ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В.С. СОЛОВЬЕВА
Секция: 5. Философия
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ФИЛОСОФИЯ ЛЮБВИ В.С. СОЛОВЬЕВА
Обращение к теме любви характерно для философов всех эпох и культур. Это объясняется тем, что любовь является основой жизни человека и, одновременно, сложнейший вопрос человеческого существования. История философской мысли представляет собой бесконечный поиск и движение к идеалу любви. В русской философии тема любви приобрела особое звучание, поскольку с древних времен в русской культуре идеал любви был связан с христианским учением. Такие русские мыслители как Г. Сковорода, Ф. Достоевский, Л. Толстой, Н. Федоров, В. Розанов, В. Соловьев, Н. Бердяев, П. Флоренский, Б. Вышеславцев, Л. Карсавин, И. Ильин, С. Франк и многие другие смогли своеобразно раскрыть бесчисленные аспекты этого таинственного чувства. Всех этих мыслителей объединяет общее понимание любви как основы духовной жизни человека, как объединительной силы, ведущей в Царство Божье, как источник добра, красоты и бессмертия. В понятии любовь для них собраны все высшие ценности человеческой жизни: свобода, счастье, справедливость, гуманность.
Возвращение к этим идеям, их подробное изучение объясняется сегодня глубочайшим духовным кризисом, который охватил современный мир. Насилие, войны, падение ценности человеческой жизни стало реальностью нашей жизни. В этих условиях идеи русских философов о земной и богочеловеческой любви не только не утратили своей значимости, но становятся необходимы в практическом решении проблем духовного оздоровления общества, утверждения в нем человеколюбия и добра, спасения самого человека.
Философское наследие русских мыслителей может стать основой нравственного воспитания молодого поколения, формирования творческого отношения наших современников к любви и жизни в целом. Философия любви В.С. Соловьева, безусловно, относится к непреходящим ценностям, обладает огромным воспитательным потенциалом.
Немаловажное место в формировании взглядов философа занял христианский платонизм, его учителя, профессора кафедры философии Московского университета П.Д. Юркевича, в особенности учение о сердце как средоточии духовной жизни человека. Юркевич видел определяющее начало человеческого бытия в воле, согласно собственному значению превосходящее теоретическое начало духа. Многие идеи своей теории любви Соловьев черпает из Платона. Например, он развивает платоновскую мысль об андрогинной натуре человека, о совмещении в целостной личности двух начал — женского и мужского.
Соловьев видел два начала в любви — идеальное и природное, а сам процесс любви он рассматривал как восхождение и нисхождение. В итоге, в любви оживляется идеальное начало, связанное с образом Вечной Женственности. И конкретно это придает любви оттенки неземного блаженства, которые испытывал каждый человек, испытавший когда-либо любовь. Это разъясняет и любовные страдания, которые связаны с желанием человека удержать уходящий от него образ идеального начала.
У Соловьева любовь — это далеко не только объединение двух противоположных человеческих начал — женского и мужского, но и слияние души отдельного человека с мировой душой, которая ассоциируется у него с Софией.
Главный принцип философии Соловьева есть философия положительного всеединства. Сущее включает в себя истину как проявление разума, благо как проявление воли и красоту как проявление чувства. Эти три начала — истина, благо и красота — составляют неразрывное единство, предполагающее любовь — силу, подрывающую истоки эгоизма.
Учение о всеединстве составляло основу философии Владимира Сергеевича. Всеединство проявляется практически абсолютно во всем, так же и в единстве человеческого и божественного начала, которое завоевывается самим человеком благодаря способности к самосовершенствованию и нравственной свободе. Данное учение, сформулированное Соловьевым в его «Чтениях о Богочеловечестве», подвигло его к идее о значении Эроса, которую он выразил позднее в работе «Смысл любви» (1892—1894).
Соловьев, в этой работе, представляет серьезный критический анализ популярных в тот период на Западе иррационалистических концепций, развиваемых Э. Гартманом и А. Шопенгауэром. Он отрицает и опровергает их мысли о том, что любовь — это хитрость природы или мировой воли, которая с помощью мощного полового инстинкта обманывает человека, делает его слепым орудием размножения и полового отбора.
Согласно Соловьеву, человеческая любовь имеет только индивидуальный характер. Допустим, если у животного главное — родовая жизнь, то у человека начало индивидуальное господствует над началом родовым. В настоящей жизни любая личность это скопление эгоизма, каждый человек думает, что он центр мира и относится к окружающим так, как удобно ему, думая только о своих личных потребностях и интересах.
Единственная сила, способная умерить врожденный эгоизм, не уничтожая индивидуальности, это — любовь. Таким образом, смыслом человеческой любви является оправдание индивидуальности посредством жертвы эгоизма. Любовь — это абсолютное устранение эгоизма, «перенос нашего интереса из себя в другое».
Соловьев считал главной силой способной ликвидировать эгоизм, является именно половая любовь, так как только она сохраняет равенство между любимым и любящим. Остальные типы любви, в каком-то роде основываются на известном неравенстве между объектом любви и его любящим. Так, например, в мистической любви индивидуальность уничтожается абсолютным. Предмет любви здесь есть, но индивидуальность сводится к нулю. В любви к отчизне, к человечеству тоже имеется огромная несоизмеримость любимого с любящим. Пожертвовать свою жизнь народу можно, но проявить или реализовать при этом свою индивидуальность на основе такой любви нельзя. Что касается материнской любви, то в ней заключается слишком много эгоизма, связанного с естественной заботой о потомстве. И здесь тоже отсутствует равенство между любимым и любящим, потому что они представляют собой разные поколения, у которых задачи и цели разные [4, с. 354].
Таким образом, можно сделать вывод, что только половая любовь реализовывает высокой значимости нравственную функцию — приводит к единству мужское и женское начало, восстанавливает целостность человеческой личности, формирует идеальную, абсолютную индивидуальность.
Соловьев, понимая значимость половой любви, говорит о потребности просветления и одухотворения плоти, изживания различных половых извращений и отклонений. Физическая область в любви немаловажна, однако она не является основной целью. Настоящая любовь случается и без физического соединения, да и физическая близость случается без любви. Другими словами, в случае если физиология становится целью, то она уничтожает любовь.
Соловьев, в своей работе сформулировал целый ряд философских проблем: об отношении любви бессмертию и смерти, о связи красоты с любовью. Для Соловьева любовь — это истинный путь к индивидуальному бессмертию, к покорению вечности, так как она — единственная ниточка, связующая человека с другими поколениями.
Философия любви в России (конца XIX — нач. XX в.) является логическим продолжением и дополнением мировых учений о любви. Особенно ясно прослеживается ее связь с такими учениями о любви как учение Платона об эросе, христианское учение о любви (агапе), идеями о любви в новоевропейской философии, особенно в учениях немецких классиков (Я. Бемэ, И. Фихте, Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, А. Шопенгауэра), а также очевидно мощное влияние отечественной культуры (Н. Федорова, П. Юркевича, Л. Толстого, Ф. Достоевского и др.)
Однако, специфика и своеобразие философского осмысления любви В.С. Соловьевым заключается, прежде всего во всестороннем анализе самого предмета любви, в рассмотрении ее в связи с другими явлениями русской жизни. Любовь приобретает космические и социально-этические черты. Она раскрывается как противоречивый и весьма многогранный процесс, в котором взаимодействуют добро и зло, истина и ложь, милосердие и эгоизм.
Смысл любви раскрывается им в рамках его философии всеединства и учения о Богочеловечестве. По убеждению В. Соловьева именно христианская любовь спасет человека и человечество в целом от грехопадения, духовной деградации и гибели. Любовь — это творческий процесс самосовершенствования личности, это средство утверждения индивидуальности в человеке — с одной стороны, а, с другой стороны, — полное изживание эгоизма, она сохраняет равенство между любящим и любимым, заставляет нас признать за другим истинное значение, которое до любви было только в нас.
Любовь — это созидающая сила, которая служит для соединения двух существ в одно. Она одухотворяет и преображает человека, является основой построения его нравственной жизни. Поскольку она базируется на вере, то способна преобразить человека, восстановить «образ Божий».
Список литературы:
- История русской философии / Под общ. ред. проф. А.Ф. Замалеева. — СПб.: Изд-во филос. ф-та СПбГУ, 2012. — 377 с.
- Соловьев B.C. Смысл любви // Соловьев B.C. Сочинения: В 2 т. М.: Мысль, 1988. Т. 2. С. 493—547.
- Соловьев В.С. София. Второй диалог. Космический и исторический процесс. — РГАЛИ. Ф. М.: Мысль, 1988. Т. 2.
- Шестаков В.П. Эрос и культура: философия любви и европейское искусство М.: Республика, 1999. — 464 с.