МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Секция: 7. Маркетинг
VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ
Качество продукции является важнейшей экономической категорией рыночной экономики, от определяющей конкурентоспособность и конечные результаты деятельности предприятия.
Улучшение качества продукции — основное направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В процессе исследования нами была проведена оценка качества карамели «Молочная» ЗАО «КОНТИ-РУС» в сравнении с аналогичными товарами конкурентов: карамель «Птичье молоко» ОАО «Рот Фронт» и «Аленка» ОАО «Красный октябрь».
Первым шагом исследования был дегустационный анализ, в котором приняли участие десять независимых экспертов. Им предлагалось оценить основополагающие показатели качества карамели, такие как состояние завертки, форма, поверхность, вкус, запах и выставить соответствующие оценки (максимально 5 баллов). Полученные результаты представлены в таблице 1.
Карамель ЗАО «КОНТИ-РУС» в среднем набрала 4,34 балла, карамель ОАО «Рот Фронт» — 4,32 балла, а карамель ОАО «Красный октябрь» — 4,48 балла. Согласно потребительской оценке более высоким качеством обладает карамель «Аленка» ОАО «Красный октябрь. ЗАО «КОНТИ-РУС» необходимо уделить внимание совершенствованию обертки карамели, так как именно по этой позиции предприятие существенно отстает от лидера.
В процессе исследования в апреле 2013 года проведен опрос посетителей гипермаркета «Линия», который был нацелен на определение факторов, влияющих на поведение потребителей.
Таблица 1.
Результаты дегустационного анализа карамели٭
Показатель |
Характеристика |
Карамель «Молочная», кол-во баллов |
Карамель «Птичье молоко», кол-во баллов |
Карамель «Аленка», кол-во баллов |
Состояние завертки |
Качество завертки, эстетические свойства этикетки (четкость рисунка, стойкость краски) |
3,8 |
4,3 |
4,8 |
Форма |
Четкость граней, правильность формы |
4,2 |
4 |
4,3 |
Поверхность |
Ровная или гладкая, наличие помятостей, потеков, прилипших крошек. |
4,6 |
4,6 |
4,5 |
Вкус |
Легкость разламывания, аромат, консистенция, цвет, доброкачественность начинки |
4,6 |
4,3 |
4,4 |
Запах |
4,5 |
4,4 |
4,4 |
|
Средний балл |
4,34 |
4,32 |
4,48 |
*Источник: собственная разработка
Респонденты должны были оценить значимость каждого фактора (вкус и запах, цена, калорийность, сырье, развернутость информации, способ упаковки, форма, известность марки), влияющего на потребителя при покупке карамели.
Для ранжирования выбранных свойств, применялась балльная оценка (например, по следующей шкале: 3 — наибольшая весомость; 1 — наименьшая весомость). На основе данных была составлена диаграмма (рис. 1).
Рисунок 1. Диаграмма коэффициентов весомости свойств карамели
Полученные данные позволяют сделать вывод, что наиболее весомыми показателями конкурентоспособности являются вкус и запах, используемое сырье, калорийность, развернутость информации и цена.
Для определения конкурентоспособности продукции ЗАО «КОНТИ-РУС» опрашиваемым потребителям предлагалось оценить с помощью балльной оценки (шкала от 1 до 5) соответствие представленных образцов карамели основополагающим показателям конкурентоспособности [4, c. 32]. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 2.
Сравнив полученные значения итоговых рейтингов для анализируемых предприятий, можно сделать вывод, что с точки зрения потребителя наиболее конкурентоспособна продукция ОАО «Красный октябрь».
Продукция ЗАО «КОНТИ-РУС» уступает лидерам по ряду ключевых факторов, которые обеспечивают конкурентоспособность.
Прежде всего, это такие факторы как привлекательность этикетки, развернутость информации и известность марки. Поэтому для того, чтобы продукция ЗАО «КОНТИ-РУС» в будущем могла конкурировать с признанными лидерами, предприятию необходимо совершенствовать этикетку, повысить её информативность, а также обеспечить известность марки.
Таблица 2.
Анализ конкурентоспособности карамели٭
Критерий конкуренто-способности |
Удельный вес критерия |
Карамель «Молочная» ЗАО «КОНТИ-РУС» |
Карамель «Аленка» ОАО «Красный октябрь» |
Карамель «Птичье молоко» ОАО «Рот Фронт» |
Вкус и запах |
0,16 |
4,4 |
4,9 |
4,4 |
Цена |
0,13 |
4,6 |
4,2 |
4,9 |
Калорийность |
0,12 |
4,8 |
4,2 |
4,4 |
Сырье |
0,12 |
4,6 |
4,8 |
4,7 |
Развернутость информации |
0,14 |
4,4 |
4,6 |
4,8 |
Способ упаковки |
0,13 |
4,4 |
4,8 |
4,6 |
Привлекательность этикетки |
0,13 |
4,2 |
4,8 |
4,7 |
Форма |
0,08 |
4,9 |
4,6 |
4,5 |
Известность марки |
0,08 |
3,8 |
4,7 |
4,4 |
Итоговый рейтинг |
4,86 |
5,046 |
5,026 |
*Источник: собственная разработка.
Для улучшения качества упаковки предлагается использовать упаковочные пленки с твист-эффектом.
В настоящее время пленки с твист-эффектом в России практически не производятся. Между тем потребности отечественного рынка в данной продукции превышают восемь тысяч тонн, а потенциал возможного использования еще в два раза выше требуемого значения [3, c. 39].
В России наибольшее распространение получили твист-пленки следующих марок: Hicor, Twist-Lyte, Polyphane. Твист-пленка может быть прозрачной, металлизированной и белой. Твист-пленки совершенно инертны к продукту. Ротогравюрные краски, которыми производится печать, нетоксичны, безвредны. Красочный слой не контактирует с пищевым продуктом. Она способна разрушаться в почве через несколько недель после попадания в нее.
Преимущества твист-пленки:
· комфортность применения;
· большая продолжительность сохранности продукта;
· красивое внешнее оформление;
· экономическая выгода — упаковки с твист-эффектом дают высокий результат на «выходе»;
· безвредна при утилизации;
· не содержит тяжелых металлов и хлоридов
· обладает повышенной способностью сохранения узла скручивания на конфетной упаковке [5, c. 22].
Таким образом, внедрение твист-пленки существенно увеличит качество конфет ЗАО «КОНТИ-РУС» и, как следствие, их конкурентоспособность.
По данным последних исследований, имиджевая составляющая упаковки, то есть дизайн, в большей степени влияет на восприятие продукта, чем собственно его вкус, цвет или запах [1, c. 19].
Тезис «упаковка=продукт» является одним из важнейших факторов конкурентоспособности товара.
По данным исследования качества и конкурентоспособности продукции ЗАО «КОНТИ-РУС» необходимо не только поработать над качеством упаковки продукции, но и расширить информации на ней и улучшить дизайн.
Дизайн торговой марки, дизайн этикетки и дизайн упаковки выступают мощным инструментом продаж: идентифицируют бренд, выгодно выделяют его на фоне конкурентов и передают ощущения качества продукции.
Эмоциональные ожидания от дизайна упаковки четко группируются по случаям потребления кондитерских изделий (табл. 3).
Карамель «Молочная» ЗАО «КОНТИ-РУС» подходит, согласно таблице 3, к нескольким ситуациям потребления: семейное торжество, для себя, на ходу, в дороге.
Таблица 3.
Эмоциональные ожидания потребителей от дизайна упаковки кондитерских изделий
Ситуация потребления |
Ощущения |
Эмоциональные ожидания от дизайна |
Официальный праздник |
Хорошо, что есть официальные праздники, на них можно получить маленькие знаки внимания от коллег. |
Веселый, необычный, немного шутливый, праздничный, официальный, традиционный. |
Семейное торжество |
Доставить удовольствие близким нужно обязательно. Здесь известны все привычки. Обычно на столе — все самое любимое. |
Традиционный, чтобы всем понравилось, близкий, родной, привычный, нежный. |
Для себя |
Можно порадоваться или доставить себе удовольствие. Иногда хочется чего-нибудь новенького, но чаще — того, к чему привык. Когда один, хочется погрустить, а потом поднять себе настроение, чтобы жить стало лучше. |
Оптимистичный, воодушевляющий, бодрящий, неклассический. |
Романтическое событие |
Обстановка романтическая — хочется незабываемых впечатлений. Ощущение таинственности. |
Фееричный, незабываемый, волшебный, таинственный, неоднозначный, противоречивый. |
Коллегам на работу |
Сама ем, и коллегам тоже нужно. Как же я одна есть буду — неприлично. |
Традиционный, приемлемый, общеизвестный, классический. |
На ходу |
Тут надо, чтобы все быстро и удобно было, на ходу. |
Удобный, функциональный, быстрый, комфортный, практичный, информативный, заметный. |
В дороге |
Можно и угостить кого-то, хочется выглядеть прилично, соответствовать. |
Традиционный, удобный, консервативный, привычный, нейтральный. |
Поэтому упаковка карамели должна быть информативной, удобной, функциональной, бодрящей, оптимистичной.
На основании этих характеристик был разработан новый дизайн обертки для карамели «Молочная» ЗАО «КОНТИ-РУС» (рис. 2).
Рисунок 2.Дизайн обертки для карамели
Преимущества новой обертки:
· изготовлена из твист-пленки, что существенно повышает ее качество;
· информация на данной обертке более развернута и содержит сведения о калорийности;
· безвредна при утилизации;
· дизайн обертки привлекателен для потребителя;
· нейтральна по отношению к сахару, спиртсодержащим наполнителям и другим ингредиентам, используемым при изготовлении конфет.
В результате внедрения в ЗАО «КОНТИ-РУС» упаковочной пленки с твист-эффектом, разработанной специально для кондитерских изделий, и совершенствовании обертки и информации на ней, планируется, что прирост выручки составит 3 %. Таким образом, планируемая выручка составит 8064171,79 тыс. руб. Затраты на замену оборудования для использования твист-пленки составят 60515,5 тыс. руб.
Рассчитаем экономический эффект от внедрения данных мероприятий.
Э = ΔПв — Зр, (1)
где: Э — экономический эффект от внедрения мероприятий, тыс. руб.;
ΔПв — плановый прирост выручки после реализации мероприятий, тыс.руб.;
Зр — затраты на реализацию мероприятий, тыс. руб.
Э = 234878 — 60515,5 = 174362,5 тыс. руб.
Таким образом, экономический эффект от предложенных мероприятий положительный. Рентабельность предлагаемых мероприятий составит 288 %. Срок окупаемости затрат по расчетам равен 0,34 года (примерно четыре месяца).
На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что внедрение твист-пленки в производство ЗАО «КОНТИ-РУС» приведет к получению как экономического, так и социального эффекта. Большая информативность и улучшение эстетического вида обертки повысит удовлетворенность потребителей, а использование в качестве упаковочного материала пленки Ecotwist положительно сказывается на экологии.
Список литературы:
1. Гончарова В.Н. Товароведение пищевых продуктов: учебник / В.Н. Гончарова. — М.: Экономика, 2009. — 270 с.
2. Дмитриченко М. И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: учебник / М.И. Дмитриченко. — 2-е изд., стер. — М.: Питер, 2011. — 160 с.
3. Дорохович А.Н., Гавва Е.А., Дорохович В.В. Сроки хранения кондитерских изделий, целесообразность и возможность их продления// Мерчендайзинг. — 2008. — № 1. — С. 17—20.
4. Лифиц И.М. Конкурентоспособность товара и услуг: [Текст]: учебное пособие / И.М. Лифиц. — М.: Высшее образование, 2009. — 390 с. ISBN 6-3221-321-9.
5. Семенова М.Ю. Повышение качества кондитерских изделий / М.Ю. Семенова // Товаровед продовольственных товаров — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tpp.panor.ru/(дата обращения 20.04.13).