КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН, В ЧЬИХ РУКАХ ВЛАСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ
Секция: 2. Политология
VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
КАСПИЙСКИЙ РЕГИОН, В ЧЬИХ РУКАХ ВЛАСТЬ НА САМОМ ДЕЛЕ
Каспийский регион обладает большой политической значимостью на арене мировой политики. С древних времен великие исторические события разворачивались на этой территорий. Регион был очагом возникновения и процветания древних цивилизации и империи. Захват власти в Каспийском регионе — основная причина многих сражений и воин. Переход от древнего мира, к средневековью не повлиял на изменение интереса мировых держав к этому региону, а наоборот, именно в эпоху средневековья стратегическая значимость его увеличивается. В этот период истории человечества особую значимость представляли торговые пути. Здесь пересекались транзитные торговые пути Российской Империи, Китая, Индии и Османской Империи. Военно-политическое противостояние порождало военные столкновения. Поэтому феноменальным является то, что Каспийский регион уже в то время, имел важное стратегическое значение, еще до обнаружения богатых нефтяных и газовых месторождений в шельфе моря. Время шло, история обновлялась все новыми событиями, но регион Каспия все так же привлекал к себе внимание мировых держав, военно-политических блоков. В этой статье рассматривается вопрос противостояния мировых держав в Каспийском регионе, будущее положение региона на арене мировой политики.
Прикаспийская территория превращается в стратегическую зону мирового значения с перспективами превратиться в очаг международной напряженности по серьезности, возможно, превосходящий Ближневосточный район. Здесь разведаны громадные запасы углеводородного сырья, по оценкам специалистов, уступающие только Сибирским и Ближневосточным месторождениям. Для большинства стран экономический фактор является главным стимулом заинтересованности в Каспийской зоне в целях доступа к богатым источникам энергоресурсов, для других — в целях ослабления зависимости от нефти, произведенной в ближневосточных странах и в России. Политический и военно-стратегический интерес также играет немаловажную роль в интенсивности отношений многих стран в районе Каспийского моря. Влияние глобализации на Каспийский регион очевиден, но перед тем как рассматривать ситуацию в мировом глобальном масштабе, стоит охарактеризовать и провести анализ ситуации на региональном уровне. Глобализация в рассматриваемом районе началась не с распадом СССР, скорее всего, с тем что, крах и развал Союза убрал преграды на пути развития глобализации, ускорив ее последствия. В период развала Советского Союза глобализационные процессы в мире находились состоянии зарождения, и только начинали развиваться. Влияния глобализации несут серьезный характер, теряя свою индивидуальность, регионы вливаются в общую мировую систему. Уникальность региона теряется, тем самым увеличивается влияние сил со стороны, делает выгодным усиление на данном уровне. Каспийский регион, который до 90-х годов ХХ века был ареной прежде всего взаимодействия всего лишь двух стран, кем являлись СССР и Иран. Двустороннее соглашение между которыми было в силе вплоть до распада СССР. «Сегодня Каспийский регион находится на важном перекрестке мировых дорог, объединяющих богатый Север с бедным Югом, христианство с исламским миром. Это обширный регион, который находится в ведении пяти государств с населением более 240 млн. человек, с уникальным мировым водным бассейном, и его шельфами с запасами углеводородного сырья, запасами биоресурсов, где сосредоточено 90% мировых запасов икры осетровых» [5, с. 672]
После распада СССР распределение зон Каспийского моря остается не до конца урегулированным вопросом, связанным с разделением ресурсов каспийского шельфа — нефти и газа, а также биологических ресурсов. В течение длительного промежутка времени продолжались переговоры между прикаспийскими государствами о статусе Каспийского моря — Азербайджан, Казахстан и Туркменистан настаивали на разделе Каспия по срединной линии, Иран предложил разделить Каспия по одной пятой части между всеми прикаспийскими государствами. Однако, «В отношении Каспия ключевым является то физико-географическое обстоятельство, что он представляет собой закрытый внутриконтинентальный водоем, не имеющий естественного соединения с Мировым океаном. Соответственно, к Каспийскому морю не должны применяться автоматически нормы и понятия международного морского права, в частности, положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Исходя из этого, в отношении Каспия было бы неправомерным применять такие понятия, как «территориальное море», «исключительная экономическая зона», «континентальный шельф» и т. д.» [2]. Как мы можем понять из вышесказанного, вопросы по регулированию границ в акватории моря так и не решены полностью.
Республики Казахстан располагает двумя ключевыми направлениями в ведении своей политики в регионе Каспия. Во-первых, это развитие топливно-энергетического комплекса, что включает добычу и экспорт углеводородного сырья. Все эти планы осуществляются на основе Государственной программы освоения Казахстанского сектора Каспийского моря (КСКМ), рассчитанной на период с 2003 по 2015 гг. Во-вторых, активное развитие межгосударственного сотрудничества стран, имеющих общие границы в акватории Каспийского моря. Делимитация морской акватории, все еще остается одним из главных стратегических вопросов между странами в этом регионе. Республика Казахстан заинтересована в создании стабильной обстановки в регионе Каспия, но безуспешные переговоры между странами, имеющими общие границы, не приводят пока к желаемому результату. С осени 1997 г. Республика Казахстан начинает вести многовекторную политику. Подтверждением чего, является цитата из Послания президента Республики Казахстан народу страны «Сильное государство занимается не политикой выживания, а политикой планирования, долгосрочного развития и экономического роста» [3]. Поводом к такой политике является «китайский фактор». Тесное сотрудничество Казахстана с Китаем в топливно-энергетическом комплексе, дает стимул Казахстану для ведения уверенной независимой от России политики в Каспийском регионе. КНР купила контрольные пакеты акций (по 60 %) двух крупных нефтедобывающих компаний — «Актюбинскнефть» (три нефтяных месторождения) и «Узеньмунайгаз» (крупнейшее в РК после Тенгизского месторождение углеводородов Узень). Тогда же было заявлено, что Китайская национальная нефтегазовая корпорация (КННК) заключила соглашение на строительство трубопровода Актюбинск-Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР с ответвлением на юг — в Иран (через Туркмению). Сделав вывод, по заключенным договорам между Казахстаном и КНР можно смело говорить о активном дальнейшем сотрудничестве между странами. Казахстан вынужден считаться с тремя крупными игроками на мировой политической арене, с КНР, Россией и США. Тем самым нельзя не оценить, дальновидную политику главы государства Нурсултана Абишевича, направленную на стратегическое развитие страны. Что говорить о таких соседах как Россия и Иран, я думаю они являются ярыми противниками экспансии на Каспийский регион вне региональных держав. «Ашхабад укрепляет флот благодаря импорту (в основном с Украины, в счет поставок газа) и аренде судов у Ирана. Азербайджан делает ставку на военно-техническое сотрудничество с Израилем. Казахстан весной 2012 г. спустил на воду первый ракетно-артиллерийский корабль собственного производства, а к концу 2013 г. его каспийская группировка пополнится еще двумя кораблями этого класса, но с более мощным вооружением. Вместе с тем Казахстан и Азербайджан, делающие ставку на партнерство с Западом в каспийском вопросе, с настороженностью относятся к ирано-американскому диалогу» [4]. Азербайджан пытается стать региональным лидером в зоне Каспия, показав тем самым свою политическую и топливно-энергетическую независимость от России. Азербайджан распологает крупными запасами углеводородного сырья, чем обусловлена антироссийская политика внутри страны. Основным стимулом является активное сотрудничество Азербайджана с США в разработке нефтяных и газовых месторождений и дальнейший экспорт сырья. Правительство страны не спешит прямо показывать свою политику «отдаления» во взаимоотношениях с Россией, тем самым показывая свою дальновидную политику нейтральности. Попадая в эпицентр внимания многих стран, Азербайджан одновременно находится в самом сложном положении в том смысле, что ему крайне трудно выбрать оптимальное поведение или решение в условиях перекрестных интересов столь разнородных государств как США-Россия, Иран-Турция, Грузия-Армения и т. д. Можно лишь сказать, о явном «наклоне к западу» в ведении политики Азербайджана на мировой арене. Что касается Туркменистана, политика правительства страны окончательно определилась после, прекращения поставки нефти и газа на Украину и Кавказ, нельзя не заметить, что это была инициатива России. Туркменистан решил не упускать возможность сотрудничества с западом, в лице США. После подписания многих договоров между странами, Туркменистан начал развивать свою уверенную политику сотрудничества с «большим партнером» с другого континента. Можно сказать, что Россия «спровоцировала» Туркменистан на охлаждение отношений между двумя странами. Сегодня региональная ситуация в зоне Каспийского бассейна складывается менее выгодной для России. Бывшие страны СССР, получившие независимость, осознали возможность ведения самостоятельной политики в Каспийском регионе. Теряя политическое влияние, Россия пытается вернуть и восстановить его, через усиление своего военного присутствия в акватории моря. Количественное и качественное доминирование военных сил России в регионе, оставляет за Россией право «последнего слова», но еще не известно дальнейшее развитие политических событий в данном регионе.
Охарактеризовав региональную ситуацию, можно рассмотреть более серьезных игроков на мировом уровне. Каспийский регион является очень значимым для Китая, стремящегося показать свое присутствие во многих регионах мира. Быстро развивающаяся экономика Китая, феноменальными темпами увеличивает мощь страны. Преобладание и постепенное доминирование Китая на арене мировой политики является достаточно серьезным противовесом западу, в лице Евросоюза и США. Быстрому внедрению в регион Каспия США, препятствует активное сотрудничество Китая с Россией и Ираном. В то же время, Китай старается не допустить доминирования России в том же регионе. Большая значимость казахстанской нефти для Китая обуславливается большими потребностями в энергоресурсах быстро развивающейся экономике страны. Результатом этого, будет включение Китая в число крупных и серьезных игроков в данном регионе. Подтверждением тому является достаточно весомая доля Китая в нефтяном секторе промышленности Республики Казахстана, что составляет около 30-35 %. Республика Казахстан активно сотрудничает в этой сфере с нефтяной китайской компанией CNPC. Основные усилия в совместной работе направлены на освоение месторождения Кашаган, которое считается одним из наиболее крупных нефтяных месторождений, открытых в мире за последние полвека. Явным преимуществом КНР перед другими конкурентами, является выкуп доли индийской компании ONGC Videsh Limited, в международном проекте «Кашаган». Здесь мы можем пронаблюдать сталкивание интересов Индии и Китая, но все-таки мощь «красного дракона» постепенно поглощает «своего восточного собрата». Конкуренция Китая с западными компаниями в Каспийском регионе может затянуться на долгие годы. Вот мы и подобрались к одному из основных игроков в этом регионе, кем являются США. США видят в Каспийском регионе отличную альтернативу ближневосточным источникам нефти, в том числе и иранским. Тесное сотрудничество США со странами Каспийского региона, препятствует проникновению «антиамериканского» настроения в центрально-азиатский регион в целом. Великая «идея свободы и демократий» США, также играет немаловажную роль в притязаний на Каспийский регион. Тем самым США показывают, что своим присутствием в регионе они преследуют не только свои цели, но и продвигают «политику свободы» во благо прикаспийским странам. А вот как определяет ситуацию в регионе в контексте задач США директор Института стратегических исследований Дуглас Лавлейс: «Цель Соединенных Штатов необратимо интегрировать эти государства (страны Центральной Азии и Кавказа — Р.А.) в систему западных государств может актуализировать международное соперничество с Россией. Москва все еще рассматривает эту зону как часть своих интересов и сильно возмущается вовлеченностью Соединенных Штатов в этот регион. Более того, нынешняя война Москвы с желающей оторваться от нее Чечней демонстрирует намерение противодействовать расширяющимся интересам Соединенных Штатов силой» [1]. Тем самым можно сделать вывод, что наибольшая вероятность вооруженных столкновений между двумя мировыми державами возможна именно в Каспийском регионе. Еще не известно, какая именно политическая обстановка будет доминировать в Каспийском регионе, но можно сказать окончательно, что начался процесс выявления союзников и противников в грядущей конфронтации. Любые военные столкновения в регионе отрицательно повлияют на экономику прикаспийских стран. В этом вопросе Республика Казахстан выступает в качестве активного участника процесса в стабилизации обстановки в Каспийском регионе. Хотелось бы закончить цитатой из Послания президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева народу Казахстана «Сбалансированность нашей внешней политики означает развитие дружественных и предсказуемых отношений со всеми государствами, играющими существенную роль в мировых делах и представляющих для Казахстана практический интерес» [3].
Список литературы:
- Каспийский регион — нарождающийся узел международных противоречий — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.olegarin.com/olegarin/Kaspijskij_region.html (дата обращения 10.11.2013)
- Каспийское море. Материал из Википедии — свободной энциклопедии — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Каспийское_море (дата обращения 08.11.2013)
- Послание президента Республики Казахстан Лидера нации — народу Казахстана. СТРАТЕГИЯ «Казахстан-2050» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.akorda.kz/ru/page/page_poslanie-prezidenta-respubliki-kazakhstan-lidera-natsii-nursultana-nazarbaeva-narodu-kazakhstana — (дата обращения 12.11.2013)
- Рухани как фактор политики в Каспийском регионе — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.newskaz.ru/comment/20131022/5692144.html (дата обращения 10.11.2013)
- Страны мира. Информационно-аналитический справочник ЦРУ. — Екатеринбург: У — Фактория, 2001. — 672 с.