Статья:

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — ВЫПУСК ТОВАРОВ БЕЗ УЧАСТИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Конференция: X Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Толстенева К.А. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — ВЫПУСК ТОВАРОВ БЕЗ УЧАСТИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. X междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(10). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/3(10).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 146 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ — ВЫПУСК ТОВАРОВ БЕЗ УЧАСТИЯ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ

Толстенева Кристина Андреевна
студент НФ МГЭИ, РФ, г. Новороссийск
Самохин Роман Владимирович
научный руководитель, канд. экон. наук, преподаватель НФ МГЭИ, РФ, г. Новороссийск

Статья посвящена вопросам внедрения системы автоматического выпуска товаров на территории Российской Федерации. Определены особенности процесса упрощения процедуры выпуска.

Актуальность темы обусловлена тем, что основным противоречием для всех таможен служб мира является противоречие между усилением таможенного контроля с сохранением национальной безопасности и между содействием торговли. Если мы увеличиваем содействие торговли, то уменьшаем таможенный контроль, тем самым, создавая угрозу национальной безопасности. Если же увеличить таможенный контроль, то торговля потихоньку начинает «чахнуть». Соответственно какой-то компромисс должен быть достигнут. Соответственно какой-то компромисс должен быть достигнут. Основными предпосылками совершенствования таможенного регулирования в форме внедрения автоматического выпуска являются:

  • развитие информационных технологий — в настоящее время они позволяют упростить таможенные формальности и сократить время на совершение выпуска;
  • вступление в ВТО и присоединение к Киотской конвенции — теперь наша страна просто обязана упрощать таможенные процедуры;
  • рост объемов внешней торговли — из чего следует
  • рост объемов информации и в следствии мы наталкиваемся на ограниченность кадровых ресурсов. Естественно с ростом объемов растет количество работников таможенных органов, необходимых для выполнения данной работы, а где их взять, если их штат сокращается. Нам нужно все это оптимизировать.

Также еще 1 важной предпосылкой является низкий рейтинг «Doing Business» . Именно на нем основываются так называемые «дорожные карты», наши стратегии развития. Doing business — это журнал выпускаемый Международным банком Реконструкции, и развития и Всемирным банком. В нем ведется рейтинг стран, где проще всего вести бизнес, где более упрощенно работают институты, в том числе таможенные, и Россия на данный момент занимает в нем 92 место из 189, при этом уступая таким странам как Грузии, Литва, Эстония, Кыргызстан. Конечно, люди смотрят и делают вывод, что инвестировать в Россию просто не выгодно.

Этот рейтинг и был взят для всех реформ Российской Федерации, где целью является вхождения в 20 наиболее благоприятных стран мира к 2018 году. В 2012 начался процесс реализации:

  • Распоряжение Правительства «О плане мероприятий («дорожной карте») «Совершенствование таможенного администрирования»;

·Распоряжение Правительства «О Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2020 года» и, на наш взгляд, самый главный документ, который должен это все контролировать «О реализации мероприятий «Совершенствование таможенного администрирования» и «Стратегии развития таможенной службы РФ». В нем описано, каким образом осуществляется мониторинг данных преобразований и кто за это ответственный. Но тут все не однозначно, если брать официальные источники, то уже приложены усилия и есть результат, а по факту все остается по-прежнему. Согласно вышеперечисленным положениям ответственными органами являются Министерство экономического развития и ФТС.

Автоматический выпуск — технология осуществления выпуска товаров по таможенной декларации без участия должностных лиц таможенных органов. Данный процесс широко применяется в Европейских странах, в США составляет 61 % от выпуска.

Разберем систему автоматического выпуска (САВ) на примере применения ее работы в Кореи. Система устроена таким образом, что существует единый сервер, к которому подключается каждый из участников перемещения товаров через границу и дополняет сведения. Например, импортер вносит сведения о том, что у него будет поставка. Далее подключается таможенный перевозчик, который добавляет сведения о будущей доставке. Далее подключается таможенный представитель — он дополняет информацию имеющимися у него данными. Сведения компонуются, автоматически обрабатываются, и происходит автоматический выпуск товара.

Что касаемо Российской федерации, то у нас тоже идет постепенная модернизация. Можно выделить этапы, которые мы уже прошли и которые ждут впереди:

1.Предварительное информирование — внедрили, конечно, действует оно не идеально, но есть перспектива.

2.СУР — работает. Введен «зеленый сектор», в Новороссийске оформляется на данный момент всего 1 участник ВЭД попавший в «зеленый сектор».

3.Автоматический выпуск — пока только планируется.

Условия необходимые для автоматического выпуска:

·Участник ВЭД должен находиться в определенной базе данных. Эта база и есть «зеленый сектор», о котором было сказано выше. Таможенная служба отбирает наименее рисковых участников ВЭД, наименее рисковые товары и предоставляет возможность нахождения в «зеленом секторе».

·Сведения в ЭДТ и в предоставленных документах совпадают.

·Отсутствие каких-либо тарифных ограничений.

·Наличие реквизитов подписей, печатей в копии и их совпадение с оригиналом.

Процесса АВ можно разделить пошагово:

1.Декларация поступает на сервер таможенного органа и в первую очередь проверяется возможность применения АВ соответствием участника ВЭД ранее перечисленные условиям.

2.Декларация заверяется подписью, проверяется список уплаченных платежей.

3.Декларация проверяется на риски. Если риски выявляются, она выдается инспектору. Если Риски не выявлены, программа автоматически запрашивает документы, содержащиеся в описи, и ждет ответа.

4.Документы предоставлены. Программа сверяет сведения в декларации со сведениями в предоставленных документах.

5.Программа запрашивает базу банка по паспортам сделки.

6.Осуществляется списание платежей.

7.Осуществляется выпуск.

Нормативное время выделяемое для проведения примерно 15—30 мин. В сравнении с установленным ФЗ № 311 сроком в течении 2 дней, это существенная разница.

Конечно, в данном направлении есть и, так называемые минусы, выраженные в проблемах, а именно:

·технические — стоит доработать программу «Инспектор ОТО» и другие инспекторские программы (Мониторинг-анализ, Морской п/п);

·правовые — внесение изменений в нынешнее законодательство, убрать ответственность инспектора за принятое решение. Выпуск осуществляется автоматически и инспектор не принимает никакого решения. В случае каких-либо нарушений, из системы (сервера) таможенные органы могут взять все данные и отследить, где именно и от кого пошла ложная информация.

·технологические — разработка и внедрение самого процесса АВ.

Соответственно основной упор АВ должен быть сделан на СУР и контроль после выпуска. Ведь программа не в силах разобрать, действительно ли то, что написано в декларации, пересекло границу. Для этого и должен быть сделан упор на контроль после выпуска товара и соответственно должна быть очень четкой СУР, и хороший контроль налоговой службы за ведением отчетности, ведь по ней возможно проследить что в дальнейшем реализует получатель, т. е. наглядно видно нарушение, если он импортировал баклажаны, а продает дорогостоящее оборудование, которое можно проследить по накладным и другим документам.

Для подведения итога всего выше сказанного хотелось бы представить немного прогноза, так сказать перспективы, применения САВ. Конечно, все эти прогнозы условны, но имеют свое отражение в будущем:

·исключение субъективных и коррупционных факторов — возможно, этого и не будет, но ответственность будет чем-то подкреплена, все данные и условия для определенного решения сохранены в программе;

·изменение психологического восприятия прохождения таможенных формальностей — таможенные органы перестанут быть какой-то преградой в понимании участников ВЭД;

·усиление контроля после выпуска;

·усиление валютного и налогового контроля.

На самом деле даже минусы являются своего рода плюсами, но в данной ситуации это опять же связано с преобразованиями в перечисленных сферах.