МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ МОСКВЫ И ДЮССЕЛЬДОРФА: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Секция: 2. Политология
X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
МЕЖДУНАРОДНЫЕ СВЯЗИ МОСКВЫ И ДЮССЕЛЬДОРФА: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
Германия, с которой Россию связывают многовековые интенсивные дипломатические, торговые, культурные отношения, скреплённые личными связями народов двух стран, в настоящее время является одним из ключевых партнёров в различных сферах на государственном и региональном уровнях. Несмотря на наличие определённых разногласий, на протяжении 2000-х годов именно российско-германские отношения признаны «одним из важнейших факторов, определяющих политическую атмосферу в Европе» [7, с. 108]. Внешнеэкономические отношения характеризуются положительной динамикой: взаимный товарооборот достиг в 2012 г. отметки 80 млрд. долл., общий объём капиталовложений немецкой стороны составил более 25 млрд. долл., а численность предприятий, работающих на территории России, перевалил за 6-ти тысячную отметку [5]. Менее очевидные в традиционной системе показателей межгосударственного взаимодействия, но всё более значимые в эпоху глобализации факторы культурных связей так же свидетельствуют о растущем интересе российского и немецкого народа друг к другу. В 2013 году Германию посетило более 700 тыс. российских туристов, в России побывали 375 тыс. немецких гостей. В 2012/2013 гг. состоялся перекрестный год двух стран, в рамках которого только в России прошло порядка тысячи различных мероприятий в более чем 50 городах [6, с. 2]. Помимо официальных связей на уровне государств и административно-территориальных образований, в этом процессе значительна доля контактов на уровне народной дипломатии: в настоящее время узами партнёрства и побратимства соединены более сотни российских и германских городов и регионов, порядка 500 вузов и проч. [4, с. 35].
В системе международных и внешнеэкономических отношений Москвы германские партнёры также занимают лидирующие позиции. Международные соглашения связывают российскую столицу с федеральными землями Берлин, Бранденбург, Бавария, Гессен, Баден-Вюртемберг, Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, партнёрские и побратимские контакты установлены с городами Берлин, Дюссельдорф, Ингольштадт, Мюнхен. Количественные и качественные показатели связей Москвы и Берлина доказывают справедливость вывода о растущей активности регионов в системе внешних связей [9, с. 23].
Характер, динамика, тенденции и проблемы международного и внешнеэкономического взаимодействия Москвы с зарубежными партнёрами в постсоветский период отчётливо прослеживаются на примере связей мегаполиса с немецким городом Дюссельдорфом (земля Северный Рейн-Вестфалия). Помимо достаточно традиционных для российской науки проблем международного статуса и международной правосубъектности регионов Российской Федерации, связи Москвы и Дюссельдорфа позволяют осмыслить вопросы участия нетрадиционных акторов (в данном случае — глобальных городов) в мировой политике, народной (общественной) дипломатии и др.
При всей внешней несхожести (площадь Дюссельдорфа составляет всего 217 км кв., численность населения едва достигает 600 тыс. человек, он занимает первое место в Германии и шестое в мире по качеству жизни и др.), два эти города имеют множество точек соприкосновения. Они оба имеют столичный статус, развитую инфраструктуру, являются региональными и мировыми финансовыми, культурными, образовательными центрами, привлекательны для туризма. Как следствие, Москва и Дюссельдорф включены в число глобальных городов, выступающих в качестве движущей силы роста для страны и региона, являющихся важным элементом мировой экономики и оказывающих влияние на большие регионы планеты [3]. Данное обстоятельство указывает на обоюдное наличие специфики, присущей глобальным городам: в частности, экономической и информационной самодостаточности, активного участия в международных процессах, интенсивности обмена с иностранными партнёрами, а также имманентного стремления к более широкой автономии в решении проблем своего развития [9, с. 25]. Это, в свою очередь, предполагает потенциальную возможность эволюции форм взаимодействия, существенно отличающихся от традиционных партнёрских и побратимских связей между административно-территориальными образованиями в составе национального государства — традиционного актора мировой политики.
Рассматривая в ретроспективе международные связи Москвы и Дюссельдорфа в постсоветский период, можно выделить несколько самостоятельных этапов в процессе их установления и развития. Ещё в первой половине 1960-х гг. в Москве начала деятельность выставочная компания Messe Dusseldorf, и в последующие годы делегации западногерманского города принимали участие в работе международных выставок в столице СССР. В июне 1992 г. Дюссельдорф стал вторым по счёту (после Берлина) городом Германии с которым Москвой были установлены партнёрские отношения, построенные по достаточно привычной для российской стороны модели городов-побратимов. В сложный для всей страны период 1990-х годов отношения с западным партнёром имели спорадический характер: достаточно сказать, что программные документы о сотрудничестве в 1994 и 1997 гг. подписывались сторонами заочно, а в трагическом для Москвы 1993 г. — фактически прекратились [8]. Наиболее яркой страницей на начальном этапе сотрудничества стало создание «Германо-российского общества дружбы Дюссельдорф-Москва». Президент общества Альберт Х. Биттер организовал сбор средств, закупку и доставку грузовыми самолётами медикаментов, медицинского оборудования, продовольствия, игрушек и многого другого для детских лечебных учреждений и интернатов Москвы [10]. Несмотря на то, что на этом этапе отношений Москва выступала, скорее, в роли реципиента гуманитарной помощи немецкой стороны, именно тогда были заложены основы будущих более гармоничных партнёрских отношений.
Политическая стабилизация и экономический рост, легализация и институциализация международных и внешнеэкономических связей, формирование современного статуса и имиджа Москвы как привлекательного партнёра и влиятельного актора международных отношений в 2000-е годы привели к изменению характера и содержания связей с Дюссельдорфом. Прежде всего, на смену спорадическим контактам пришли регулярные и институализированные формы взаимодействия. Такими формами являются, в частности, Дни экономики города-партнёра, проводимые в Дюссельдорфе начиная с 2001 г., в Москве — с 2005 г., Дни города-партнёра, где доминирует культурная, спортивная, познавательная составляющая и др. Начиная с юбилейного 2007 г. ежегодно проводятся Форум по научно-технологическому и промышленному сотрудничеству городов, в рамках которого встречаются представители управленческих структур, бизнеса, науки и образования. Презентации, семинары, биржи контрактов, инвестиционные форумы — вот далеко не полный перечень мероприятий, ежегодно собирающих на единых площадках предпринимателей, представителей банковского и страхового бизнеса, прикладной науки.
Характерные для периода 1990-х гг. декларативные заявления о необходимости расширения сотрудничества двух городов, сегодня уступили место обсуждению практических вопросов и проблем городского развития. Например, в программе Форума по инвестиционному и экономическому сотрудничеству Москвы и Дюссельдорфа, пошедшему в Германии в мае 2012 г., на повестке дня стояли следующие темы: «Интеллектуальная транспортная система города Москвы», «Реформирование системы здравоохранения города Москвы», «Инвестиционные возможности в водной отрасли города Москвы» «Перспективные градостроительные проекты города Дюссельдорфа» и др. [1]. Обобщение тематики различных форумов за период 2000-х годов позволяет выделить приоритетные вопросы, в числе которых привлечение инвестиций в экономику города, решение проблем городского транспорта, подготовки технических кадров, экология и энергосбережение, оптимизация систем социального обеспечения и адаптации в городской среде лиц с ограниченными возможностями.
Наиболее отчётливо развитие отношений Москвы и Дюссельдорфа проявляется в характере и субъектном составе партнёрских связей. Отметим, что на протяжении всего периода существования они носят преимущественно официальный характер. Инициатором, основным и непременным участником контактов являются главы городов (мэр Москвы, обер-бургомистр Дюссельдорфа), представители законодательной и исполнительной власти (с российской стороны, как правило, руководитель или чиновники Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы). В состав официальных делегаций включаются представители общественных организаций, предприниматели, деятели науки, образования, культуры, спортсмены, студенты и проч. Прежде всего, региональное сотрудничество предоставляет частным лицам более широкие возможности налаживания контактов с немецкими партнёрами (возможность получения бюджетного финансирования проектов, снижение затрат, экономия времени на поиск партнёров и налаживание контактов и проч.). В то же время, определённую роль играют и такие факторы, как сохраняющаяся настороженность во взаимоотношениях русских и немцев, недоверие немецких предпринимателей к возможностям ведения бизнеса в России, языковой барьер.
В то же время, можно отметить постепенное включение в двустороннее сотрудничество граждан, институтов гражданского общества и выстраивание связей на неофициальном уровне. Успешно действуют программы студенческого и школьного обмена. Например, с 1989 г. гостят друг у друга ученики Гимназии им. брата и сестры Шолль (Дюссельдорф) и московские учащиеся лингвистической Гимназии № 1513. Компания Messe Dusseldorf выступила организатором презентации работ студентов МГУДТ на международной выставке обуви «GDS 2011» в Дюссельдорфе. В Москве действуют представительства торговой сети Metro, выставочной компании Messe Dusseldorf, архитектурного бюро Eller, адвокатской компания Beiten Burkhardt и др. Сотрудничают между собой Банк Москвы и Городская сберегательная касса Дюссельдорфа, аэропорт «Внуково» и Дюссельдорфский международный аэропорт. Участие в концертах и выставках, театральные постановки, конкурсы, спортивные состязания, туристические поездки — все эти формы взаимодействия людей позволяют расширить представления о стране и регионе, избавиться от стереотипов, наладить личные связи, что, собственно, и составляет содержание народной (общественной) дипломатии, в которой сегодня видят прообраз модели дипломатических отношений будущего [2].
Партнёрство Москвы и Дюссельдорфа на протяжении двух десятилетий многое дало экономике, культуре, социальной сфере двух городов. В то же время, накопленного опыта явно не достаточно для того, чтобы сделать полноценные выводы о наличии в характере и динамике рассматриваемых связей черт принципиально новых моделей трансграничных отношений, формулируемых в рамках концепций глобализации, регионализации, теории глобальных городов. Определённую роль играет относительно недавнее налаживание полноценных связей, различие масштабов и характера решаемых российской и немецкой стороной проблем, сложности межгосударственного политического диалога России и Германии. Самостоятельной проблемой является узость возможностей сотрудничества, которыми обладает Москва как субъект Российской Федерации, в частности, отсутствие самостоятельной международной (в том числе, договорной) правосубъектности. Можно указать и на неопределённость городского статуса Москвы в системе международных отношений, в то время как Дюссельдорф в полной мере использует возможности городской общины для расширения спектра внешних связей.
Однако, не смотря на все трудности, очевидно, что связи Москвы и Дюссельдорфа, как на уровне властных структур, так и на уровне гражданского общества, жителей двух древних европейских городов, будут и дальше развиваться вне зависимости от зигзагов межгосударственных политических отношений.
Список литературы:
- В столице федеральной земли Германии Северный Рейн-Вестфалия — городе Дюссельдорфе — в седьмой раз пройдут Дни Москвы — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dvms.mos.ru/presscenter/news/detail/864151.html (дата обращения 01.03.2014).
- Народная дипломатия: эпоха инструментария «мягкой силы» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://dvms.mos.ru/presscenter/news/detail/864151.html (дата обращения 25.02.2014).
- Опубликован Индекс глобальных городов 2012 г. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://gtmarket.ru/news/2012/04/04/4268 (дата обращения 24.02.2014).
- Павлов Н.В. Германия и Россия перед вызовами XXI века // Мировая экономика и международные отношения. 2012. № 6. С. 34—41.
- Пресс-конференция с Федеральным канцлером Германии Ангелой Меркель — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://kremlin.ru/transcripts/18386 (дата обращения 03.03.2014).
- Рокоссовская А. Год на вырост. Посол Германии в России Ульрих Бранденбург подвел итоги 1000 мероприятий в более чем 50 городах РФ // Российская газета. Спецвыпуск «Германия» № 6115 (139).
- Современное состояние и перспективы российско-германских отношений (материалы «круглого стола» Института экономики РАН) // Мировая экономика и международные отношения. 2011. № 5. С. 108—116.
- Справка о сотрудничестве между Москвой и Дюссельдорфом — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.google.ru/germany.allbusiness.ru/content (дата обращения 28.02.2014).
- Тымчик В.В. Теоретическое обеспечение международных связей регионов современных государств и пути его совершенствования // Международное взаимодействие регионов современных государств (на примере РФ и ФРГ): вопросы теории и практики. Материалы международной научно-практической конференции, 22 апреля 2010 г. — М.: 2011. С. 23—31.
- Bitter A.-H. Die Deutsch-Russische Freundschaft Düsseldorf-Moskau // Saldo. — 2012. — № 2. P. 16.