ВЛИЯНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ОБЩЕСТВА
Секция: 5. Философия
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ВЛИЯНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ СУДЬБЫ ОБЩЕСТВА
Проблема мировоззрения находилась в центре внимания философии на протяжении всей истории человечества. Кто-нибудь задумывался над тем, как появляются знания у людей и что влияет на формирование их мировоззрения? Как определенные знания и ценности влияют на развитие общества в целом? Эти вопросы становятся весьма актуальными сегодня. Те, кто управляют потоком информации, формирующей человеческое мировоззрение — «правят миром». Из этого следует, что чистота источника информации влияет на сознание и мировоззрение как одного человека, так и общества в целом, на нашу жизнь.
Понятие мировоззрения — это одно из основных понятий философии. Без мировоззрения немыслима человеческая жизнь, оно является необходимой составляющей сознания человека. Разнообразные связи мыслей, чувств, знаний, убеждений, настроений, надежд, объединяясь, создают целостное представление о мире и показывают место человека в нем.
Всеобщий кризис, который охватил сегодня все сферы жизни общества, вызвал ситуацию снижения значимости влияния общества на формирование мировоззрения. В этой ситуации наиболее ярко проявился кризис мировоззрения молодого поколения.
Еще Римские мыслители говорили о том, что нужно изменять человеческие ценности, чтобы позволить выжить человечеству, и отдельное место в этом, как они считали, отводится молодежи.
Именно поэтому, новое мышление и мировоззрение, которое приобретают люди сегодня, должно формироваться ясным, непредвзятым, смелым, творческим.
Общественная жизнь человека носит исторический характер. Быстро или медленно меняются и все ее составляющие: люди, их отношения, эмоции, кругозор, средства производства и сам характер труда. Также изменяются и взгляды людей на мир. В понятии мировоззрения того или иного времени находит отражение его интеллектуальный и психологический настрой, «дух» эпохи, страны. Но на самом деле нормы, ценности и убеждения развиваются в опыте и сознании отдельных людей. А это означает, что в мировоззрении отдельной эпохи жизнь протекает во множестве общественных и индивидуальных вариантах.
На протяжении всей истории человечества мировоззрение людей менялось неоднократно. Каждой исторической эпохе соответствует свое мировоззрение, показывающее специфику окружающего мира и место человека в нем.
Самыми первыми формами мировоззрения, которые позволяли понять взгляды родового, доклассового общества, являются мифы. В них не было деления на природные и общественные явления, так как они были тесно связаны между собой. Также не разделялись эмоциональные и практические моменты, индивидуальные и практические начала. В результате постоянного развития общества, стало появляться разделение труда, формировались различные классы. Мифы стали постепенно утрачивать свою значимость и начали появляться новые представления о мире, новые ценности и ориентиры.
На мировоззрение античности оказало серьезное влияние развитие философских идей. Античные философы думали, что мир состоит из процессов и вещей, существующих и взаимодействующих по своим внутренним законам, на которые человек не может никак повлиять.
Специфика античного мировоззрения сводится к тому, что космос является единым механизмом, объединяющим все автономные части, все люди связаны друг с другом и с миром в целом.
Представления о Космосе как целостном мире, основывались на убеждении, что он является таким, каким его наблюдают люди. Эти представления возникали из простого повседневного опыта о том, что Космос и есть тот последний Абсолют, предел, исключающий иное бытие. Так, Гераклит сводит понятие Космоса к миропорядку, мироустройству, противопоставляя его хаосу. Он уподобляет Космос реке: река остается все той же рекой, хотя в ней и меняется состав воды, русло. В этом смысле Космос тоже постоянен.
Иначе образ Космоса предстает в учении Пифагора. Он принимает его за выражение высшей гармонии и сравнивает его с огромным музыкальным инструментом. Таким образом, Космос для него превращается в музыкальный Универсум.
Демокрит понимает Космос как Вселенную с ее порядком и организацией, которую видит человек. Он считает, что управлять Космосом нужно подобно человеческому организму, который он называет микрокосмосом.
Античное мировоззрение сменилось средневековым, основой которого становится христианское вероучение, поколебавшее основные принципы античности. Появилась абсолютно иная картина мира. Основным принципом христианства становится существование Бога, справедливого и праведного. Этот принцип основывался на организации индивидуального и общественного бытия, оценки деятельности людей. В христианстве цель человеческой жизни есть спасение души, что значительно ограничивало деятельность людей и их самостоятельность.
Существует множество исторических примеров, когда правители и короли отдали бы целые города за святыни христианства. Много людей погибло, сражаясь за веру. Известно немало крестьянских восстаний ради возвращения «царства Божьего на Земле». Богатые и знатные люди помогали бедным, ухаживали за ними, приносили пожертвования больницам и церквям.
Большое влияние на мировоззрения эпохи позднего Средневековья и эпохи Возрождения оказали идеи таких ученых, как Н. Коперник, И. Кеплер, Г. Галилей. А открытие школ и университетов, которые позволяли усвоить элементы античной науки, прививали искусство аргументации, нацеливали на соединение эксперимента и математики.
Мировоззрения средневековья сильно ограниченное рамками христианства начинает сдерживать развитие науки. Эпоха Возрождения привела к концу феодальных отношений и зарождению буржуазного общества.
Несмотря на то, что Возрождение являлось во многом противоположностью средневековью, оно все же носило на себе отпечатки средневековой культуры. Эпоха Возрождения характеризуется как переходная эпоха, как своего рода мост к новым укладам жизни, к Новому времени. Именно в этот период стали зарождаться буржуазные отношения в обществе, начала развиваться наука, изменились отношения между государством и церковью, начала развиваться промышленность.
Мировоззрение эпохи Возрождения испытывает влияние таких мыслителей, как М. Монтень, Николай Кузанский, Леонардо да Винчи, Дж. Бруно, Б. Телезио, Н. Макиавелли.
Новые взгляды на мир и человечество позволили сделать выдающиеся открытия, которые стали прологом научной революции, в результате которой появилось классическое естествознание. Открытия Николая Коперника и Джордано Бруно дали миру гелиоцентризм и идею бесконечности Вселенной. Галилео Галилей сформулировал первостепенные философские принципы, которые легли в основу развития всего европейского мировоззрения и науки Нового времени.
Основной отличительной чертой мировоззрения человека этой эпохи стала оценка чувств человека, его внутренней и внешней красоты, способностей и возможностей. В философии античности на первом месте стояла природно-космическая жизнь, в средневековье центральное место занимала религия, а эпоха Возрождения обратила все внимание на человека, его деятельность, на возможности достижения счастливой жизни на земле.
В центре философии Нового времени находится теория познания. Мыслители этой эпохи: Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Р. Декарт, Дж. Локк, Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, были призваны обнаружить законы мышления. Они изучают законы разума, чьи возможности кажутся безграничными. Активно ищут главный метод познания, который приводит к истине вечной, полной, абсолютной, признанной всеми людьми.
И мировоззрение Нового времени начинает основываться на уверенности человека в своей автономии, на убеждении, что он самостоятельно формирует свою духовность и ее высшую форму — сознание.
В современном мире проблема формирования мировоззрения стала ощущаться очень остро. Отчуждение человека от самого себя, от окружающих людей, от общества и природы — все это показывает глубокий кризис общественных ценностей. Чтобы построить новое общество, необходимо воспитать в личности такое мировоззрение, в котором человек смог бы проявлять свои лучшие качества.
Таким образом, мировоззрение играет важную роль в жизни человека, формирует смысл его жизни, степень понимания им себя и своей жизни, выражает выбор определенных идеалов, методов и средств поведения.
Список литературы:
- Алексеев П.В., Панин А.В. «Философия: учеб. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2005. — 608 с.
- История западноевропейской философии: Учеб. пособие / РАН. Ин-т философии; Отв. ред. Н.В. Мотрошилова. — М., 1998. — 203 с.
- История философии Запад-Россия-Восток в 4 кн. Кн. 1—2. М.: «Греко-латинский кабинет», 1995.
- Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия. Учебник. — М.: ИНФРА-М, 2004. — 519 с.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа: Мысль; Москва; 2001.