Статья:

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ В СВОДАХ ЗАКОНОВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО XV—XVI веков

Конференция: X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Кудрявцева Р.А. ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ В СВОДАХ ЗАКОНОВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО XV—XVI веков // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(10).pdf (дата обращения: 22.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ В СВОДАХ ЗАКОНОВ ВЕЛИКОГО КНЯЖЕСТВА ЛИТОВСКОГО XV—XVI веков

Кудрявцева Регина-Елизавета Антоновна
студент Санкт-Петербургского государственного университета, РФ, г. Санкт-Петербург
Дворниченко Андрей Юрьевич
научный руководитель, проф. Санкт-Петербургского государственного университета, РФ, г. Санкт-Петербург

Власть великого князя является частью политической системы Великого княжества Литовского. Как глава государства он связан с другими государственными властными органами: законодательными, судебными, исполнительными, военными.

Объектом данного исследования стал политико-правовой статус великого князя, а предметом — тенденции и противоречия в развитии статуса князя, его влияние на изменение политической системы и ход истории Великого княжества Литовского.

Целью исследования стало раскрытие системообразующих компонентов политико-правового статуса великого литовского князя, оказавших существенное влияние на формирование и углубление противоречий в развитии политической системы ВКЛ в XV—XVI вв., приведшие к его кризису и последующему исчезновению с политической карты Европы.

Основными источниками для исследования послужили Судебник Казимира и три Литовских статута 1529, 1566 и 1588 годов. Эти документы отражают нормы права различных отраслей — уголовного, государственного, гражданского и административного. В статутах ВКЛ были зафиксированы права и обязанности великих князей, отношения между господарями и высшими органами власти, такими как Рада и Сейм, и местными учреждениями, такими как поветовые суды.

Перед тем как анализировать динамику политико-правового статуса великого князя литовского в Судебнике и Статутах, следует рассмотреть основные положения статуса великого князя.

Политический статус великого князя как института государственной власти представляет собой его положение в системе общественно-политических отношений, совокупность политических прав и обязанностей, закрепленных юридически, а также возможность оказывать влияние на политическую жизнь страны [2].

Правовой статус великого князя как личности представляет собой систему установленных законом и гарантируемых государством прав, свобод и обязанностей, ответственность великого князя за неисполнение обязанностей [7].

Политико-правовой статус великого князя ВКЛ представляет собой совокупность его политических прав и обязанностей в политической системе, правовые отношения с другими органами власти, происхождение его власти и способ её реализации, а также личные права, которые охраняются и закрепляются в правовых документах.

Великий князь Литовский, или господарь, являлся главой государства, подданными господаря являлись все сословия великого княжества Литовского, в том числе мелкие князья и магнаты [1], которые управляли отдельными областями, княжествами, землями и вотчинами. Титул господаря включал в себя титул великого князя Литовского (впоследствии и короля Польского), Русского, Жамойтского и далее следовали титулы всех земель, которые были ему подвластны [1].

Источник власти великого князя в ранний период — наследственное право. Затем, с середины XV века, великий князь выбирается наиболее влиятельными представителями привилегированного сословия, панами — радой, первоначально из сыновей предыдущего великого князя.

В статьях Судебника Казимира IV [6] и Статутах закреплялось расширение полномочий великого литовского князя в различных сферах общественной жизни, добавлялись новые артикулы, посвященные суду, правилам регулировки торговли в городах, дорог в государстве, но, с появлением в Статутах новых статей, появлялись и новые ограничения статуса великого князя. Единственные полномочия великого князя, которые остаются практически неизменными — назначение на должности. Только в III Статуте [5] подробно расписан процесс выборности судей в поветах шляхтичами, но утверждал на должность всё также великий князь.

Судебник и Статуты отразили развитие полномочий Рады и Сейма и усиление их влияния на великокняжескую власть. Паны рада вершили суд вместе с великим князем и занимались законодательной и кодификационной деятельностью. Полномочия Сейма оформляются в Статуте 1566 года [4], к III Статуту сейм открыто диктовал своё мнение великому князю в некоторых вопросах, например войны и мира, запрещал без своей воли собирать войско, решал вопросы государственного финансирования.

В Статутах особе внимание уделено закреплению прав шляхетского сословия. Документы всячески подчеркивали исключительные права шляхты занимать государственные должности, выезжать за границу, участвовать в государственном управлении, получать льготы на ведение торговли и проезд по дорогам и водным артериям. Шляхта занимала все ступени государственного управления Великого княжества Литовского, находилась в раде, выбиралась на сейм, участвовала в сеймиках, занимала высшие и местные гражданские и военные должности [5].

Политическая система Великого княжества Литовского носила феодальный характер. Основные права были даны единственному шляхетскому, военно-служилому сословию. В такой, по сути, архаической системе зарождались новые принципы, свойственные эпохе Нового времени, начальные идеи о разделении властей. Законодательная власть принадлежала великому князю и вальному сейму, шляхте. В сферу непосредственного влияния великого князя попадала исполнительная власть. Судебная власть принадлежала великокняжескому и главному суду Великого княжества Литовского, а также местным судам.

Развитие полномочий великого князя находится в противоречии с формальной фиксацией их в правовых документах и формальным количеством упоминаний о великом князе. По сравнению с более ранними документами, к Статуту 1588 года увеличилось вдвое количество статей, упоминающих великого князя, господаря литовского, но полномочия правителя уменьшались.

Главным противоречием в политико-правовом статусе князя являлось то, что, обладая законодательной инициативой, он обсуждал создание новых законов с собранием шляхты [6], что было закреплено в юридических документах, и, соответственно, что лишало великого князя способности принимать единоличные решения.

Другое противоречие заключалось в том, что в судопроизводстве, финансовой сфере великий князь не правил самостоятельно. По важнейшим вопросам, великий князь судил вместе с Радой или Сеймом. Сейм решал вопросы финансирования военных походов.

Политическая система становилась все более сложно организованной, и все новые правила и передача полномочий фиксировались юридическими документами, создавая все большую запутанность в распределении полномочий. В результате этих противоречий установилось неравномерное развитие государства, в котором прогрессивно развивались государственные органы, усложнялись техники кодификации, а связи, заложенные в основу политической системы, оставались архаическими. Шляхетское сословие, выросшее из великокняжеской дружины, стало занимать доминирующее положение в государстве.

Так как государство слабело изнутри, оно слабело и во внешнеполитическом отношении. Все больше военных конфликтов складывалось не в пользу Великого княжества Литовского, русские земли либо переходили, либо были присоединены к Московскому государству. С течением времени, под влиянием того обстоятельства, что великие князья литовские были и польскими королями, Великое княжество Литовское все больше ориентировалось на Польшу. В отношениях с Польским королевством литовское шляхетство старалось сохранить литовскую государственность, но делало это для себя, так как в Статуте 1588 года, хотя и оговаривается возможная независимость государства, но также жестко подчеркиваются все полномочия панов радных и сейма, которые стремились сохранить своё положение.

Великое княжество Литовское несмотря на влияние прогрессивных тенденций, заимствованных из Польского королевства, развивалось менее органично чем Московское государство, которое шло по пути последовательного усиление центральной великокняжеской власти, и в итоге в XVIII веке, поглотило не только литовскую, но и польскую государственность.

Настоящее исследование собственно политико-правового статуса великого князя ставит ряд проблем которые необходимо разрешить для ответа на важнейший вопрос, почему государство со столь развитой и передовой системой права в конце концов исчезло с карты Европы.

Во-первых, следует рассмотреть роль самоуправляющихся городов в Великом княжестве Литовском, степень их участия в политической жизни и влияние на политическую систему.

Во-вторых, проанализировать связи между великими князьями и местной властью, как именно они взаимодействовали, и усиливало ли их взаимодействие негативные тенденции в развитии политической системы.

В-третьих, важным аспектом исследования является влияние процессов развития великокняжеской власти на международную сферу. Международные отношения зависят и тот политико-правового статуса правителя и от конкретной фигуры находящейся у власти, соответственно, следует рассмотреть, как отражались негативные процессы в динамике политической системы и политико-правового статуса князя на международные отношения, раскрыть степень соответствия статуса князя тем сложным внешнеполитическим задачам, которые стояли перед ним.

 

Список литературы:

  1. Маслынка Г. Великий князь // Вялікае княства Літоўскае. Энціклапедыя ў двух тамах. Мінск, 2007. Т. 1.
  2. Статус Политический — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://mirslovarei.com/content_pol/status-politicheskij-1320.html (дата обращения 02.02.2012).
  3. Статут Великого княжества Литовского 1529 года // Под ред. К.И. Яблонскиса. Минск,1960.
  4. Статут Великого княжества Литовского 1566 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://litopys.org.ua/statut2/st1566.htm (дата обращения 02.02.2011).
  5.  Статут Великого княжества Литовского 1588 года // Подг. О. Лицкевич. — Минск, 2002—2003. История Беларуси IX—XVIII. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://starbel.narod.ru/statut1588.htm (дата обращения 02.02.2011).
  6. Судебник Казимира 1468 года // Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическую комиссиею. СПб., 1846. Т. 1.
  7. Шадрин В.М. Краткий словарь категорий и понятий по теории государства и права. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://lawcanal.ru/html.acti.terminu.actii.tgp.html (дата обращения 02.02.2012).