SWOT-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПУГАЧЕВСКИЙ КАРЬЕР»)
Секция: 8. Менеджмент
X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
SWOT-АНАЛИЗ КАК ИНСТРУМЕНТ ОЦЕНКИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ООО «ПУГАЧЕВСКИЙ КАРЬЕР»)
В настоящее время проблема конкурентоспособности как никогда актуальна для национальной экономики и для ее хозяйствующих первичных образований — организаций. Организация должна знать, в какой степени она конкурентоспособна по отношению к другим субъектам данного рынка, так как высокая степень конкурентоспособности является гарантом получения высоких экономических показателей в рыночных условиях, и иметь стратегической целью достижение такого ее уровня, который помог бы ей выживать в условиях жесткой конкурентной борьбы.
Современная конкурентная среда является сложной, многофакторной и динамично изменяющейся системой, что обусловливает необходимость постоянного совершенствования методов и способов управления конкурентоспособностью организации. Исследования показали, что на конкурентоспособность организаций значительное воздействие оказывает научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных средств автоматизации производства и другие факторы макросреды, микросреды и внутренней среды субъекта [4].
Мы согласны с точкой зрения Р.А. Фатхутдинова, что конкурентоспособность — это способность фирмы выпускать конкурентоспособную продукцию, преимущество фирмы по отношению к другим фирмам данной отрасли внутри страны и за ее пределами [2, с. 89].
Изучение потребителей и конкурентов, а также условий конкуренции позволяет организации определить ее преимущества и недостатки перед конкурентами и поддержать конкурентные преимущества.
Одним из основных методов оценки конкурентоспособности организации является SWOT-анализ. SWOT анализ может проводиться по фирме в целом, по отдельным бизнес-направлениям (СХП), по отдельным рынкам, на которых фирма функционирует, а также по отдельным товарно-рыночным комбинациям (ТРК).
Аббревиатура SWOT в традиционном толковании означает: Strengths — сильные стороны; Weakness — слабые стороны; Opportunities — возможности; Threats — угрозы [3, с. 9]. Это анализ сильных и слабых сторон организации, а также возможностей и угроз со стороны внешней окружающей среды. «S» и «W» относятся к состоянию компании, а «O» и «T» к внешнему окружению организации.
Качественный анализ перспектив организации проводится с целью выяснения вышеназванных сторон его деятельности, открывающихся перед ним возможностей и надвигающихся угроз. Сила и слабость организации должны оцениваться в контексте его конкурентоспособности [1].
В процессе SWOT-анализа руководству организации необходимо получить ответы на следующие вопросы:
- Каковы сильные и слабые стороны организации (текущие и прогнозируемые)?
- Каково влияние на организацию внешней среды (текущее и прогнозируемое, позитивное и негативное)?
- В какой мере сильные стороны компании позволяют ей воспользоваться открывающимися возможностями и противостоять угрозам (защищаться от них)?
- В какой мере слабые стороны фирмы этого не позволяют осуществить?
- Какую оценку следует дать бизнесу в целом и отдельным бизнес-направлениям организации (исходя из сочетания сил, слабостей, возможностей и угроз)?
- Какие стратегии следует реализовывать при том или ином сочетании сил, слабостей, возможностей и угроз?
SWOT анализ помогает развивать понимание тех обстоятельств, в которых действует организация. Этот метод помогает сбалансировать свои внутренние сильные и слабые стороны с теми благоприятными возможностями и факторами угрозы, с которыми придется столкнуться организации. Данный анализ помогает определить не только возможности организации, но и все доступные преимущества перед конкурентами.
SWOT-анализ позволяет организации изучить существующие на рынке возможности и взвесить свои способности по их преследованию. Также при этом изучаются угрозы, способные подорвать позиции фирмы. Сильные и слабые стороны рассматриваются с позиции покупателей, что подводит реальную основу под решения о распределении ресурсов и помогает компании извлечь максимум пользы из имеющихся у нее возможностей.
Процедура проведения SWOT-анализа в общем виде сводится к заполнению матрицы (таблица 1), в которой отражаются и затем сопоставляются сильные и слабые стороны организации, возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет определить, какие шаги могут быть предприняты для дальнейшего развития организации, а также какие проблемы необходимо срочно решить. На каждом из полей рассматриваются все парные комбинации и выделяют те, которые должны учитываться при разработке стратегии организации.
Таблица 1.
Развернутая форма SWOT-анализа
Возможности и угрозы Сильные и слабые стороны |
О (возможности) |
Т (угрозы) |
S (сильные стороны) |
1… 2… Мероприятия, которые необходимо провести, чтобы использовать сильные стороны для реализации возможностей |
1… 2… Мероприятия, которые используют сильные стороны организации для избегания угроз |
W (слабые стороны) |
1… 2… Мероприятия, которые необходимо провести, преодолевая слабые стороны, используя предоставленные возможности |
1… 2… Мероприятия, которые минимизируют слабые стороны для избегания угроз |
Проведем SWOT-анализ для определения сильных и слабых сторон ООО «Пугачевский карьер», а также внешних возможностей и угроз.
Общество с ограниченной ответственностью «Пугачевский карьер» (ООО «Пугачевский карьер»), является хозяйственным обществом, созданным по решению учредителя в соответствии с действующим гражданским законодательством РФ, в том числе ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ от 08.02.1998 г., действующим на основании Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.98 г., а также Устава ООО «Пугачевский карьер» [5]. ООО «Пугачевский карьер» входит в состав холдинга открытое акционерное общество «Мечел» (ОАО «Мечел»), относится к горнодобывающему комплексу. Место нахождения ООО «Пугачевский карьер» — Республика Башкортостан, г. Белорецк, ул. Блюхера, дом 1.
Основной целью предприятия является получение прибыли и повышение стоимости предприятия, миссией предприятия является полное и качественное удовлетворение потребностей юридических и физических лиц в продукции производимой Обществом. Предметом деятельности предприятия является осуществление хозяйственной деятельности и участие в хозяйственном обороте посредством использования имущества Общества. ООО «Пугачевский карьер» в настоящее время занимается разработкой месторождений и добычей известняка, гипсового камня и мела, а также оптовой продажей продукции собственного производства (щебня и песка).
Сегодня ООО «Пугачевский карьер» современное высокотехнологическое предприятие с полным добывающим циклом и комплексом последовательных перерабатывающих процессов, зарекомендовавшей себя на рынке как надежный поставщик извести и гипсового камня, имеющего отличные химические и гранулометрические характеристики. Основными видами деятельности ООО «Пугачевский карьер» является: добыча известняка, гипсового камня и мела; добыча прочих полезных ископаемых; разработка каменных карьеров.
Используя вышеописанную методику, представим данные об ООО «Пугачевский карьер» в виде матрицы SWOT анализа (таблица 2)
Таблица 2.
Матрица SWOT-анализа ООО «Пугачевский карьер»
Возможности и угрозы
Сильные и слабые стороны
|
О
|
Т
|
S
|
S2,4,9 O1 Наличие специалистов и репутация, а также большой опыт работы на данном рынке будут способствовать выходу на новые рынки. S2,5,10, 11 O2 Расширение производства за счет выпуска цементобетонных изделий может быть достигнуто за счет наличия специалистов, большого объема залежей сырья и получения инвестиций. S4 O3 Новых клиентов можно приобрести за счет хорошей репутации у потребителей. S4,6,7 O4 Возможность привлечения персонала с техническим образованием удовлетворяется хорошей репутацией, большим ассортиментом добываемого сырья и изготавливаемой продукции и большим спектром оказываемых услуг.
|
S 1,3,5 T1 Удобное месторасположение, наличие больших объемов залежей известняка, глины и песка и отсутствие поблизости аналогичного карьера – преимущество ООО «Пугачевский карьер» перед конкурентами. S5T2 Снижения реальных доходов населения избежать нельзя, но за счет большого объема залежей и продаж возможно сохранить уровень цен. S10,6 T3 Увеличение затрат на производство возможно посредством инвестирования в новое оборудование и большого ассортимента добываемого сырья и изготавливаемой продукции. О2T4 Уменьшения налогового бремени избежать полностью невозможно, но возможно их снизить за счет расширения производства. |
W
|
W1O4 Отсутствие действенной рекламной политики требует более тщательного анализа и пересмотра, для чего необходим квалифицированный персонал в области маркетинга. W2O2 Неполное использование имеющихся мощностей преодолевается за счет расширения производства. W3O2 Преодоление третьей слабой стороны «несовременное и старое оборудование» возможно за счет расширения производства. W4О4 Недостаток кадров с техническим образованием преодолеть можно при помощи привлечения такого персонала.
|
T1 Пересмотр рекламной политики позволит снизить конкуренцию посредством привлечения новых клиентов и работников. Расширение производства и, соответственно, выход на новые сегменты рынка позволят полнее использовать имеющиеся мощности и достигнуть конкурентного преимущества высокого порядка. T2 Снижения реальных доходов населения избежать нельзя, но за счет более полного использования производственных мощностей возможно сохранить уровень цен. T3 Снизить текущие затраты на производство возможно посредством замены старого оборудования за счет инвестиций. T4 Снижение налоговых и других выплат ООО «Пугачевский карьер» добиться не может, но расширение производства и привлечение новых клиентов поможет увеличить товарооборот и, тем самым сделает менее заметными налоговые и другие платежи.
|
Анализ данных табл. 2 позволяет сделать следующие выводы:
Во-первых, в ООО «Пугачевский карьер» слабые стороны выражены в недостатке рекламной политики, неполном использовании производственных мощностей, наличии старого и несовременного оборудования и отсутствии необходимого количества персонала с техническим образованием.
Во-вторых, у ООО «Пугачевский карьер» достаточно существенны сильные стороны. ООО «Пугачевский карьер» имеет хорошую репутацию у потребителей, что обеспечивает предприятию постоянные заказы и возможность получения инвестиций. Благодаря наличию специалистов, отсутствию аналогичного производства поблизости и удобному местоположению карьера с большими залежами известняка, песка и глины, ООО «Пугачевский карьер» имеет достаточно ассортимент добываемого сырья и изготовляемой продукции. За счет своих сильных сторон ООО «Пугачевский карьер» может реализовать такие возможности, как выход на новые рынки сбыта, расширение производства и, тем самым, привлечения новых клиентов за счет изготовления цементобетонных изделий и освещения своей деятельности в рекламе. Также ООО «Пугачевский карьер» планирует внедрение нового производственного оборудования с привлечением нового персонала.
Возможности и угрозы оценим с точки зрения важности влияния на ООО «Пугачевский карьер». Для такой оценки применим метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Матрица возможностей для ООО «Пугачевский карьер» представлена в таблице 3.
Таблица 3.
Матрица возможностей для ООО «Пугачевский карьер»
|
Сильное влияние |
Умеренное влияние |
Малое влияние |
Высокая вероятность |
Выход на новые рынки или сегменты рынка Привлечение новых клиентов |
Расширение производства |
-
|
Средняя вероятность |
Возможность привлечения персонала с высшим техническим и экономическим (в области маркетинга) образованием |
-
|
- |
Низкая вероятность |
- |
- |
- |
Исходя из данных таблицы 3 сделаем вывод, что наибольшее значение для ООО «Пугачевский карьер» имеют такие возможности как: выход на новые рынки или сегменты рынка, привлечение новых клиентов, расширение производства, привлечение персонала с техническим и маркетинговым образованием. Для достижения конкурентного преимущества данные возможности необходимо обязательно реализовать.
Также составим матрицу для оценки угроз. По горизонтали отложим возможные последствия для ООО «Пугачевский карьер», к которым может привести реализация угрозы. По вертикали — вероятность того, что угроза будет реализована (таблица 4).
Таблица 4.
Матрица угроз для ООО «Пугачевский карьер»
|
Разрушение |
Критическое состояние |
Тяжелое состояние |
«Легкие ушибы» |
Высокая вероятность |
|
Увеличение затрат на производство |
Увеличение налогов и других платежей |
|
Средняя вероятность |
|
Увеличение конкуренции
|
Снижение реальных доходов населения |
|
Низкая вероятность
|
|
|
|
|
По данным таблицы 4 можно сделать вывод, что самая опасная угроза — увеличение затрат на производство — должна быть минимизирована, т. к. полностью ликвидирована не может быть. Также угроза увеличения налогов и других платежей должна постоянно находиться в поле зрения руководства ООО «Пугачевский карьер». Данная угроза также не может быть ликвидирована полностью, но при расширении производства будет увеличен объем продаж и будет возможность добиться выравнивания цен за счет товарооборота. Угроза снижения реальных доходов населения также неустранима, но может быть смягчена за счет расширения производства и сохранения уровня цен. Существующая средняя вероятность увеличения конкуренции также актуальна, поэтому необходимо повышать конкурентоспособность ООО «Пугачевский карьер».
В заключении можно констатировать о том, что в системе формирования конкурентоспособности организаций определяющая роль принадлежит аналитической составляющей процесса управления конкурентоспособностью. Только на основе глубокого анализа конкурентной среды отраслевых рынков услуг, постоянного мониторинга конкурентоспособности организаций можно получить достоверную оценку уровня конкурентоспособности организаций и как следствие и выработать наиболее целесообразную стратегию обеспечения конкурентоспособности организаций. Результаты SWOT-анализа также могут служить основой для портфельного анализа, в ходе которого определяется позиция каждого бизнес-направления (СХП) или товарно-рыночной комбинации (ТРК).
Список литературы:
- Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. Учеб. Пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М.: Издательство «Академия»,2002. — 288 с.
- Миронов М.Г. Ваша конкурентоспособность. — М.: АльфаПресс, 2009. — 425 с.
- Применение SWOT-анализа при разработке стратегии фирмы //Управление компанией. — 2012. — № 5(23). — С. 9—13.
- Смирнова И.Л. Управление конкурентоспособностью предпринимательской организации в условиях повышения уровня ее капитализации: автореф. дис. канд.экон.наук. — М., 2011. — 23 с.
- Устав ООО «Пугачевский карьер». — Белорецк, 46 с.