Статья:

АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ КИТАЙЦЕВ ПО ТАЙВАНЬСКОМУ ВОПРОСУ (на примере материалов интернет-блогов и газеты «Жэньминь жибао»)

Конференция: XI Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 2. Политология

Выходные данные
Ожогина А.Н. АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ КИТАЙЦЕВ ПО ТАЙВАНЬСКОМУ ВОПРОСУ (на примере материалов интернет-блогов и газеты «Жэньминь жибао») // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XI междунар. студ. науч.-практ. конф. № 4(11). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/4(11).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 6 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

АНАЛИЗ ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ КИТАЙЦЕВ ПО ТАЙВАНЬСКОМУ ВОПРОСУ (на примере материалов интернет-блогов и газеты «Жэньминь жибао»)

Ожогина Александра Николаевна
студент Благовещенского Государственного Педагогического Университета, РФ, г. Благовещенск
Залесская Ольга Владимировна
научный руководитель, д-р ист. наук, проф., зав. кафедры китаеведения Благовещенского Государственного Педагогического Университета РФ, г. Благовещенск

 

Остров Тайвань, который находится всего в 360 км от побережья провинции Фуцзянь, выступает источником конфликта для центрального Китая с 1949 г. Практически за 65 лет существования тайваньского вопроса отношения между Пекином и Тайбэем претерпевали различные изменения: начиная с открытой конфронтации и холодного игнорирования в прошлом и заканчивая расширением и углублением взаимообменов в различных сферах между берегами в настоящем.

Решение тайваньского вопроса является одним из главных приоритетов внутренней политики Китая, поэтому связанные с этим события широко освещаются в СМИ, а также активно обсуждаются в Интернете, что в связи с увеличением количества пользователей становится важным компонентом для формирования общественного мнения людей.

Следует отметить, что Интернет-пространство Китая — одно из наиболее контролируемых в мире. Китайские власти поддерживают сложную и многослойную систему цензурирования, контроля и управления действиями Интернет-пользователей, а также владельцев мобильных телефонов. В последние годы система контроля была расширена с помощью управления обсуждениями в Интернете [1].

Растущее сообщество блогеров и различные участники Интернет-коммуникации влияют на вскрытие фактов коррупции, мобилизацию граждан и защиту гражданских прав. Однако, официальные власти позаботились о защите политической системы от слабых голосов недовольных граждан из Интернет-пространства [1], поэтому в китайском Интернет-пространстве невозможно найти заявлений, которые бы открыто критиковали политику китайского правительства, в частности, по поводу тайваньского вопроса.

Исследуя мнения авторов различных Интернет-блогов, была обнаружена следующая устойчивая тенденция: мнения блогеров схожи с официальными заявлениями представителей Пекина.

Так, по мнению большего количества пользователей Интернета, вопрос независимости Тайваня является внутригосударственной проблемой, которая «осталась в наследство» после гражданской войны в Китае, а Тайвань — это неотъемлемая часть административной структуры КНР, поэтому возвращение острова под контроль Пекина является вопросом времени. Решение его может продлиться не одно десятилетие и потребует больших усилий обеих сторон конфликта. Также в комментариях некоторых китайцев из материкового Китая было обнаружено следующее суждение: конфликт создает и поддерживает в неизменном состоянии именно тайваньская сторона, которая страдает от своих же действий. Другие блогеры не понимают, почему сохраняются такие напряженные отношения, ведь поколение, при котором начался конфликт, уже прошло. Авторы еще одной части комментариев убеждены, что Тайвань уже давно присоединен к материковому Китаю и не понимают, почему всех так интересует этот вопрос.

1 ноября 2012 г. на официальном сайте «Жэньминь жибао» была опубликована новость под заголовком «Консенсус 1992 года является важной политической основой для стимулирования мирного развития отношений между двумя берегами Тайваньского пролива — Канцелярия по делам Тайваня при Госсовете КНР». «Мы готовы внимательно выслушивать и серьезно относиться к рациональным, позитивным и конструктивным замечаниям и рекомендациям ... по поводу развития отношений двух берегов Тайваньского пролива», — подчеркнул Ян И, официальный представитель Канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР [2].

Согласно официальным заявлениям, Консенсус 1992 года является важной политической основой для укрепления взаимодоверия и стимулирования мирного развития отношений между двумя берегами Тайваньского пролива. Положительные отзывы Интернет-пользователей по поводу данного утверждения говорят о том, что граждане КНР положения Консенсуса 1992 года оценивают как важные условия для ведения двустороннего диалога с Пекином. Некоторые авторы к основным базисам, способствующим мирному развитию отношений, также относят интересы не только одной части страны, но и всей нации в целом, а также мирные способы урегулирования конфликта. Кроме этого, в качестве основ гармоничного развития (помимо консенсуса 1992 г.) выделяют, во-первых, согласованность и объединение всей китайской нации; во-вторых, неприемлемость получения независимости Тайванем; в-третьих, строительство взаимных доверительных отношений; в-четвертых, взаимное процветание и развитие обеих сторон.

8 ноября 2012 г. на официальном сайте «Жэньминь жибао» была опубликована статья, в которой Ху Цзиньтао в своем докладе на 18-м съезде КПК призывал к созданию более благоприятных условий для мирного объединения [7]. В ней Ху Цзиньтао пропагандировал придерживаться курса на «мирное воссоединение, одну страну — два строя» и реализации восьмипунктного предложения относительно развития межбереговых отношений и стимулирования процесса мирного объединения Родины.

19 ноября 2012 г. был опубликован полный текст доклада, с которым Ху Цзиньтао выступал на 18-м съезде КПК. «Нам нужно непоколебимо держаться принципа существования только одного Китая. Хотя континент и Тайвань все еще не воссоединились, но тот факт, что они принадлежат одному Китаю, навсегда остается неизменным. Государственная территория и суверенитет никогда не расчленялись и их недопустимо расчленять» — указал Ху Цзиньтао [6]. В своем докладе Ху Цзиньтао делает акцент, что именно политика «одного Китая» является условием мирного объединения страны.

Урегулирование конфликта мирным путем пропагандируется не только представителями высшей власти в Китае, но и пользователями Интернета, которые благосклонно относятся к невоенному вмешательству для решения данного вопроса. По их мнению «способность сохранить свою армию», не посылая ее в горячие точки, является гарантом сохранения мирных отношений между Пекином и Тайбэем. Но некоторые авторы, придерживаясь принципа территориальной целостности и неделимости, продвигают более активные и радикальные меры, хотя и не переходящие в военные действия.

7 декабря 2012 г. на сайте «Жэньминь жибао» появилась статья под заголовком «Ма Инцзю надеется на устойчивое развитие отношений между берегами Тайваньского пролива». Основываясь на официальные заявления Ма Инцзю, в политике Тайваня в отношении материкового Китая на данный момент существуют три основных приоритета: расширение и углубление обменов между берегами Тайваньского пролива, взаимное открытие представительств Ассоциацией за развитие связей между двумя сторонами Тайваньского пролива ..., а также всестороннее рассмотрение и внесение поправок в положения об обменах между двумя берегами [4].

Основываясь на том, что в начале 2012 г. Ма Инцзю был переизбран на второй срок, выиграв у своей соперницы 6 % голосов [3], на острове его поддерживает 56 % населения. Среди китайцев на материковом Китае имидж Ма Инцзю довольно неоднозначен. В большинстве случаев это положительный облик, кроме того, Ма Инцзю в должности президента Тайваня больше устраивает китайцев, чем его предшественник Чэнь Шуйбянь. С другой стороны некоторые авторы критически оценивают политику переизбранного президента в адрес Пекина, т. е. официально правительство Тайваня придерживается курса «одна страна — две системы» и консенсуса 1992 г., но некоторые заявления и решения со стороны президента подвергаются суровой критике.

28 декабря 2012 г. появилась статья, в которой Китай выступает категорически против законопроекта США о национальной обороне. «Соответствующее содержание является грубым вмешательством во внутренние дела Китая и не способствует стратегическому взаимодоверию двух стран», — отметил официальный представитель Министерства обороны КНР Ян Юйцзюнь на очередной пресс-конференции, касаясь принятого недавно Конгрессом США законопроекта о национальной обороне на 2013 финансовый год, в котором содержится спорная часть, связанная с островами Дяоюйдао и поставкой оружия на Тайвань [5].

Согласно официальной политике, Китай не приемлет вмешательства других стран в ее внутренние дела. Это мнение активно поддерживается пользователями Интернет-пространства, что подтверждается большим количеством одобрительных комментариев в блогах. По мнению большинства блогеров, тайваньский вопрос мог не возникнуть, если бы не присутствие США. Также было отмечено, что хотя конфликт возник в результате гражданской войны в Китае, но сохранение напряженности в Тайваньском проливе — это проблема, существующая непосредственно из-за «излишнего интереса к внутренним проблемам Китая».

Проведя анализ, можно сделать некоторые выводы. Во-первых, среди всех найденных блогов и комментариев не было обнаружено радикальных замечаний и комментариев в адрес китайского правительства. Это можно объяснить тем, что в Китае существует сложная и многослойная система для цензурирования, контроля и управления действиями Интернет-пользователей, которые предотвращает попадание и распространение негативных оценок о действиях правящей партии и всего руководства страны. Во-вторых, анализируя новости, опубликованным на официальном сайте газеты «Жэньминь жибао», можно увидеть, что в общем мнения официальных источников и пользователей Интернет-ресурсов совпадают по основным положениям. Разница состоит в том, что официальные представители дипломатично сглаживают некоторые особенности двустороннего диалога, в то время как авторы различных блогов, помимо обоснованных комментариев, открыто высказывают свое негативное отношение в адрес тайваньского правительства.

 

Список литературы:

  1. Киселев А.А. «Великая китайская спина»: система государственной интернет-цензуры в Китае / А.А. Киселев // Вестник Пермского университета. Серии: история и политология. — 2009. — № 3. — С. 40—46.
  2. Консенсус 1992 года является важной политической основой для стимулирования мирного развития отношений между двумя берегами Тайваньского пролива — Канцелярия по делам Тайваня при Госсовете КНР [Электронный ресурс] // Газета Жэньминь жибао он-лайн. — 01.11.2012. URL: http://russian.people.com.cn/31521/7999852.html (дата обращения: 15.02.2013).
  3. Ларин А.Г. Сотрудничество берегов тайваньского пролива: достижении проблемы перспективы / А.Г. Ларин // журнал «Проблемы Дальнего Востока». — 2012. — № 4. — С. 13—26.
  4. Ма Инцзю надеется на устойчивое развития отношений между берегами Тайваньского пролива [Электронный ресурс] // Газета Жэньминь жибао он-лайн. — 07.12.2012. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8049432.html (дата обращения: 15.02.2013).
  5. Минобороны КНР: Китай выступает категорически против законопроекта США о национальной обороне [Электронный ресурс] // Газета Жэньминь жибао он-лайн. — 28.12.2012. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8073520.html (дата обращения: 15.02.2013).
  6. Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на 18-м съезде КПК /1/ (21) [Электронный ресурс] // Газета Жэньминь жибао он-лайн. — 19.11.2012. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8023973.html (дата обращения: 15.02.2013).
  7. Ху Цзиньтао призвал к созданию более благоприятных условий для мирного объединения [Электронный ресурс] // Газета Жэньминь жибао онлайн. — 08.11.2012. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8010601.html (дата обращения: 15.02.2013).