Статья:

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В.С. СОЛОВЬЕВА

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 5. Философия

Выходные данные
Феоктистова Л.З. ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В.С. СОЛОВЬЕВА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(12).pdf (дата обращения: 25.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 3004 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В.С. СОЛОВЬЕВА

Феоктистова Лиана Зазовна
студент Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза
Бабина Вера Николаевна
научный руководитель, доц. Пензенского государственного университета, РФ, г. Пенза

 

Обращение к теме любви характерно для философов всех эпох и культур. Это объясняется тем, что любовь является основой жизни человека и, одновременно, сложнейший вопрос человеческого существования. История философской мысли представляет собой бесконечный поиск и движение к идеалу любви. В русской философии тема любви приобрела особое звучание, поскольку с древних времен в русской культуре идеал любви был связан с христианским учением. Такие русские мыслители как Г. Сковорода, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Федоров, В. Розанов, В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, Б. Вышеславцев, Л. Карсавин, И. Ильин, С. Франк и многие другие смогли своеобразно раскрыть бесчисленные аспекты этого таинственного чувства. Всех этих мыслителей объединяет общее понимание любви как основы духовной жизни человека, как объединительной силы, ведущей в Царство Божье, как источник добра, красоты и бессмертия. В понятии любовь для них собраны все высшие ценности человеческой жизни: свобода, счастье, справедливость, гуманность.

Возвращение к этим идеям, их подробное изучение объясняется сегодня глубочайшим духовным кризисом, который охватил современный мир. Насилие, войны, падение ценности человеческой жизни стало реальностью нашей жизни. В этих условиях идеи русских философов о земной и богочеловеческой любви не только не утратили своей значимости, но становятся необходимы в практическом решении проблем духовного оздоровления общества, утверждения в нем человеколюбия и добра, спасения самого человека.

Философское наследие русских мыслителей может стать основой нравственного воспитания молодого поколения, формирования творческого отношения наших современников к любви и жизни в целом. Философия любви В.С. Соловьева, безусловно, относится к непреходящим ценностям, обладает огромным воспитательным потенциалом.

Немаловажное место в формировании взглядов философа занял христианский платонизм, его учителя, профессора кафедры философии Московского университета П.Д. Юркевича, в особенности учение о сердце как средоточии духовной жизни человека. Юркевич видел определяющее начало человеческого бытия в воле, согласно собственному значению превосходящее теоретическое начало духа. Многие идеи своей теории любви Соловьев черпает из Платона. Например, он развивает платоновскую мысль об андрогинной натуре человека, о совмещении в целостной личности двух начал — женского и мужского.

Соловьев видел два начала в любви — идеальное и природное, а сам процесс любви он рассматривал как восхождение и нисхождение. В итоге, в любви оживляется идеальное начало, связанное с образом Вечной Женственности. И конкретно это придает любви оттенки неземного блаженства, которые испытывал каждый человек, испытавший когда-либо любовь. Это разъясняет и любовные страдания, которые связаны с желанием человека удержать уходящий от него образ идеального начала.

У Соловьева любовь — это далеко не только объединение двух противоположных человеческих начал — женского и мужского, но и слияние души отдельного человека с мировой душой, которая ассоциируется у него с Софией.

Главный принцип философии Соловьева есть философия положительного всеединства. Сущее включает в себя истину как проявление разума, благо как проявление воли и красоту как проявление чувства. Эти три начала — истина, благо и красота — составляют неразрывное единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую истоки эгоизма.

Учение о всеединстве составляло основу философии Владимира Сергеевича. Всеединство проявляется практически абсолютно во всем, так же и в единстве человеческого и божественного начала, которое завоевывается самим человеком благодаря способности к самосовершенствованию и нравственной свободе. Данное учение, сформулированное Соловьевым в его «Чтениях о Богочеловечестве», подвигло его к идее о значении Эроса, которую он выразил позднее в работе «Смысл любви» (1892—1894).

Соловьев, в этой работе, представляет серьезный критический анализ популярных в тот период на Западе иррационалистических концепций, развиваемых Э. Гартманом и А. Шопенгауэром. Он отрицает и опровергает их мысли о том, что любовь — это хитрость природы или мировой воли, которая с помощью мощного полового инстинкта обманывает человека, делает его слепым орудием размножения и полового отбора.

Согласно Соловьеву, человеческая любовь имеет только индивидуальный характер. Допустим, если у животного главное — родовая жизнь, то у человека начало индивидуальное господствует над началом родовым. В настоящей жизни любая личность это скопление эгоизма, каждый человек думает, что он центр мира и относится к окружающим так, как удобно ему, думая только о своих личных потребностях и интересах.

Единственная сила, способная умерить врожденный эгоизм, не уничтожая индивидуальности, это — любовь. Таким образом, смыслом человеческой любви является оправдание индивидуальности посредством жертвы эгоизма. Любовь — это абсолютное устранение эгоизма, «перенос нашего интереса из себя в другое».

Соловьев считал главной силой способной ликвидировать эгоизм, является именно половая любовь, так как только она сохраняет равенство между любимым и любящим. Остальные типы любви, в каком-то роде основываются на известном неравенстве между объектом любви и его любящим. Так, например, в мистической любви индивидуальность уничтожается абсолютным. Предмет любви здесь есть, но индивидуальность сводится к нулю. В любви к отчизне, к человечеству тоже имеется огромная несоизмеримость любимого с любящим. Пожертвовать свою жизнь народу можно, но проявить или реализовать при этом свою индивидуальность на основе такой любви нельзя. Что касается материнской любви, то в ней заключается слишком много эгоизма, связанного с естественной заботой о потомстве. И здесь тоже отсутствует равенство между любимым и любящим, потому что они представляют собой разные поколения, у которых задачи и цели разные [4, с. 354].

Таким образом, можно сделать вывод, что только половая любовь реализовывает высокой значимости нравственную функцию — приводит к единству мужское и женское начало, восстанавливает целостность человеческой личности, формирует идеальную, абсолютную индивидуальность.

Соловьев, понимая значимость половой любви, говорит о потребности просветления и одухотворения плоти, изживания различных половых извращений и отклонений. Физическая область в любви немаловажна, однако она не является основной целью. Настоящая любовь случается и без физического соединения, да и физическая близость случается без любви. Другими словами, в случае если физиология становится целью, то она уничтожает любовь.

Соловьев, в своей работе сформулировал целый ряд философских проблем: об отношении любви бессмертию и смерти, о связи красоты с любовью. Для Соловьева любовь — это истинный путь к индивидуальному бессмертию, к покорению вечности, так как она — единственная ниточка, связующая человека с другими поколениями.

Философия любви в России (конца XIX — нач. XX в.) является логическим продолжением и дополнением мировых учений о любви. Особенно ясно прослеживается ее связь с такими учениями о любви как учение Платона об эросе, христианское учение о любви (агапе), идеями о любви в новоевропейской философии, особенно в учениях немецких классиков (Я. Бемэ, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра), а также очевидно мощное влияние отечественной культуры (Н. Федорова, П. Юркевича, Л. Толстого, Ф. Достоевского и др.)

Однако, специфика и своеобразие философского осмысления любви В.С. Соловьевым заключается, прежде всего во всестороннем анализе самого предмета любви, в рассмотрении ее в связи с другими явлениями русской жизни. Любовь приобретает космические и социально-этические черты. Она раскрывается как противоречивый и весьма многогранный процесс, в котором взаимодействуют добро и зло, истина и ложь, милосердие и эгоизм.

Смысл любви раскрывается им в рамках его философии всеединства и учения о Богочеловечестве. По убеждению В. Соловьева именно христианская любовь спасет человека и человечество в целом от грехопадения, духовной деградации и гибели. Любовь — это творческий процесс самосовершенствования личности, это средство утверждения индивидуальности в человеке — с одной стороны, а, с другой стороны, — полное изживание эгоизма, она сохраняет равенство между любящим и любимым, заставляет нас признать за другим истинное значение, которое до любви было только в нас.

Любовь — это созидающая сила, которая служит для соединения двух существ в одно. Она одухотворяет и преображает человека, является основой построения его нравственной жизни. Поскольку она базируется на вере, то способна преобразить человека, восстановить «образ Божий».

 

Список литературы:

  1. История русской философии / Под общ. ред. проф. А.Ф. Замалеева. — СПб.: Изд-во филос. ф-та СПбГУ, 2012. — 377 с.
  2. Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 493—547.
  3. Соловьев В.С. София. Второй диалог. Космический и исторический процесс. — РГАЛИ. Ф. М.: Мысль, 1988. Т. 2.
  4. Шестаков В.П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство М.: Республика, 1999. — 464 с.