Статья:

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Конференция: VI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 7. Маркетинг

Выходные данные
Конищева Е.А. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. VI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(5). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(6).pdf (дата обращения: 22.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 43 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ И ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА ПРОДУКЦИИ

Конищева Екатерина Александровна
студент Курского государственного университета, РФ, г. Курск
Трубникова Вера Витальевна
научный руководитель, научный руководитель, доцент Курского государственного университета, РФ, г. Курск

 

 

 
 

 

Качество продукции является важнейшей экономической категорией рыночной экономики, от определяющей конкурентоспособность и конечные результаты деятельности предприятия.

Улучшение качества продукции — основное направление интенсивного развития экономики, источник экономического роста, эффективности общественного производства. В процессе исследования нами была проведена оценка качества карамели «Молочная» ЗАО «КОНТИ-РУС» в сравнении с аналогичными товарами конкурентов: карамель «Птичье молоко» ОАО «Рот Фронт» и «Аленка» ОАО «Красный октябрь».

Первым шагом исследования был дегустационный анализ, в котором приняли участие десять независимых экспертов. Им предлагалось оценить основополагающие показатели качества карамели, такие как состояние завертки, форма, поверхность, вкус, запах и выставить соответствующие оценки (максимально 5 баллов). Полученные результаты представлены в таблице 1.

Карамель ЗАО «КОНТИ-РУС» в среднем набрала 4,34 балла, карамель ОАО «Рот Фронт» — 4,32 балла, а карамель ОАО «Красный октябрь» — 4,48 балла. Согласно потребительской оценке более высоким качеством обладает карамель «Аленка» ОАО «Красный октябрь. ЗАО «КОНТИ-РУС» необходимо уделить внимание совершенствованию обертки карамели, так как именно по этой позиции предприятие существенно отстает от лидера.

В процессе исследования в апреле 2013 года проведен опрос посетителей гипермаркета «Линия», который был нацелен на определение факторов, влияющих на поведение потребителей.

 

Таблица 1.

Результаты дегустационного анализа карамели٭


Показатель


Характеристика


Карамель «Молочная», кол-во баллов


Карамель «Птичье молоко»,

кол-во баллов


Карамель «Аленка»,

кол-во баллов


Состояние завертки


Качество завертки, эстетические свойства этикетки (четкость рисунка, стойкость краски)


3,8


4,3


4,8


Форма


Четкость граней, правильность формы


4,2


4


4,3


Поверхность


Ровная или гладкая, наличие помятостей, потеков, прилипших крошек.


4,6


4,6


4,5


Вкус


Легкость разламывания, аромат, консистенция, цвет, доброкачественность начинки


4,6


4,3


4,4


Запах


4,5


4,4


4,4


Средний балл


4,34


4,32


4,48

*Источник: собственная разработка

 

Респонденты должны были оценить значимость каждого фактора (вкус и запах, цена, калорийность, сырье, развернутость информации, способ упаковки, форма, известность марки), влияющего на потребителя при покупке карамели.

Для ранжирования выбранных свойств, применялась балльная оценка (например, по следующей шкале: 3 — наибольшая весомость; 1 — наименьшая весомость). На основе данных была составлена диаграмма (рис. 1).

 

Рисунок 1. Диаграмма коэффициентов весомости свойств карамели

 

Полученные данные позволяют сделать вывод, что наиболее весомыми показателями конкурентоспособности являются вкус и запах, используемое сырье, калорийность, развернутость информации и цена.

Для определения конкурентоспособности продукции ЗАО «КОНТИ-РУС» опрашиваемым потребителям предлагалось оценить с помощью балльной оценки (шкала от 1 до 5) соответствие представленных образцов карамели основополагающим показателям конкурентоспособности [4, c. 32]. Результаты проведенного анализа представлены в таблице 2.

Сравнив полученные значения итоговых рейтингов для анализируемых предприятий, можно сделать вывод, что с точки зрения потребителя наиболее конкурентоспособна продукция ОАО «Красный октябрь».

Продукция ЗАО «КОНТИ-РУС» уступает лидерам по ряду ключевых факторов, которые обеспечивают конкурентоспособность.

Прежде всего, это такие факторы как привлекательность этикетки, развернутость информации и известность марки. Поэтому для того, чтобы продукция ЗАО «КОНТИ-РУС» в будущем могла конкурировать с признанными лидерами, предприятию необходимо совершенствовать этикетку, повысить её информативность, а также обеспечить известность марки.

 

Таблица 2.

Анализ конкурентоспособности карамели٭


Критерий конкуренто-способности


Удельный вес критерия


Карамель «Молочная»

ЗАО «КОНТИ-РУС»


Карамель «Аленка»

ОАО «Красный октябрь»


Карамель

«Птичье молоко»

ОАО «Рот Фронт»


Вкус и запах


0,16


4,4


4,9


4,4


Цена


0,13


4,6


4,2


4,9


Калорийность


0,12


4,8


4,2


4,4


Сырье


0,12


4,6


4,8


4,7


Развернутость информации


0,14


4,4


4,6


4,8


Способ упаковки


0,13


4,4


4,8


4,6


Привлекательность этикетки


0,13


4,2


4,8


4,7


Форма


0,08


4,9


4,6


4,5


Известность марки


0,08


3,8


4,7


4,4


Итоговый рейтинг


4,86


5,046


5,026

*Источник: собственная разработка.

 

Для улучшения качества упаковки предлагается использовать упаковочные пленки с твист-эффектом.

В настоящее время пленки с твист-эффектом в России практически не производятся. Между тем потребности отечественного рынка в данной продукции превышают восемь тысяч тонн, а потенциал возможного использования еще в два раза выше требуемого значения [3, c. 39].

В России наибольшее распространение получили твист-пленки следующих марок: Hicor, Twist-Lyte, Polyphane. Твист-пленка может быть прозрачной, металлизированной и белой. Твист-пленки совершенно инертны к продукту. Ротогравюрные краски, которыми производится печать, нетоксичны, безвредны. Красочный слой не контактирует с пищевым продуктом. Она способна разрушаться в почве через несколько недель после попадания в нее.

Преимущества твист-пленки:

               ·          комфортность применения;

               ·          большая продолжительность сохранности продукта;

               ·          красивое внешнее оформление;

               ·          экономическая выгода — упаковки с твист-эффектом дают высокий результат на «выходе»;

               ·          безвредна при утилизации;

               ·          не содержит тяжелых металлов и хлоридов

               ·          обладает повышенной способностью сохранения узла скручивания на конфетной упаковке [5, c. 22].

Таким образом, внедрение твист-пленки существенно увеличит качество конфет ЗАО «КОНТИ-РУС» и, как следствие, их конкурентоспособность.

По данным последних исследований, имиджевая составляющая упаковки, то есть дизайн, в большей степени влияет на восприятие продукта, чем собственно его вкус, цвет или запах [1, c. 19].

Тезис «упаковка=продукт» является одним из важнейших факторов конкурентоспособности товара.

По данным исследования качества и конкурентоспособности продукции ЗАО «КОНТИ-РУС» необходимо не только поработать над качеством упаковки продукции, но и расширить информации на ней и улучшить дизайн.

Дизайн торговой марки, дизайн этикетки и дизайн упаковки выступают мощным инструментом продаж: идентифицируют бренд, выгодно выделяют его на фоне конкурентов и передают ощущения качества продукции.

Эмоциональные ожидания от дизайна упаковки четко группируются по случаям потребления кондитерских изделий (табл. 3).

Карамель «Молочная» ЗАО «КОНТИ-РУС» подходит, согласно таблице 3, к нескольким ситуациям потребления: семейное торжество, для себя, на ходу, в дороге.

 

Таблица 3.

Эмоциональные ожидания потребителей от дизайна упаковки кондитерских изделий


Ситуация

потребления


Ощущения


Эмоциональные ожидания от дизайна


Официальный праздник


Хорошо, что есть официальные праздники, на них можно получить маленькие знаки внимания от коллег.


Веселый, необычный, немного шутливый, праздничный, официальный, традиционный.


Семейное торжество


Доставить удовольствие близким нужно обязательно. Здесь известны все привычки. Обычно на столе — все самое любимое.


Традиционный, чтобы всем понравилось, близкий, родной, привычный, нежный.


Для себя


Можно порадоваться или доставить себе удовольствие. Иногда хочется чего-нибудь новенького, но чаще — того, к чему привык. Когда один, хочется погрустить, а потом поднять себе настроение, чтобы жить стало лучше.


Оптимистичный, воодушевляющий, бодрящий, неклассический.


Романтическое событие


Обстановка романтическая — хочется незабываемых впечатлений. Ощущение таинственности.


Фееричный, незабываемый, волшебный, таинственный, неоднозначный, противоречивый.


Коллегам на работу


Сама ем, и коллегам тоже нужно. Как же я одна есть буду — неприлично.


Традиционный, приемлемый, общеизвестный, классический.


На ходу


Тут надо, чтобы все быстро и удобно было, на ходу.


Удобный, функциональный, быстрый, комфортный, практичный, информативный, заметный.


В дороге


Можно и угостить кого-то, хочется выглядеть прилично, соответствовать.


Традиционный, удобный, консервативный, привычный, нейтральный.

 

Поэтому упаковка карамели должна быть информативной, удобной, функциональной, бодрящей, оптимистичной.

На основании этих характеристик был разработан новый дизайн обертки для карамели «Молочная» ЗАО «КОНТИ-РУС» (рис. 2).

 

Рисунок 2.Дизайн обертки для карамели

 

Преимущества новой обертки:

               ·          изготовлена из твист-пленки, что существенно повышает ее качество;

               ·          информация на данной обертке более развернута и содержит сведения о калорийности;

               ·          безвредна при утилизации;

               ·          дизайн обертки привлекателен для потребителя;

               ·          нейтральна по отношению к сахару, спиртсодержащим наполнителям и другим ингредиентам, используемым при изготовлении конфет.

В результате внедрения в ЗАО «КОНТИ-РУС» упаковочной пленки с твист-эффектом, разработанной специально для кондитерских изделий, и совершенствовании обертки и информации на ней, планируется, что прирост выручки составит 3 %. Таким образом, планируемая выручка составит 8064171,79 тыс. руб. Затраты на замену оборудования для использования твист-пленки составят 60515,5 тыс. руб.

Рассчитаем экономический эффект от внедрения данных мероприятий.

 

Э = ΔПв — Зр,                                                    (1)

где: Э — экономический эффект от внедрения мероприятий, тыс. руб.;

ΔПв — плановый прирост выручки после реализации мероприятий, тыс.руб.;

Зр — затраты на реализацию мероприятий, тыс. руб.

Э = 234878 — 60515,5 = 174362,5 тыс. руб.

Таким образом, экономический эффект от предложенных мероприятий положительный. Рентабельность предлагаемых мероприятий составит 288 %. Срок окупаемости затрат по расчетам равен 0,34 года (примерно четыре месяца).

На основании проведенного исследования, можно сделать вывод, что внедрение твист-пленки в производство ЗАО «КОНТИ-РУС» приведет к получению как экономического, так и социального эффекта. Большая информативность и улучшение эстетического вида обертки повысит удовлетворенность потребителей, а использование в качестве упаковочного материала пленки Ecotwist положительно сказывается на экологии.

 

Список литературы:

1.            Гончарова В.Н. Товароведение пищевых продуктов: учебник / В.Н. Гончарова. — М.: Экономика, 2009. — 270 с.

2.            Дмитриченко М. И. Экспертиза качества и обнаружение фальсификации продовольственных товаров: учебник / М.И. Дмитриченко. — 2-е изд., стер. — М.: Питер, 2011. — 160 с.

3.            Дорохович А.Н., Гавва Е.А., Дорохович В.В. Сроки хранения кондитерских изделий, целесообразность и возможность их продления// Мерчендайзинг. — 2008. — № 1. — С. 17—20.

4.            Лифиц И.М. Конкурентоспособность товара и услуг: [Текст]: учебное пособие / И.М. Лифиц. — М.: Высшее образование, 2009. — 390 с. ISBN 6-3221-321-9.

5.            Семенова М.Ю. Повышение качества кондитерских изделий / М.Ю. Семенова // Товаровед продовольственных товаров — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.tpp.panor.ru/(дата обращения 20.04.13).