Статья:

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ФАКТОРЫ

Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 4. Социология

Выходные данные
Шматова Ю.С. ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ФАКТОРЫ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(11).pdf (дата обращения: 29.03.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 15 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ: ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И ФАКТОРЫ

Шматова Юлия Сергеевна
студент Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина, РФ, г. Елец
Зайцева Ирина Александровна
научный руководитель, канд. полит. наук, доц. Елецкого государственного университета имени И.А. Бунина, РФ, г. Елец

 

В настоящее время молодежь является синонимом нового, динамично развивающегося будущего. Но, однако, наряду с присущими позитивными тенденциями развития общества наблюдаются и негативные проявления. К ним можно отнести одно из наиболее известных и распространенных современных проблем — это девиантное поведение молодого поколения.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в современной России, в условиях перехода к рыночным отношениям, смены социальных ориентиров, ломки идеологических ценностей и норм морали, происходят изменения в образе жизни и поведении молодого поколения. Формирование личности подростка происходит под воздействием общества, действующих в нем правил и установок. Особенность развития молодого человека заключается в том, что он еще не достаточно сформирован и устойчив к тем проблемам, с которыми он сталкивается в процессе своего взросления.

В данной работе мы акцентируем внимание на факторах, оказывающих влияние на формирование девиантного поведения подростков, а также на формы проявления данного поведения. В первую очередь дадим определение понятию «девиантное поведение» и охарактеризуем категорию «молодежь».

Проблемы молодежи рассматриваются многими исследователями не только в рамках понятия «девиантное поведение», также используется определение «отклоняющееся поведение», имеющее схожую формулировку, но менее критичное и характеризующее более сдержанные проявления. Е.И. Холостова характеризует девиантное поведение «как поведение, которое отклоняется от ценностей, норм, установок и ожиданий общества или социальной группы» [9, с. 107]. В.В. Ковалев рассматривает девиантное поведение как «поведение, отклоняющееся от нравственных норм данного общества» [3, с. 21]. Отклоняющееся поведение, по мнению М.И. Рожкова, это «отклонение от принятых в данном обществе, социальной среде, ближайшем окружении, коллективе социально-нравственных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации в том обществе, к которому человек принадлежит» [4, с. 7]. Я.И. Гилинский под отклоняющимся поведением понимает «поступок, действие человека, не соответствующее официально установленным или фактически сложившимся в данном обществе нормам» [1, с. 26].

Таким образом, при всем многообразии определений и характеристик, девиантное поведение можно трактовать как поведение, действие, которое выходит за рамки принятых в окружающем социуме норм и установок.

Категория «молодежь» достаточно обширна, имеет размытые границы и разными исследователями трактуется по-разному. Молодёжь, как социально-демографическая группа, характеризуется определенным социальным статусом, положением в обществе, отношением с окружающими, с одной стороны, и физиологическим и психологическим переходом от детства (юношества) к зрелости, с другой. Принято считать, что возрастной критерий молодежи устанавливается от 14—16 до 25—30 лет. Нас интересует ее нижняя граница. Условно обозначим её от 14 до 18 лет. Этот период известен как подростковый. Подросток, в силу своего возраста, проходит важный и не менее сложный этап своей жизни. Социальная, физиологическая и психологическая незрелость (несформированность) представляет собой переходный период, в который личность особенно уязвима и претерпевает различные изменения и воздействия со стороны окружающих, не всегда идущих в сторону позитивного развития. Подростки особенно чувствительны к отрицательным проявлениям в обществе, что может сказаться на их психическом состоянии, мировосприятии, росте и развитии.

Существуют различные предпосылки для формирования у подростка девиантного поведения: экономические (уровень экономического развития общества, материальная обеспеченность семьи, трудовая занятость), политические (политическая ситуация в стране, государственная молодежная политика, система государственных гарантий и форм защиты молодежи), генетические (наследственная предрасположенность к асоциальным формам поведения), социальные (влияние социума, роль семьи и школы в воспитании подростка). На наш взгляд, наиболее распространенными являются следующие группы факторов.

На подростка, в силу его импульсивности, активности, разбросанности интересов и увлечений, большое влияние оказывает окружающая социальная среда. Это может быть и пагубное влияние СМИ, и его ближайшего окружения, друзей, приятелей, с которыми он общается, и той атмосферы, в которой он живет, будь то в семье, в школе. Насилие, употребление алкоголя, наркотиков свободно демонстрируется с экранов телевизора. Подросток склонен копировать отклоняющееся поведение своих родителей, родственников, если в семье присутствуют такие негативные тенденции. Молодое поколение все больше привлекает агрессивное, несдержанное поведение, которое становится популярным. Впоследствии, все это переходит на улицы, где подростки воспринимают предоставляемые им примеры поведения за образец для подражания и норму.

Наличие различных криминогенных, асоциальных групп побуждает к развитию девиантного поведения. Это происходит под воздействием более сильного и старшего человека, в следствии принуждения, запугивания или обмана.

Подростковый возраст также характеризуется сложностью взаимоотношений со старшими: родственниками, учителями в школе. В силу возраста у подростка усложняются взаимоотношения с окружающими, в частности с родителями, преподавателями, что приводит к конфликтам, непониманию, следствием которых может являться агрессия, желание проявить себя всеми возможными способами. В данный период подросток ставит в приоритет отношения со сверстниками выше, чем с родителями и учебной деятельностью.

Еще один немало важный фактор, который может привести как к негативным, так и положительным переменам в личности и поведении молодого поколения - это стремление к независимости и самостоятельности, желание самоутвердиться. От того на какие нормативные установки будет ссылаться подросток в своих побуждениях, будет зависеть его дальнейшее поведение. Выбранные им модели поведения будут позиционироваться подростком как единственно правильные, какие бы отрицательные последствия они не несли. Но в результате их дальнейшего развития, может возникнуть целый ряд проблем, с которыми подростку сложно справиться без посторонней помощи.

Предпосылками для развития девиантного поведения может служить и недостаточно сформированное умение контролировать свое поведение и эмоции. Здесь большую роль играет желание заявить о себе достаточно открыто, показать окружающим свои переживания и чувства, привлечь к себе и своим проблемам внимание окружающих, как адекватными, так и нестандартными способами.

Таким образом, перечисленные группы факторов, влияющих на формирование девиантного поведения, достаточно разнородны и заключаются как в индивидуальных особенностях молодого человека, так и во внешних негативных проявлениях окружающей среды.

Девиантное поведение подростков может проявляться в различных формах. Алкоголизм является одной из наиболее распространенных форм девиантного поведения молодежи. Причем сюда входит и понятие пьянства, как фактора не менее существенного и приводящего к развитию более тяжелых последствий употребления спиртосодержащих напитков, и понятие алкогольного психоза, связанного с нарушение работы нервной системы. Особенностью подросткового алкоголизма является то, что вследствие физиологических свойств данного возраста, возникает быстрое привыкание к спиртным напиткам, что приводит к разрушению нервной системы, нарушению умственного и психического развития. О проблемах подросткового алкоголизма говорят неутешительные данные. Численность подростков, состоящих на учете в лечебно-профилактических организациях, с диагнозом «алкоголизм и алкогольные психозы», на 2010 год составила 919 тыс. человек, на 2011 год — 733 тыс. человек, на 2012 год — 577 тыс. человек. Доля подростков, состоящих на профилактическом учете, в связи с вредными последствиями алкоголя, в 2010 году составила 58,3 тыс. человек, в 2011 году — 53 тыс., в 2012 году — 45,2 тыс. человек [2, с. 149]. Притом, что прослеживается ориентация на снижение числа подростков страдающих алкоголизмом, данный показатель все равно остается высоким и требует разносторонних мер по его уменьшению.

Не менее остро стоит проблема подростковой наркомании. Так, по данным Федеральной службы государственной статистики, в 2010 году впервые были зарегистрированы 333 тыс. подростков с наркотической зависимостью, в возрасте 15—17 лет, в 2011 году — 208 тыс. подростков, а в 2012 — 143 тыс. Кроме того, численность состоящих на профилактическом учете в связи с употреблением наркотических веществ, в тот же возрастной период, на 2010 год составила 4609 человек, на 2011 год — 4042 человек, 2012 год — 4078 человек [8, с. 243]. При этом можно проследить устойчивую динамику не уменьшающегося показателя подростковой наркомании. Употребление различных наркотических веществ приводит к таким последствиям как физическое и психическое привыкание, и в последующем, зависимость, деградация личности, нарушение роста и развития, а в особо тяжелых случаях может привести к летальному исходу. Другая проблема, которая тесно связана с употреблением наркотиков, это рост числа молодежи заболевших ВИЧ и СПИДом. Наркомания, также как и алкоголизм, характеризуются быстрым развитием привязанности и зависимости, а также низкой эффективностью лечения и реабилитации и восстановления.

Такой фактор как подростковая (детская) проституция, характеризующаяся вступление в половую связь, беспорядочные половые связи за плату лицами, не достигшими совершеннолетия, набирает обороты в связи с падением нравственных и моральных ценностей, распространением порнографии. Подростковая проституция имеет свои особенности: неосознанность своих действий, получение оплаты наркотическими и алкогольными веществами, продажа тела в любом месте по желанию покупателя, запугивание, шантаж, насильственные действия по принуждению к проституции. Также, она может привести к таким проблемам как, нарушение психического и физического здоровья, подростковая беременность и аборты, заболевание венерическими заболеваниями и СПИДом. О последней проблеме можно судить исходя из представленных статистических данных. В 2010 году заболеваемость подростков болезнями, передающимися преимущественно половым путем, такими как сифилис, составила: среди мужчин — 311 человек, среди женщин — 993 человека. В 2011 году заболеваемость, по тем же показателям, составила: среди мужчин — 284 человека, среди женщин — 779 человек. В 2012 году: мужчин — 252 человека, женщин — 662 человека. Зарегистрировано подростков с диагнозом гонококковой инфекции в 2010 году 948 мужчин и 703 женщин, в 2011 году 873 мужчин и 582 женщин, в 2012 году 697 мужчин, 537 женщин [2, с. 62—63].

Преступность или криминальное поведение молодежи, по мнению одних исследователей, обусловлена особенностями уровня развития общества, малой социальной группы, по мнению других, особенностями психологи подростка. И те и другие взгляды действуют в равной мере и включают в себя различные составляющие. Федеральной службой государственной статистики были приведены следующие данные: за 2010 год число преступлений совершенных несовершеннолетними или при их участии составили 78,5 тыс. человек, за 2011 год — 71,9 тыс. чел., за 2012 год — 64,3 тыс. чел., за 2013 год — 46,1 тыс. чел. [7]. Особенностями данного типа девиантного поведения являются низкий культурный и нравственный уровень подростка, неустойчивая картина мира, строгая приверженность своих взглядов и представлений о мире, возможно сильное влияние со стороны криминальных элементов, недостаточно адекватная оценка совершаемых противозаконных действий.

Последний фактор, который мы хотели бы выделить — это суицидальное поведение, включающее в себя попытки самоубийства и суицид. На настоящий момент, суициды среди подростков в возрасте от 14 до 18 лет, составляют 2500 человек за год [6]. Это говорит об актуальности проблемы суицидального поведения, необходимости ее изучения. Особенно трудно выявить суицидальные наклонности на ранних стадиях. Так, согласно статистическим данным ВОЗ, частота оконченных суицидов подростков в 2009 году составила 3,8 случая на 100 тыс. детей, в 2010 году — 3 случая, а в 2011 — 2,7 случая [5].

Суицидальное поведение может быть обусловлено различными причинами. Подросток может таким способом попытаться привлечь внимание к себе, к своим проблемам и субъективным переживаниям, подсознательно рассчитывая на помощь и поддержку со стороны старших. Попытка самоубийства может быть совершена в состоянии аффекта, вызванного критической ситуацией, шоком, в результате которых, подросток не может преодолеть возникшее психологическое напряжение. Суицидальное поведение, может быть обусловлено длительными депрессивными состояниями или просто быть совершено по незнанию, неосознанности всей ситуации и всех совершаемых действий.

Таким образом, девиантное поведение молодежи может проявляться как в незначительных отклонениях от норм и ценностей, так и серьезных правонарушениях и асоциальных действиях. Важно подчеркнуть, что выделенные формы могут встречаться как в отдельности друг от друга, так и во взаимодействии, когда один вид девиации провоцирует возникновение других, что сильнее затрудняет работу по реабилитации подростка и возвращение его в привычную социальную среду.

 

Список литературы:

  1. Гилинский Я.И., Афанасьев В.Г. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения. — СПб.: Питер, 1993. 272 с.
  2. Дианов М.А. Никитина С.Ю. Здравоохранение в России 2013. Статистический сборник / Под. ред. М.А. Дианова. — М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2013. — 380 с.
  3. Ковалёв В.В. Патологии личности и девиантное поведение: Руководство по психиатрии. — М.: Наука, 1989. 462 с.
  4. Рожков М.И. Воспитание трудного ребенка: дети с девиантным поведением: Учеб. метод. пособие / под ред. М.И. Рожкова. — М.: Гуманит. издат. Центр ВЛАДОС, 2001. 240 с.
  5. РИАНовости. Астахов: в РФ в первом полугодии 2012 г совершено 532 детских суицида — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ria.ru/society/20130416/932858655.html#13969806982054&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration (дата обращения 08.04.2014).
  6. Рос. Газета. Линия смерти. Россия заняла первое место в Европе по количеству самоубийств среди детей и подростков — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2013/03/15/samoubiistva.html (дата обращения 07.04.2014).
  7. Росстат. Число преступлений, совершенных отдельными категориями лиц — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/pravo/10-03.htm (дата обращения 07.04.2014).
  8. Суринов А.Е. Российский статистический ежегодник 2013. Статистический сборник / Под. ред. А.Е. Суринова. — М.: Информационно-издательский центр «Статистика России», 2013. — 717 с.
  9. Холостова Е.И. Глоссарий социальной работы. Учеб. пособие для студентов и преподавателей социального профиля. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. — 220 с.