Статья:

КОСМИЧЕСКАЯ МИССИЯ РАЗУМА В УЧЕНИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Судакова А.В. КОСМИЧЕСКАЯ МИССИЯ РАЗУМА В УЧЕНИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(12).pdf (дата обращения: 24.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 75 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОСМИЧЕСКАЯ МИССИЯ РАЗУМА В УЧЕНИИ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО

Судакова Ангелина Вадимовна
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Бабина Вера Николаевна
научный руководитель, доц. Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза

 

В современной науке на первый план выходят крупномасштабные исследования космического пространства. Они носят не только теоретический, фундаментальный характер, но и воплощаются в различных научных и технических проектах, благодаря которым совершен невероятный прорыв в познании космического пространства.

Вместе с тем становится понятным, что освоение человеком космоса носит не только научно-технический характер, но и заставляет задуматься над задачами духовного характера. Многими современными исследователями признается тот факт, что человечество не является единственно возможной формой разумной жизни во Вселенной, его следует рассматривать как часть Вселенской цивилизации. Очевидно, что такая установка требует изменения мировоззрения, в котором обязательным условием станет восприятие мира с иными разумными существами. Поэтому очень актуальным становится создание новой Вселенской космической идеологии, в связи с чем огромный интерес представляет русская философия космизма и в частности «космическая философия» К.Э. Циолковского, разработанная им еще в начале XX века.

Гуманитарная составляющая творчества Циолковского оказалось весьма востребована в начале XXI века. Глобальные проблемы, космическая угроза, освоение космического пространства, поиск контакта с внеземным разумом по-новому ставят вопрос об общественном идеале, о совокупности общественных ценностей, которые могут сохранить мир, смысл жизни и саму жизнь на нашей планете.

Константин Эдуардович Циолковский (1857—1935) еще в начале XX века пришел к выводу о том, что земные проблемы необходимо рассматривать в космическом масштабе, учитывая как влияние космических процессов на земные, так и антропологические нагрузки на космос.

Циолковский разрабатывал космическую философию, где центральное место занимал монизм — принцип единства всей вселенной, в познании которого главную роль играет элементарное начало, как бессмертное элементарное существо. Ученый сам себя называл материалистом и панпсихистом и он признавал чувствительность всего космического пространства.

Обмен атомами в космическом пространстве вынуждает все разумные существа к взаимосвязи и к заботе о мирном существовании. После исчезновения их обладателя атомы рассеиваются в другие органические и неорганические образования. Эта идея была использована Циолковским для построения теории космической этики, согласно которой добром признаются процессы усложнения во Вселенной, поскольку «блаженство» атомов обеспечивается их пребыванием в наиболее сложных, внутренне благоустроенных организмах. Наличное состояние Вселенной свидетельствует, согласно ученому, о торжестве творческих, противостоящих тенденций к мировой смерти (антиэнтропийных) сил жизни и разума. С этих позиций космологический процесс предстает как ряд цикличностей (периодичностей) усовершенствования бытия.

Разумные существа, населяющие Вселенную, давно наладили благополучный ход космической эволюции, а Земля с ее муками биологического и социального развития оставлена ими как своего рода «заповедник» для естественного становления и обновления жизненных форм, в том числе совершенствования социальных отношений, и в этом смысле наша планета уникальна во всем мировом пространстве.

В свете этих предположений и осуществлялось Циолковским нетрадиционное переосмысление философских проблем (смысла жизни, смерти и бессмертия, добра и зла и т. д.).

Возникновение разумных форм, по Циолковскому, знаменует как бы «пробуждение» природы, а сам разум выступает основной движущей силой восхождения космической материи к высшим степеням совершенства. В связи с этим видное место в его рассуждениях занимает план рационального переустройства социума. Многое здесь напоминает утопические проекты с их предвосхищением элементов тоталитарных режимов; будущее планетное общежитие своеобразным образом выстраивается из конгломерата демократических и элитарных, технократических и абстрактно социалистических постулатов. В связи с этим видное место в его рассуждениях занимает план рационального переустройства социума. Хищением элементов тоталитарных режимов; будущее планетное общежитие своеобразным образом выстраивается из конгломерата демократических и элитарных, технократических и абстрактно социалистических постулатов. Рационализация всеобщего человеческого бытия, как считал Циолковский, предопределена исторически неизбежным выходом человечества в космос, освоением людьми мирового пространства.

В космической экспансии Циолковский видел залог бессмертия человечества. Выход человека в космос он справедливо расценивал как исторический скачок, новое качество цивилизации, которое должно характеризоваться не только весьма высокой технологической базой, но и высшим совершенством общественной организации и социального управления. Об этом он писал, в частности, в своей работе «Цели звездоплавания» (1929).

Бесспорной заслугой Циолковского было то, что исследования природы и технически целеустремленные действия он впервые посвятил задачам «социализации внеземного пространства».

В отличие от Земли «на иных планетах другие условия и потому там другие биоэлементы, которые не годятся на Земле, но пригодны на планетах с иной температурой и иной обстановкой» [1, с. 234], но все существа принципиально «антиэнтропийны». Вопреки царящей в мертвой природе тенденции к распаду, упрощению, разрушению и дезорганизации жизнь тормозит и ослабляет переход свободной энергии в необратимые формы.

По образному выражению ученого, «вся материя как бы стремится перейти в живое», создать все больше и более совершенных форм, превращая первозданный хаос в космос.

Очарованный красотой и мощью жизни как «самодеятельности материи», организующей все большее число все более совершенных существ, ученый был склонен считать, что само бытие космоса со всеми его временами и пространствами оправдано существованием человека, поэтому «смысл вселенной в жизни, которую она рождает, в радости и горе, которые заключаются в жизни». Таким образом, «стремление» материи к порождению жизни и разума имеет решающее космологическое значение. Новая эра цивилизации, по мнению Циолковского, и начинается осознанием человечеством космической миссии жизни и разума как «фактора эволюции космоса», и тогда преображение вселенной станет смыслом существования людей.

Идеи Циолковского о космической миссии человечества были созвучны мыслям его старшего современника, замечательного русского мыслителя Н.Ф Федорова. Он утверждал, что «истинное отношение разумного существа к неразумной силе есть регуляция естественного процесса. Регуляция и в области знания и в самом бытии, эта регуляция должна распространить власть человека на все миры, на все системы до окончательного одухотворения вселенной» [2, с. 145]. И он считал, что именно с этой-то целью человечеству предстоит посетить, но и населить всю Вселенной. Именно ради этого и создан человек на планете Земля. Так впервые в истории естествознания всему человечеству было предложено «общее дело», способное вдохновлять бесчисленные поколения на творчество и самосовершенствование.

К.Э. Циолковский последовательно отстаивал идею возможности достижения бессмертия и неограниченного прогресса человечества в деле заселения космических пространств. Выдающаяся заслуга К.Э. Циолковского, заключалась в его суждениях о том, что разумная жизнь по мере своего развития неизбежно должна выходить за пределы планеты Земля.

«Космическая философия» К.Э. Циолковского являлась одной из первых, но в то же время, наиболее полной из всех уже существующих идей прогнозирующих будущее всего человечества. В отличие от всех существующих теорий « космическая философия» К.Э. Циолковского, но кроме применения научных способов, имела развитые религиозно-этические взгляды.

Современный космизм представляет собой программу становления Вселенского человечества и космическая философия Циолковского может рассматриваться как один из самых важных и перспективных вариантов осуществления такой программы.

Русский космизм — стал обосновывать идею объединения всего человечества не столько из политических и идеологических взглядов, но, что самое главное, из экологических и конечно нравственных причин .

С точки зрения великого ученого Циолковского, материя бесконечна в своём развитии, а человек, как носитель разума не является последней ступенью. В будущем, верил он, все человечество, как единый объект эволюции изменится; пройдут несколько эволюционных этапов расселения и жизни в космическом пространстве, через много миллиардов лет оно превратится в вид лучистой энергии, заполнит собой весь космос. Главной и самой основной идеей в космической теории К.Э. Циолковского стала идея о том, что цель всей жизни и вся деятельность разумного существа должны служить прогрессу всего космического пространства, поскольку это приведёт к устранению в космосе несовершенства жизни, зла и страданий. Утопические космические идеи К.Э. Циолковского были первыми и практически единственными попытками систематического изложения проблем всего космического пространства, характерных для начала «космической Эры»: о месте разума в мировом целом пространстве, о его ответственности за нашу планету и всю огромную Вселенную.

 

Список литературы:

  1. Идеи К.Э. Циолковского: прошлое, настоящее, будущее. Материалы XLVII Научных чтений памяти К.Э. Циолковского. — Калуга, 2012.
  2. История русской философии / Под общ. ред. проф. А.Ф. Замалеева. — СПб.: Изд-во филос. ф-та СПбГУ, 2012. — 377 с.
  3. История русской философии / Под ред. Маслина М.А. — М.: КДУ, 2008. — 468 с.
  4. Циолковский К.Э. Космическая философия. — М.: Эдиториал УРСС, 2001.
  5. Циолковский К.Э. Миражи будущего общественного устройства. — М.: Самообразования, 2006.