентация-защита бизнес-планов молодежных инновационных проектов, консалтинговое сопровождение реализации проектов, оказание им полного комплекса деловых услуг совместно с бизнес инкубатором города Омска. Основное назначение проектного отдела — обучение студентов компетенциям проектирования через создание научно-образовательных, научно-производственных, социальных проектов, бизнес-проектов. Создание такой структуры продиктовано тем, что для обучения студентов основам предпринимательства наиболее эффективно использовать проектную деятельность с выходом на реальные конкурентоспособные проекты и представление их на конкурсах, фестивалях и выставках. Деятельность студентов в проектном отделе предполагает экскурсии на предприятия, которые способствуют расширению кругозора студентов, проведение ярмарки бизнес-проектов с привлечением потенциальных инвесторов и предпринимателей; участие в городских и федеральных выставочно-ярмарочных и специализированных мероприятиях.
  • студенческие научно-исследовательские лаборатории — «3D-моделирования», «Технического творчества», «Информационных технологий». Студенческие научно-исследовательские лаборатории являются расширением и практико-производственным дополнением образовательных программ колледжа. Основными задачами являются: организация научно-исследовательской работы студентов, включение студентов в реальные исследовательские проекты и получение прикладных результатов готовых к использованию. Лаборатории могут проводить теоретические и экспериментальные исследования в области профильного направления колледжа, оказывать ведомствам и организациям помощь в проведении работ по конструкторским разработкам на основании заключенных договоров, опытной проверке новых образцов оборудования, приборов, изделий, материалов. Основной формой реализации исследований, опытно-конструкторских разработок и внедрения в производство теоретически обоснованных технологических и технических решений и предложений лабораторий являются договорные работы. В результате совместной работы предприятий и колледжа в подготовке и реализации проектов, предприятия получают комплекс нематериальных активов в форме проектно-конструкторской, технологической, финансовой и прочей проектной документации, созданной по заданию предприятия, и бизнес-план с обоснованием коммерческой эффективности инвестиций.

Конкретный состав лабораторий определяется содержанием, продолжительностью и глубиной проработки разрабатываемого исследования. В настоящий момент работают лаборатории: — «3D-моделирования», «Технического творчества», «Информационных технологий».

Организационными механизмами запуска и работы учебно-делового центра становятся:

  • нормативно-правовая документация: соглашение между Минобразованием Омской области и колледжем, договоры о сотрудничестве, договоры на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных работ; договора на оказание услуг; учредительные документы центра; положения об учебной фирме, проектом отделе, научно-исследовательских лабораториях; должностные инструкции, внутренние распорядительные документы, бухгалтерские документы;
  • научно-методическое сопровождение: документы по организации экспериментальной, исследовательской, проектной и других видов инновационной деятельности; статьи и публикации (авторефераты, публикации, сборники); материалы методологических, практических и учебных семинаров;
  • программно-методическое обеспечение учебного процесса: профессиональные стандарты основных образовательных программ, учебные планы; рабочие программы (теоретического и практического обучения, контрольно-оценочные материалы);
  • формы взаимодействия с социальными партнерами: целевой заказ, адресные обращения, переговорные площадки, совместное программирование, экспертиза с привлечением работодателей;
  • новые управленческие структуры, которые позволят минимизировать централизацию управления, усилить коммуникаций внутри управленческих звеньев, повысить мобильность управления: координационный совет (коллегиальный орган, который должен осуществлять долговременное планирование и выполнять контрольно-координационные функции по деятельности центра;
  • соуправление — привлечение социальных партнеров к принятию решений;
  • проведение комплекса мероприятий и мер, ориентированных на поддержание и стимулирование студентов (круглые столы, показ презентаций);
  • подготовка и проведение мероприятий на базе колледжа (в том числе совместных с другими учреждениями и организациями): неделя предпринимательства; фестиваль бизнес-идей; конкурс «Лучший студенческий предпринимательский проект»; конкурс среди педагогов «Лучшая учебно-методическая разработка»; студенческая научно-практическая конференция;
  • подготовка и организация студентов и обучающихся к участию в мероприятиях, проводимых вне колледжа на различных уровнях: олимпиады, конкурсы, фестивали, выставки, деловые встречи, экскурсии, экспедиции;
  • оказание грантовой поддержки.

В качестве основных результатов работы учебно-делового центра предполагается:

  • рост количества инициативных молодежных инновационных проектов, получивших инвестирование;
  • рост молодежных бизнес-проектов в стадии реализации;
  • увеличение количества привлеченных партнеров к реализации проектов в сфере малого предпринимательства;
  • увеличение количества реализованных инновационных молодежных проектов;
  • увеличение количества студентов, обладающих умениями в сфере предпринимательской деятельности и принимающих участие в исследовательской и инновационной деятельности.

Перспективы развития учебно-делового центра связана с тем, что он позволит развернуть новые направления подготовки студентов, имеющих навык работы в предпринимательской среде. Новые направления могут быть связаны с реализацией проектных и организационных циклов движения инноваций в рамках открытой среды. Кроме того, дальнейшее развитие может быть связано с продвижением проектов, направленных на решение задач региона, использование ресурсов информационной среды, поддержку молодежных инновационных форумов и фестивалей, организацию конкурсов для студентов региона «Первый шаг», «Бизнес-старт».

 

Список литературы:

  1. Инновации в профессиональном образовании и обучении. Образовательная технология « Учебная фирма». Пособие для преподавателей / Под редакцией Завгородней А.В., Борисовой Г.В., Архангельской С.В. — СПб.: Изд-во ООО « Полиграф-С». 2004. — 224 с.
  2. Создание европейского пространства высшего образования. Коммю­нике Конференции министров по высшему образованию (Берлин, Германия, 19 сентября 2003 г.) Ларионова М.В., Шадриков В.Д., Железов Б.В., Горбунова Е. М. Фор­мирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.
  3. Тенденции в учебных структурах высшего образования Европы. III. Болонья — четыре года спустя: шаги по устойчивому реформированию высшего образования в Европе (Trends III). Доклад был использован при подготовке раздела 5 обзора Фор­мирование общеевропейского пространства высшего образования. Задачи для российской высшей школы. Ларионова М.В., Шадриков В.Д., Железов Б.В., Горбунова Е.М. — М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2004.
  4. Барановский А.И. Пути повышения конкурентоспособности образовательных услуг: Монография. — Омск: Изд-во ОмГПУ, 2003.