ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ МЕТОДИК ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ
Секция: 1. История
XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОСНОВНЫХ МЕТОДИК ОРГАНИЗАЦИИ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ ПО ИСТОРИИ
Домашнему заданию как виду самостоятельной работы школьников всегда уделялось огромное внимание методистов.
По их мнению, традиционные стратегии домашнего задания представляют собой «систематическую и самостоятельную работу ученика с учебником, дополнительной литературой, в результате которой запомнить необходимо большое количество фактического материала».
Домашнее задание по истории — это систематическая самостоятельная работа ученика с учебником, дополнительной учебной литературой, в результате которой необходимо запомнить огромное количество фактического материала [2, с. 63—64].
Традиционные задачи домашней работы понимались в неразрывной связи между собой всех компонентов. Они должны находиться в тесном взаимодействии, а не изолированно друг от друга. Одна из практических задач домашней работы связана с подготовкой к выполнению проверочных заданий по истории и итоговой аттестации. Сказанное свидетельствует о том, что повторение пройденного является не каким-то дополнением к уроку или его отдельной частью, следовательно, должно пронизывать все части учебного процесса.
Еще одной задачей домашней работы по истории является выявление ее межпредметных и межкурсовых связей c раннее изученным, при изучении нового материала. Это обеспечивает более прочное закрепление в памяти учащихся важных фактов, терминов, исторических личностей и сформированных на основе анализа конкретного материала основных понятий и закономерностей исторического процесса. А также систематизирует изученные факты и явления, углубляет ранее изученные термины и понятия, помогает поднять знания на более высокую, новую ступень и, наконец, подготовить школьников к сдаче единого государственного экзамена.
Как в советской школe, так и сегодня систематическое выполнение домашнего задания — это один из основных условий осуществления образовательно-воспитательных задач курса истории в школе. А также происходит формирование прочных и глубоких знаний учеников, развитие их мышления и умения самостоятельной работы. Поэтому необходимо развить у учащихся интерес не только к приобретению новых исторических фактов, но и к повторению полученных на уроке знаний. По прежнему интерес вызывает и умелая организация самостоятельной работы учащихся с учебником, с историческим документом и участие в развернутой беседе, анализ под руководством учителя учебной картины по истории, исторической карты, а также учебного кинофильма.
Каждому учителю истории необходимо знать, что организация домашней работы является частью общей проблемы усовершенствования учебно-воспитательного процесса в школе. Его содержание, функции и характер нельзя рассматривать отдельно от методов подготовки урока. Основные условия для успешного выполнения домашнего задания создаются именно на уроке. Многие этапы и элементы урока связаны непосредственно с последующим выполнением домашнего задания: самостоятельная работа учащихся на уроке, задавание уроков на дом и проверка домашнего задания. Сочетание этих отдельных частей должно быть таким, чтобы на уроке ученик полностью подготовился к выполнению домашнего задания. Также урок и последующая самостоятельная и учебная работа должны быть единым процессом.
Выполнение домашнего задания по «Истории России» — это самостоятельная систематическая работа учащихся с учебной литературой и самостоятельный поиск ответов на задание с помощью Интернет. Отработке этих профессиональных навыков была нацелена педагогическая практика, которая происходила в п. Ольга, Приморского края с 11 февраля 2014 г. по 22 марта 2014 г. Перед студентами — практикантами была поставлена задача: воспользоваться уже известными методиками или создать такую систему подготовки домашнего задания, чтобы она устроила большую часть учащихся в классе.
В теоретической методике описано множество методов подготовки домашней работы по истории. Было решено остановиться на пяти. Поэтапное их освоение, движение от простой методики к более сложной, по словам Н. Медникова, привносит в процесс обучения отечественной истории элементы самопазнания, открывает широкие перспективы для творчества и признания своих возможностей, своего мироощущения. А так же в целом будит интерес к предмету, побуждает к творчеству, устраняет монотонность и однообразие при выполнении домашнего задания [3, с. 6].
Эти методики описаны. Наша задача заключалась в их систематизации и поиске наиболее удобной стратегии для конкретного класса, группы учащихся. Впоследствии можно двигаться дальше, использовать и другие методики, чтобы помочь учащимся создать собственную систему самостоятельной подготовки к уроку истории.
Первый метод: необходимо прочитать текст, затем пересказать его близко к тексту и ответить на вопросы.
Второй метод: чтение текста и составление плана пересказа, затем его пересказ.
Третий метод: чтение, пересказ текста и составление тематической таблицы.
Четвертый метод: чтение и выстраивание ответа на вопросы с использованием модуля.
Пятый метод: составление последовательного плана ответа с использованием предшествующих методов и их элементов.
Охарактеризуем эти методики подробнее.
Первый метод:
на мой взгляд, он самый простой. Этот метод предполагает чтение содержания параграфа учебника, его пересказ и поиск ответов на вопросы. Данный метод наиболее результативен на начальной ступени обучения истории. Учителю следует переходить к одному из других методов организации домашнего задания, если он видит, что этот метод не дает необходимую отдачу. Его можно применять уже в среднем звене школы (6—7 классы).
Второй метод:
данный метод предусматривает изучение и изложение теоретического материала по собственному плану. Например, в теме урока значится: «Расцвет древнерусского государства при Ярославе Мудром». Весь изложенный в параграфе материал разбит на три главы: внешняя политика при Ярославе Мудром, внутренняя политика и земельные отношения. Как показала практика, ученикам легче изучать и пересказывать содержание параграфа, придерживаясь собственного плана: внешняя политика, внутренняя политика, земельные отношения.
Этот план дает возможность построения ответа в соответствии с логикой развития политики Древнерусского государства. Учащиеся если готовятся к уроку истории по такому плану, значительно проще усваивают учебный материал. Его можно использовать и при изучении ряда других тем из истории, например экономического развития России в 6 и 7 классах.
Третий метод:
предполагает выстраивание теоретического материала в хронологической последовательности. Это создает систему осмысления, запоминания исторических событий и служит основой для дальнейшего выстраивания ответов по данной теме. Использование данного метода позволяет улучшить результат в изучении объемной и сложной темы, насыщенной историческими фактами и событиями, например: «Борьба Руси с Западными завоевателями».
А. Форма хронологической последовательности.
1236 г. Правление Александра Невского в Новгороде.
15 июля 1240 г. Битва на реке Неве. Победа новгородского князя Александра над шведами.
5 апреля 1242 г. Ледовое побоище. Войско Александра Невского наносит поражение немецким рыцарям.
1243 г. Батый основывает Золотую Орду.
1263 г. Александр Невский умирает, возвращаясь из Золотой Орды. Ярлык на владимирское великое княжение получает его брат Ярослав Ярославич.
1299 г. Перенесение резиденции митрополита всея Руси из Киева во Владимир.
Такая методика эффективна при развитии локальных и хронологических навыков учащихся.
Четвертый метод:
предусматривает систему модулей, его можно применять при изучении сложных, новых тем и богатых событиями периодов истории. К примеру, культура Древней Руси. При изучении истории общественно-политической и культурной жизни России модули зачастую становятся необходимыми при подготовке к уроку.
Модуль «Культура»
- Письменность и грамотность.
- Архитектура.
- Живопись, иконопись.
- Народное творчество.
- Быт и нравы.
Так можно с успехом изучать историю церкви, искусство и т. д.
Опираясь на модуль и тезисы, ученик, даже слабый, в состоянии подготовить последовательный и грамотный ответ.
Пятый метод:
представляет собой хронологическую последовательность событий, составленных по определенному алгоритму. Данный метод следует применять в старших классах (9—10 классах) или рекомендовать особо одаренным ученикам среднего и старшего звена школы.
- Причины и планы сторон битвы на р. Калке.
- Ход битвы.
- Итоги и последствия. Значение битвы.
Первый пункт плана, раскрывающий причины события, составляется при использовании первого и второго метода организации домашней работы. Второй пункт плана описывает ход битвы, необходимо строить его, объединяя второй и четвертый методы подготовки. Третий пункт плана показывает историческое значение и итоги битвы, их влияние на последующее развитие Древнерусского государства. Самостоятельный анализ битвы и отношение к итогам битвы составляется на базе первого или второго метода.
На основе собственноручно составленного плана учеником, например, к теме «Битва на р. Калке 31 мая 1223 г.» раскрываются проблемы: а) причины и планы обеих сторон; б) ход битвы; в) итоги и последствия.
По итогам педагогической практики был сделан следующий вывод.
Во-первых, универсальный, но малоэффективный, первый и частично второй метод. Его применяли на 20 из 13 уроках. Такая методика гарантирует репродуктивный уровень усвоения учебного материала. Знания сохраняются надолго и легко восстанавливаются в памяти — благодаря выработанной системе ассоциаций и выделения характерных особенностей исторического процесса. Третий и четвертый методы применялись частично (всего на 4 уроках) по причине недостаточно высокий уровень подготовки учащихся.
Во-вторых, пятый метод выводит учащихся на творческий уровень усвоения знаний. Его применение возможно при овладении первых четырех методов подготовки. Он позволяет охватить мысленным взором весь ход исторического процесса и создать собственную периодизацию оценить его и сделать вывод. А так же открыть для себя закономерности развития человеческого общества. Это возможно только в старших классах.
В-третьих, итоги прошедшей педагогической практики подтвердили мнения методистов и дидактов, что разнообразные стратегии организации домашней работы учащихся стимулирует интерес к предмету, поддерживает мотивацию к активной творческой деятельности. При этом учителю истории следует помнить о возрастных и индивидуальных особенностях учащихся и не форсировать процесс изучения истории повышенным уровнем сложности изучения материала.
«Закладывание фундамента невозможно без знаний».
Список литературы:
- Городов А.И. О проверке знаний учащихся на уроках истории в старших классах. — Преподавание истории в школе, 2002. № 3. — 68 с.
- Лейбенгруб П.С. О повторении на уроках истории в 6—10 классах. — Преподавание истории и обществознания в школе, 2011.№ 5. — 63—64 с.
- Медников Николай. Подготовка домашнего задания по истории России. — Первое сентября. История, 2003.№ 6. — 6 с.
- Шкарлупина Г.Д. Преподавание истории и обществознания. — Ростов-на-Дону: «Феликс», 2005. — 127 с.
- Методические рекомендации. «Организация домашней работы в образовательном учреждении» — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://festival.1september.ru/articles/580007/ (дата обращения 8.10.2013).