Статья:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Седлова Е.В., Решетникова М.А. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(12).pdf (дата обращения: 23.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА

Седлова Евгения Валерьевна
студент НОУ ВПО «Ставропольский институт управления», РФ, г. Ставрополь
Решетникова Маргарита Андреевна
студент НОУ ВПО «Ставропольский институт управления», РФ, г. Ставрополь
Ткаченко Елена Петровна
научный руководитель, доц. НОУ ВПО «Ставропольский институт управления», РФ, г. Ставрополь

 

На современном этапе развития нашего общества вопросы определения уровня развития профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих соответствие критериям, предъявляемых профессией к менеджерам занимают особую нишу среди актуальнейших вопросов современности. Уровень готовности к профессиональной деятельности предполагает не только удовлетворенность человека процессом труда и оценкой его результатов, а также соотношение психологических и психофизических свойств, специализированных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения заданной траектории эффективности управленческого труда.

Пригодность менеджера к профессиональной деятельности не является врожденным качеством. Формирование ее проходит в ходе продолжительного профессионального управленческого труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы менеджера (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности менеджера с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения.

Время, необходимое для формирования готовности менеджера к профессиональной деятельности, зависит от его уровня мотивации, природных данных и полученных знаний, умений, навыков.

Таким образом, формирование готовности менеджера к профессиональной деятельности, всегда достаточно индивидуальный процесс. К сожалению, не каждый человек в необходимые сроки способен овладеть профессией менеджера, даже при обеспечении высокого уровня его знаний, умений и навыков и мотивации. В виду этого, пригодность к профессии менеджера лишь при наличии определенных природных данных может сформироваться: психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских.

С целью определения уровня готовности менеджера к профессиональной деятельности используется очень разнообразный арсенал диагностических методик: диагностика важных для профессиональной деятельности физиологических, психологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций, психологические тесты достижений.

Также, степень удовлетворенности трудом, его процессом и результатами является показателем уровня готовности менеджера к профессиональной деятельности. Более того, удовлетворенность своей профессией, трудом зависит как от внешних факторов, так и от самого процесса. К основным факторам относятся условия деятельности, мотивационный уровень, престиж профессии, вовлеченность в профессию, микроклимат, сложившийся в коллективе.

Этапы процесса по формированию уровня готовности менеджера к профессиональной деятельности:

  • трудовое обучение и воспитание — происходит подготовка молодого человека к труду и выбору профессии. На этом этапе необходимо воспитать у него любовь к труду, помочь в овладении простейшими орудиями и способами труда, сформировать готовность к труду, потребность и понимание его необходимости;
  • профессиональная ориентация — оказание помощи в виде профессионального просвещения, анализа желаний и способностей того, кому предоставляется консультация, знакомства с профессиями;
  • профессиональный отбор — определение степени пригодности молодого человека к управленческой деятельности на основе анализа его индивидуальных особенностей и их сопоставление с требованиями профессии;
  • профессиональная подготовка — проводится в ВУЗе. В нее входят не только программы, по которым проходит обучение в ВУЗе, но и тестирование, по которому проводится оценка обучающегося в области управленческой деятельности, практические занятия, деловые игры, тренинги, семинары, и прохождение учебной, производственной и преддипломной практик на базе конкретных организаций;
  • профессиональная адаптация — этап, на котором проходит полное вхождение выпускника вуза в новую сферу деятельности;
  • профессиональная деятельность — выполнение повседневной управленческой деятельности менеджера, проявляющуюся в следующих видах управленческой деятельности:
  • традиционный менеджмент (целеполагание, планирование, принятие решений, организация, координирование, обучение, учет, анализ, контроль);
  • взаимодействие (обмен информацией, документооборот, групповое принятие решений);
  • управление человеческими ресурсами (мотивация, подбор персонала, обучение, управление конфликтами и т. п.);
  • установление внешних связей (различные формы общения с партнерами, поставщиками, клиентами; переговоры, усилия по созданию и поддержанию имиджа организации в глазах общественности).
  • профессиональное восстановление — реабилитация функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний при развитии стойких отрицательных доминантных состояний в итоге частых профессиональных неудач.

С точки зрения целей, задач, методов, средств и сроков их реализации

необходимо отметить, что содержание каждого этапа своеобразно и специфично.

Традиционно, для определения профпригодности менеджера используют диагностический материал, который, условно можно разделить на несколько блоков:

  • изучение активности познавательных процессов (построение программы успешности в профессиональном обучении, оценки качества трудовой практики и освоении качественно-нового вида деятельности);
  • выявление потенциала интеллектуальных возможностей человека;
  • изучение профессионального потенциала, прогнозирование поведения в непредвиденных ситуациях и эффективности решения необходимых задач, выбора способов мотивирования уровня стресса и различных расстройств эмоциональной сферы (проективные личностные тесты).

Соответственно, возможно формирование критериев приема потенциального менеджера на работу, основными из которых мы выделяем характеристики личности. Наиболее востребованными в современных условиях являются такие качества личности менеджера, как:

  • коммуникативность;
  • настойчивость и упорство;
  • целеустремленность;
  • дисциплинированность.

Таким образом, каждый человек сталкивается в своей жизни с проблемой выбора профессии. Определить, чем хотелось бы заниматься, чтобы работа приносила и материальное, и моральное удовлетворение, куда пойти учиться и где впоследствии работать, сделать правильный выбор в своей жизни — вопросы, которые стоят перед каждым молодым человеком.

 

Список литературы:

  1. Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 688 с.
  2. Гавриленко В.М. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: А-Приор, 2010.
  3. Глаз Ю.А., Оганян К.М. Деловое общение: Учебное пособие. — Ставрополь: СКИ БУПК, 2009. — 182 с.
  4. Кишиков Р.В. Психологические основы управления: Учебное пособие. — М.: МЦПРК «Лидер», 2000. — 186 с.
  5. Макарова И.К. Управление персоналом: Учебник. — М.: Юриспруденция, 2004.
  6. Чаусов Н.Ю., Калугин О.А.  Менеджмент: Учебник / Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугин. — М.: КноРус, 2010. — 298 с.