Статья:

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Исагалиева А.С. ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ МЫСЛИ

Исагалиева Айгуль Сабыргалиевна
студент Астраханского государственного университета, РФ, г. Астрахань
Киселева Евгения Евгеньевна
научный руководитель, научный руководитель, канд. социол. наук Астраханского государственного университета, доцент кафедры социологии, РФ, г. Астрахань

 

Эпоха античности сыграла важную роль в истории человечества и буквально всех существующих на сегодняшний день наук. Античное искусство и культура — это огромное наследие древности, которое состоит из памятников скульптуры, архитектуры, литературы, живописи, философии. Все это стало неотъемлемой частью мировосприятия и жизнедеятельности мирового социума.

По мнению В.А. Ядова задача социологов заключается, прежде всего, в анализе структуры социальных отношений, они обязаны изучать идеи и концепции своих потенциальных предшественников [1]. Ни о термине социология, ни о самой науке в античности говорить не приходится. Однако, к теориям и основным направлениям общественной мысли принято употреблять максимально приближенное по значению понятие социальная философия. Это отрасль философского знания зародилась еще в седьмом веке до нашей эры.

Хотелось бы отметить, что именно софисты первыми заметили различия между понятием природы и человеческими законами. Они впервые высказали идею равенства всех людей [2]. Некоторые софисты считали законы основой нормального существования людей, например Ликофрон отводил закону роль гарантии личных прав граждан, в то время как Трасимах утверждал, что правители везде навязывают гражданам выгодные себе законы.

Главными основоположниками и представителями направления социальной философии являются крупнейшие мыслители своего времени Платон (427—347 гг. до н. э.) и Аристотель (384—322 гг. до н. э.) [3]. Они впервые обратили свои научные изыскания на общество и его закономерности, как на отдельную инстанцию бытия. Основные положения социальной концепции Платона изложены в его труде-диалоге «Государство» и продолжены в диалоге «Законы». Платон исходит из идеи несовершенства индивида и идеи его подчиненности интересам целого, будь то вселенная, город, род, раса или любой другой коллектив. Так, по мнению Платона, общество и государство есть естественный продукт совместной деятельности людей. Его существование обусловлено необходимостью людей друг в друге, поскольку способности люди имеют обычно к чему-то одному, а потребности испытывают во многом.

Одной из главных теорий Платона является теория совершенного государства, которая представляет собой первую ясную, последовательную и хорошо аргументированную концепцию коллективистического общества. Для того, чтобы государство полноценно и гармонично развивалось Платон сформулировал следующие функции: это управление, охрана или война и материальное обеспечение. Основной задачей государства является воспитание граждан в нравственной добродетели. В качестве условно-образцового государственного устройства Аристотель выдвинул такое смешение олигархии и демократии, при котором поляризация бедных и богатых снимается преобладанием зажиточных средних слоев.

Платон в создании его — радикальный рационалист, так как он вытраивал рационально идеальный образ и требовал, чтобы реальность ему соответствовала. По его мнению, главный принцип правильного устройства, состоит в том, что каждый индивид, соц. группа, общество в целом должны заниматься исключительно своим собственным делом, если все будет равномерно и плавно функционировать, несомненно, общество может избежать межгрупповые конфликты.

Аристотель, ученик Платона, последователь и принципиальный критик — был скорее рационалистом-эмпириком и наблюдателем. Согласно альтернативному словарю Е. Головаха: «Платон — философ, который долго доказывал, что физический мир — лишь жалкая тень духовного, пока его не опроверг Аристотель, физически вытолкав из академического сада» [4]. Аристотель в своих работах, прежде всего, отталкивался от наблюдений за реальной жизнью, и именно он впервые четко сформулировал главную проблему античного общества. Основная его задача заключалась в том, как достичь стабильности и всеобщего блага, не утратив при этом человеческой свободы. Он в определенной мере согласен с концепцией Платона, однако, главное деление общества для него — это деление на зависимых и не зависимых групп от определенных факторов. Не зависимые — это те люди, кто могут заботиться о себе и на этом основании обычно заботятся о других.

Таким образом, можно сформулировать общие характеристики этих концепций, а также и их принципиальные различия. Одним словом, античная социальная философия включает в себя как концепции Платона, так и Аристотеля.

Главное противоречие социального порядка античного общества — это противоречие свободы и всеобщего блага, блага государства в целом. У Платона свобода граждан жертвуется во имя всеобщего блага. Аристотель же пытается свободу сохранить, но у него получается, что свобода возможна только для немногих.

Последние годы античной эпохи не отличились обилием крупных мыслителей и развитием философских идей. По окончанию этого исторического этапа, приходит время нового периода, именуемого Средневековьем. Главной особенностью социальной мысли эпохи Средневековья является огромное влияние христианства на философских деятелей. Общество стало настолько религиозным, что религия буквально решала все. Данное время не ознаменовано какими-либо новыми значимыми подходами к изучению общества, хотя отдельные мыслители и внесли весомый вклад в предысторию социологической науки.

Можно сказать, что христианское обоснование социального порядка было обращено не к человеческому разуму, как в античности, а к священному тексту. В основе порядка мирового и общественного лежит текст, в котором воплощены сверхразумные божественные истины и в них обязаны все поверить. Человек должен, прежде всего, стремиться понимать только то, что ему доступно. Он должен знать, что мир создан богом, что обречен им на погибель, а вот почему это так — ему знать не нужно. Средневековая социальная мысль интересна основными тремя идеями, оказавшими огромное воздействие на последующее развитие социальной философии. Именно в Средние века зародилась вера в то, что человечество ожидает прекрасное будущее. Когда земная история закончится, некоторые индивиды окажутся в небесном раю, где они избавятся от обязанности в поте лица добывать свой хлеб. Немаловажной является и идея аскетизма, которая позднее была видоизменена в требование различения искусственных и естественных потребностей индивида. Искусственные потребности навязывались человеку несовершенным обществом, должны быть отброшены. Как только станет возможным удовлетворить естественные, или подлинные, потребности человека, возникнет совершенное общество, означающее начало настоящей истории человечества в целом. Третья идея — это картина равенства всех людей, в этом, в принципе и заключается их свобода, пока они будут в чем-то отличаться, они не будут свободными.

Более поздним представителем христианской социальной мысли был Фома Аквинский (1225—1274). Он сформулировал три основные функции, которые, по его мнению, определяют структуру социального порядка: люди молятся, трудятся и управляют. Все вышеперечисленное в определенной мере необходимо для обеспечения земного порядка. Как считал, Фома Аквинский эти функции даны миру Богом и человек не способен их изменить и подчинить.

Поведение человека не может руководствоваться его разумом, оно направляется тремя видами законов: божественным, естественным и человеческим. Первый был сформулирован в Ветхом и Новом завете, в основном это сверхразумные законы. В основе естественного закона лежит стремление человека к различным социальным благам, к счастью и к избеганию зла. На третьем месте по значимости находится человеческий закон, он представляет собой законы государства и общества в целом. Данный закон стремится к удержанию людей от совершения зла.

В позднем Средневековье речь идет об эпохе Возрождения. Главным представителем социальных идей этого периода заслуженно является Николо Макиавелли (1469—1527). Концепция, в основном, изложена в труде под названием «Государь» — одной из самых скандальных книг в философии. Согласно взглядам мыслителя, его можно отнести к классическим ренессансным гуманистам.

То есть Макиавелли был человеком, обожавшим античную культуру, он изучал ее практически всю жизнь, и эта культура была для него образцом, идеальной моделью для понимания окружающего мира. Хотелось бы отметить, что вслед за Платоном и Аристотелем он также исключил все божественное из оправдания социального порядка. По его мнению люди живут в обществе, потому что они друг в друге нуждаются. Нужны они друг другу для достижения своих собственных эгоистических целей, в том числе и за счет других. Для Платона и Аристотеля — главная причина нарушения и разрушения общественного порядка и сотворения всяческих бед, потому исправление порядка предполагает излечение человека от эгоизма.

Макиавелли, в свою очередь, обращает свой взор на строение общества. Он подразумевает, что общество состоит из трех основных слоев: знатные граждане, ремесленники, торговцы, земледельцы, их влияние на управление незначительно, но они стремятся, пытаются поучаствовать; и третий слой — бесправная чернь, беднота. Он сформулировал совершенно антихристианский принцип поведения правителя государства: государь имеет право и даже обязан сделать все, что необходимо, для сохранения порядка. Нет таких действий, которые для него запретны, невозможны по моральным соображениям.

Хотелось бы отметить, что главное достижение Макиавелли заключается в том, что он секуляризовал социальность. Это заключалось в том, что Макиавелли отрезал от бога социальный порядок. По его мнению, для того, чтобы порядок всегда был в социуме, необходимо не обращать внимания на Бога, так как Он находится не в нашем мире, а потустороннем. Макиавелли в своих работах писал, что социальный порядок был осуществлен человеческими усилиями и только человек ответственен за него. Человек станет источником своих несчастий только тогда, когда он будет не в состоянии сохранить этот порядок.

Итак, можно сделать общий вывод, что изменения связанные с обоснованием социального порядка после гибели античной цивилизации не могли не повлиять на развитие социальной мысли в целом. Социальный порядок в античности мог оправдываться путем различных обоснований, в том числе, как и философскими, так и религиозно-мифологическими.

 

Список литературы:

  1. Головаха Е.И. Кто и как создавал науку о природе и обществе: альтернативный словарь // Социология: теория, методы, маркетинг. 2006. — 59 с.
  2. Ивин А.А. Основы социальной философии. — М.: Высшая школа, 2005. — 65 с.
  3. Новиков С.В. Большая историческая энциклопедия. — М.: Филологическое общество «Слово»: ОЛМА-ПРЕСС Образование, 2004. — 700 с.
  4. Социологический словарь: Пер. с англ. / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2004. — 405 с.