Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОРТОВОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Ворожбит Д.И. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОРТОВОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(12).pdf (дата обращения: 25.08.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПОРТОВОГО ХОЗЯЙСТВА ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Ворожбит Дмитрий Игоревич
студент Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса, РФ, г. Владивосток
Петрук Галина Владимировна
научный руководитель, канд. пед. наук, доц. Владивостокского Государственного Университета Экономики и Сервиса, РФ, г. Владивосток

 

Морехозяйственный комплекс, в составе которого ведущая роль принадлежит морским портам, в большинстве стран, имеющих выход на морские и океанские пути, имеет стратегическое значение в развитии экономике. Через них осуществляется экспортно-импортные операции, это важная составная часть транс­портной системы, велико их значение в между­народном сообщении, а также во внутренних морских транспортировках.

Особое значение портовое хозяйство приобретает в условиях Приморского края, т. к. данный регион является «связкой» между Европейским и Азиатско-Тихоокеанским регионом. Портовая деятельность обеспечивает как внешнеторговые, так и каботажные перевозки в пределах Дальневосточного региона (Сахалин, Магаданская область, Камчатский край), охватывает погрузочно-разгрузочные услуги (стивидорные услуги) внутри порта,

Основными портами Приморского края являются: порт Находка, Владивостокский порт и Восточный порт. Самым крупным по грузообороту на Дальнем Востоке, имеющим федеральное значение считается порт Восточный. Данный порт начал свое функционирование в декабре 1973 года. Терминалы порта расположены в глубоководной незамерзающей бухте Врангеля залива Находка. Его грузооборот в 2011 году составил 38,4 млн. тонн, в 2012 году — 42,5 млн. тонн, а в 2013 году — 48,3 млн. тонн [1]. В порту действует 8 стивидоров, в том числе самый крупный из них — ООО «Восточная стивидорная компания», входящая в группу Global Ports, владельцем которой является российская транспортная группа «Н-Транс» (ранее «Северстальтранс»). А также крупная компания- «Восточный порт», переваливающая каменный уголь с использованием конвейерного оборудования.

Второй по грузообороту и значению в Приморском крае является порт Находка. Инфраструктура данного порта, а также предприятия, связанные с ним, — судоремонтные заводы и «НБАМР», создавались в 1940—1950-е годы. Терминалы порта в бухте Находка обслуживает два десятка стивидорных компаний. Грузооборот порта в 2012 году составил 16,9 млн. тонн, в 2013 году 18,4 млн. тонн [1]. Крупнейший оператор порта — «Евраз Находкинский морской торговый порт»: ориентирован на экспорт продукции металлургических предприятий холдинга «Евраз» — чёрных металлов, а также каменного угля.

В бухте Новицкого действует оператор нефтеналивного терминала «Роснефть-Находканефтепродукт» — один из крупнейших в России. Компания «Находкинский морской рыбный порт», несмотря на традиционное название, переваливает в основном сухие грузы, доля переработки рыбы составляет менее 10 % [2]. Предприятия судоремонта представлены «Находкинским судоремонтным заводом» и «Приморским заводом», также занятым перевалкой каменного угля на свободных причалах.

Порты Восточный, Находка и железнодорожные станции узловой станции Находка образуют крупнейший транспортный узел на Дальнем Востоке России — «Восточный-Находка». Совокупный грузооборот двух портов в 2012 году составил 60,9 млн. тонн (около 10 % грузооборота портов России) [3].

Владивосток порт — является еще одним связующим звеном между Транссибирской железнодорожной магистралью и тихоокеанскими морскими путями. Грузооборот Владивостокского порта, включающий суммарный оборот всех стивидорных компаний, по итогам 2013 года составил 14,5 млн. тонн. Главными статьями экспорта являются рыба и морепродукты, древесина, чёрные и цветные металлы, суда. Основными предметами импорта стали продукты питания, лекарственные средства, одежда, обувь, бытовая техника и суда. Владивосток является важным перевалочным пунктом для товаров, импортируемых из Японии, Южной Кореи, Китая, США и Юго-Восточной Азии. В 1983 году начал работу контейнерный терминал во Владивостокском морском торговом порту. В 2003 году в целях развития терминала было создано ООО «Владивостокский контейнерный терминал», учредителями которого стали транспортная группа FESCO и ОАО «ВМТП».

На данный момент можно выделить ряд острых проблем развития портового хозяйства в Приморском крае. Это ограничения по развитию портовой и припортовой инфраструктуры. Расположение портов в границах населенных городов (Владивосток, Находка) привело к невозможности их дальнейшего развития — строительства портовой инфраструктуры, реконструкции подъездных железнодорожных и автомобильных путей, создания необходимых логистических центров.

В силу того, что порты не являются обособленными объектами, обеспечивающими транспортировку грузов, существенное влияние оказывают другие звенья транспортно-логистической цепочки. Например, тарифы на железнодорожные перевозки, которые влияют как на фактическое функционирование портов, так и на перспективы его дальнейшего развития.

Сегодня порт не является единым предприятием, как это было в прошлом. Погрузочно-разгрузочные и другие работы в портах выполняют разные стивидорные и прочие самостоятельные компании. А это существенно усложняет управление производственным процессом, в частности, взаимодействие с железной дорогой.

Негативное влияние на развитие портового хозяйства оказывает уровень портовых сборов. Например, в порту Восточном портовые сборы с загранплавания составляют: на все суда, кроме накатных, наплавных, контейнеровозов и наливных 22,24 рубля за тонну груза; накатные, наплавные суда и контейнеровозы 15,56 рублей; наливные суда 24,37 рублей за тонну. Тарифы внутреннего плавания: 2,9 рубля за тонну; 1,9 рубля за тонн; 3,15 рубля за тонну соответственно [5].

Не маловажной проблемой для эффективной деятельности портов, является использование устаревшего оборудования, сохранившегося со времен СССР, ведь сегодня время высокого напряжения достигла конкурентная борьба крупнейших портов мира за привлечение грузопотоков. Поэтому наиболее важным фактором успеха становится качество оказываемых услуг немаловажную роль в котором играет современное оборудование и уровень логистического сервиса.

Существуют и экологические проблемы в портовом хозяйстве. Например, при перегрузке угля возникает большой столб пыли, который загрязняет атмосферу. Данная проблема особо актуальна, на сегодняшний день, в порту Находка. Так как уголь хранится и перегружается в центе города. В заливах все чаще происходят разливы нефтепродуктов при транспортировке, чаще всего по халатности работников.

Рассмотренные проблемы функционирования портового хозяйства в Приморье могут решаться следующим путем:

  • организация жесткого контроля мер безопасности окружающей среды в процессе функционирования портов и ужесточения санкций, при их нарушении;
  • организация на территории Приморского края Свободной экономической зоны, которая позволит снизить налоги на данный вид деятельности.
  • объединение порта со стивидорными и прочими самостоятельными компаниями и создание единого портового комплекса, как было в прошлом, что позволит устранить возникающие проблемы в управлении производственным процессом;
  • контроль над тарифами портовых сборов за услуги, оказываемые ФГУП «Росморпорт» для морских портов, а также тарифами на железнодорожные перевозки;
  • привлечения объема частных инвестиций как в логистический комплекс, так и непосредственно производственный комплекс. Это позволит провести модернизацию оборудования, что в свою очередь будет способствовать улучшению качества и ускорению процесса оказываемых услуг.

 

Список литературы:

  1. Грузооборот портов в 2013 г. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ria.ru/economy/20140114/989126015.html Дата обращения 28.04.2014.
  2. Краткая справка по Находкинскому транспортному узлу. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nakhodka-city.ru/user_page_content.aspx?UPageID=235 Дата обращения 28.04.2014.
  3. Грузооборот продолжает расти. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nakhodka-city.ru/news.aspx?id=22444&lang= Дата обращения 29.04.2014.
  4. Стратегия развития морской портовой инфраструктуры. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmorport.ru/media/File/State-Private_Partnership/strategy_2030.pdf Дата обращения 30.04.2014.
  5. ФГУП «Росмопорт» Восточный филиал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rosmorport.ru/vof_portcharges.html Дата обращения 31.04.2014.