Статья:

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ РОССИИ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Кононова З.А. К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ РОССИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 19.02.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

К ВОПРОСУ О НЕКОТОРЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМАХ РОССИИ

Кононова Зоя Александровна
студент Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Пятигорск
Титова Валерия Владиславовна
научный руководитель, канд. экон. наук, доцент Северо-Кавказского федерального университета, РФ, г. Пятигорск

 

В настоящее время в России существует целый ряд проблем. Проблемы страны имеют многофункциональный характер. На наш взгляд, более значимыми для нашей великой державы являются проблемы, связанные с экономической деятельностью, так как состояние экономики оказывает влияние и на многие другие отрасли. Затронув любую из отраслей, мы непременно столкнемся с такими понятиями как финансирование, затраты, дотации и прочими терминами, тесно связанными с экономической деятельностью. Стабильная экономическая система — и есть достойное будущее нашей страны. В настоящее время создаётся множество проектов по совершенствованию экономических показателей страны, нормативно-правовые акты в сфере экономики, а также применяются новые методы по стабилизации отдельных субъектов экономики. Тем не менее, это не придает уверенности в стабильности завтрашней экономики. Мировой опыт убедительно свидетельствует о неразрывном единстве государства, общества и экономики.

Проблемы экономики России являются острым вопросом. На сегодняшний день речь идет о современной экономике, со всеми ее характеристиками и атрибутами. Любое исследование экономики последних лет сводится к анализу финансового и экономического кризиса. По мнению одних, этот кризис угасающий, по мнению других только разгорающийся. Воздействие кризиса на экономику различных стран колеблется «от слабого до катастрофического». И все-таки на наш взгляд, Россия испытывает наибольший экономический уровень кризиса. Умеренно оптимистичным можно назвать и прогноз отечественной экономики, сделанный экспертами международного валютного фонда. Минэкономразвития выдало более тревожный сценарий на случай, если состоится, так сказать, полураспад еврозоны и до 60 долл. за баррель упадут нефтяные цены. ВВП в России за период кризиса сократился на 7,9 %, отмечен был рост ВВП на 2 %, фондовый рынок обвалился вдвое, доходы федерального бюджета сократились почти на 5 трлн. рублей с 9,3 до 4,4 трлн. рублей. Причинами этого является: экспортная зависимость, слабая банковская система, и конечно малоизвестный внешнеэкономический корпоративный долг. На фоне стран — конкурентов динамика российского ВВП выглядит слабо, а место нашей страны в международном разделении труда будет сокращаться. По крайней мере, на ближайшую перспективу они в значительной мере стереотипы. В частности, российскому правительству рекомендовано проводить политику бюджетной консолидации. Кстати, судя по основным направлениям бюджетной политики на 2013—2015 гг., эта рекомендация уже принята во внимание и будет реализована. В экономике России рекомендуется также произвести совершенствование денежно-кредитной политики с целью снижения инфляции и проведение структурных реформ. Развитие кризисного сценария, в случае выхода некоторых стран из еврозоны, предполагает снижение ВВП в России еще на 2 % в 2014 г. Если оценить будущее валютного курса и нефтяных цен, можно сказать они изменились — снижены цены за баррель на 3—5 долл. Однако, эксперты из ведущих отечественных и иностранных аналитических центров, промышленных компаний, коммерческих и инвестиционных банков предполагают, что в целом на период до 2018 г. будут стабильные цены на российскую нефть на уровне примерно 105—112 долл. за баррель. На наш взгляд, глобальных изменений не происходит. Это можно понять, глядя на бурно развивающийся Китай, который поддерживает норму накопления основного капитала на уровне 38 % ВВП и, тем самым, обеспечивает высокие среднегодовые темпы роста. В течение многих лет государственная власть направляла нефтедоллары на выплаты внешнего долга, а также вкладывала в американскую экономику и ценные бумаги европейских государств в ущерб собственным интересам. Таким образом, большая часть их использовалась не ради внутреннего инвестирования, а сугубо монетаристским образом — путем размещения в финансовых фондах западных стран, вкладывалась в развитие экономик наших оппонентов, а не собственной экономики. Общий долг США перед Россией составляет примерно 240 млрд. долл. Такое кредитование громадного общего дефицита бюджета США за счет природных ресурсов России весьма наглядно проявилось в 2010 г., когда мировая экономика подверглась финансовому кризису, а детонатором его явилась финансовая система США.

Нынешний мировой экономический кризис четко обозначил крах неолиберальной модели развития как в мире, так и в стране. Существующая модель недееспособна, она нуждается в радикальная ее трансформации. Все очевиднее становится ведущая роль человеческого фактора в экономическом развитии. В России с ее богатым природно — ресурсным потенциалом и топливно-сырьевой ориентацией экономики, неадекватной современным требованиям к качеству экономического развития, новые, инновационные факторы роста используются, к сожалению, еще слабо. И это объяснимо. В то время как Россия в течение более 1,5 лет осуществляла, так называемые, радикальные реформы, отдельные передовые страны развивались в русле научно-технического прогресса, и отставание нашей страны в этой сфере не сократилось, и даже увеличилось.

Хозяйственный механизм, который применяется в стране не позволяет эффективно использовать огромные резервы экономики, тормозит решение комплекса неотложных социальных проблем. Приоритетными должны быть обеспечение высокого уровня образованности и профессиональной подготовки кадров, поддержка развития науки, наукоемких производств, новая промышленная политика, которая будет ориентирована на прорывные технологии, создание высоко конкурентных новых поколений техники. К началу XXI века российская экономика оказалась на крайне неблагоприятной стартовой позиции. Объективных причин для этого не было, крупные стратегические ошибки, просчеты были допущены властями. В России в 90-е гг. социально-экономические преобразования осуществлялись в условиях абсолютного противостояния различных противоборствующих сил и заинтересованных групп при одновременном и резком ослаблении власти государства. Конечно, слабость институтов власти стала одной из главных причин глубокого системного, структурного кризиса экономики России, продолжавшегося в течение этого периода. Сильные регулятивные и координирующие институты, обеспечивающие эффективность рыночных механизмов, позволили, например, Китаю и Вьетнаму добиться больших результатов в реформировании экономики и сохранить действенную регулирующую роль государства. Экономический кризис наглядно показал, что возлагать надежды на сырьевой сектор — это направление тупиковое, не имеющее никакой перспективы. От бесконечных призывов к модернизации экономики пора переходить к делу. Не лишне напомнить: еще С.Ю. Витте, известный государственный деятель, в 1990 г. писал о России, что «внешняя торговля питается главным образом продажей за границу сырых произведений, не представляющей больших выгод вообще и, главное, всецело подверженной стихийным влияниям изменчивых …условий. При таких обстоятельствах благосостояние населения не может быть ни высоким, ни устойчивым». В результате сырьевого характера нашей экономики, Россия больше других стран пострадала от кризиса. Еще хуже обстоят дела с состоянием таких параметров эффективности национальной экономики, как производительность труда, энергоемкость и ресурсоемкость экономики. По уровню производительности труда Россия отстает от США и ЕС в 4 раза; ресурсоемкость продукции и технологий в основных отраслях промышленности в среднем выше в 3—7 раз, чем в США и других индустриально развитых странах, а энергоемкость — почти в 3 раза.

Для повышения уровня производительности государству необходимо решить следующие задачи: стимулировать рост конкуренции, внедрить комплексный подход к развитию территорий, реализовать программы поддержки мобильности трудовых ресурсов, принять необходимые меры по поддержанию численности трудоспособного населения.

Устойчивый рост экономики возможен лишь на основе концентрации ресурсов на прорывных направлениях формирования нового технологического уклада, декриминализации рыночной среды и обеспечения добросовестной конкуренции, многократного повышения инновационной и инвестиционной активности, улучшения качества государственного регулирования, радикальные перемены в самой идеологии экономических преобразований. Качественный экономический рост должен стать приоритетной задачей теории и экономической политики.

Масштабный структурный сырьевой перекос в экономике — результат подчинения внутренней политики требованиям зарубежного капитала, внешнего рынка. Несколько лет назад российский экспорт минеральных продуктов в страны дальнего зарубежья занимал 40 %, сейчас же данный показатель равен 60—65 %.

Структурная перестройка экономики, переход от добычи сырьевых товаров к производству наукоемкой, высокотехнологичной продукции непосредственно связаны с необходимостью сокращения технологического отставания России от стран наиболее развитых.

Кардинальное и быстрое увеличение объемов и эффективности капитальных вложений, также как и улучшение технологической структуры — уверенный путь к повышению конкурентоспособности народного хозяйства.