ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА
Секция: 8. Менеджмент
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРИГОДНОСТЬ МЕНЕДЖЕРА
На современном этапе развития нашего общества вопросы определения уровня развития профессиональных знаний, умений и навыков, определяющих соответствие критериям, предъявляемых профессией к менеджерам занимают особую нишу среди актуальнейших вопросов современности. Уровень готовности к профессиональной деятельности предполагает не только удовлетворенность человека процессом труда и оценкой его результатов, а также соотношение психологических и психофизических свойств, специализированных знаний, умений и навыков, необходимых для достижения заданной траектории эффективности управленческого труда.
Пригодность менеджера к профессиональной деятельности не является врожденным качеством. Формирование ее проходит в ходе продолжительного профессионального управленческого труда, протекающего в определенных социально-экономических условиях. Со временем формируются не только отдельные функциональные системы и психические процессы менеджера (профессиональное восприятие, память, мышление и пр.), но и его личность. Складывается социально-профессиональный тип личности менеджера с определенными ценностными ориентациями, характером, особенностями общения.
Время, необходимое для формирования готовности менеджера к профессиональной деятельности, зависит от его уровня мотивации, природных данных и полученных знаний, умений, навыков.
Таким образом, формирование готовности менеджера к профессиональной деятельности, всегда достаточно индивидуальный процесс. К сожалению, не каждый человек в необходимые сроки способен овладеть профессией менеджера, даже при обеспечении высокого уровня его знаний, умений и навыков и мотивации. В виду этого, пригодность к профессии менеджера лишь при наличии определенных природных данных может сформироваться: психологических, психофизиологических, антропологических, медицинских.
С целью определения уровня готовности менеджера к профессиональной деятельности используется очень разнообразный арсенал диагностических методик: диагностика важных для профессиональной деятельности физиологических, психологических и психических функций, методики изучения мотивации, ценностных ориентаций, психологические тесты достижений.
Также, степень удовлетворенности трудом, его процессом и результатами является показателем уровня готовности менеджера к профессиональной деятельности. Более того, удовлетворенность своей профессией, трудом зависит как от внешних факторов, так и от самого процесса. К основным факторам относятся условия деятельности, мотивационный уровень, престиж профессии, вовлеченность в профессию, микроклимат, сложившийся в коллективе.
Этапы процесса по формированию уровня готовности менеджера к профессиональной деятельности:
- трудовое обучение и воспитание — происходит подготовка молодого человека к труду и выбору профессии. На этом этапе необходимо воспитать у него любовь к труду, помочь в овладении простейшими орудиями и способами труда, сформировать готовность к труду, потребность и понимание его необходимости;
- профессиональная ориентация — оказание помощи в виде профессионального просвещения, анализа желаний и способностей того, кому предоставляется консультация, знакомства с профессиями;
- профессиональный отбор — определение степени пригодности молодого человека к управленческой деятельности на основе анализа его индивидуальных особенностей и их сопоставление с требованиями профессии;
- профессиональная подготовка — проводится в ВУЗе. В нее входят не только программы, по которым проходит обучение в ВУЗе, но и тестирование, по которому проводится оценка обучающегося в области управленческой деятельности, практические занятия, деловые игры, тренинги, семинары, и прохождение учебной, производственной и преддипломной практик на базе конкретных организаций;
- профессиональная адаптация — этап, на котором проходит полное вхождение выпускника вуза в новую сферу деятельности;
- профессиональная деятельность — выполнение повседневной управленческой деятельности менеджера, проявляющуюся в следующих видах управленческой деятельности:
- традиционный менеджмент (целеполагание, планирование, принятие решений, организация, координирование, обучение, учет, анализ, контроль);
- взаимодействие (обмен информацией, документооборот, групповое принятие решений);
- управление человеческими ресурсами (мотивация, подбор персонала, обучение, управление конфликтами и т. п.);
- установление внешних связей (различные формы общения с партнерами, поставщиками, клиентами; переговоры, усилия по созданию и поддержанию имиджа организации в глазах общественности).
- профессиональное восстановление — реабилитация функционального состояния организма и психики после напряженной работы и перенесенных заболеваний при развитии стойких отрицательных доминантных состояний в итоге частых профессиональных неудач.
С точки зрения целей, задач, методов, средств и сроков их реализации
необходимо отметить, что содержание каждого этапа своеобразно и специфично.
Традиционно, для определения профпригодности менеджера используют диагностический материал, который, условно можно разделить на несколько блоков:
- изучение активности познавательных процессов (построение программы успешности в профессиональном обучении, оценки качества трудовой практики и освоении качественно-нового вида деятельности);
- выявление потенциала интеллектуальных возможностей человека;
- изучение профессионального потенциала, прогнозирование поведения в непредвиденных ситуациях и эффективности решения необходимых задач, выбора способов мотивирования уровня стресса и различных расстройств эмоциональной сферы (проективные личностные тесты).
Соответственно, возможно формирование критериев приема потенциального менеджера на работу, основными из которых мы выделяем характеристики личности. Наиболее востребованными в современных условиях являются такие качества личности менеджера, как:
- коммуникативность;
- настойчивость и упорство;
- целеустремленность;
- дисциплинированность.
Таким образом, каждый человек сталкивается в своей жизни с проблемой выбора профессии. Определить, чем хотелось бы заниматься, чтобы работа приносила и материальное, и моральное удовлетворение, куда пойти учиться и где впоследствии работать, сделать правильный выбор в своей жизни — вопросы, которые стоят перед каждым молодым человеком.
Список литературы:
- Веснин В.Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. — 688 с.
- Гавриленко В.М. Менеджмент: Учебное пособие. — М.: А-Приор, 2010.
- Глаз Ю.А., Оганян К.М. Деловое общение: Учебное пособие. — Ставрополь: СКИ БУПК, 2009. — 182 с.
- Кишиков Р.В. Психологические основы управления: Учебное пособие. — М.: МЦПРК «Лидер», 2000. — 186 с.
- Макарова И.К. Управление персоналом: Учебник. — М.: Юриспруденция, 2004.
- Чаусов Н.Ю., Калугин О.А. Менеджмент: Учебник / Н.Ю. Чаусов, О.А. Калугин. — М.: КноРус, 2010. — 298 с.