Статья:

ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОЛИМПИЙСКИЕ ОБЪЕКТЫ НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР СОЧИ 2014

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Акимова А.К. ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОЛИМПИЙСКИЕ ОБЪЕКТЫ НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР СОЧИ 2014 // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(12).pdf (дата обращения: 17.08.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ФИНАНСОВЫЕ ВЛОЖЕНИЯ В ОЛИМПИЙСКИЕ ОБЪЕКТЫ НА ПРИМЕРЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР СОЧИ 2014

Акимова Анастасия Константиновна
студент филиала ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», РФ, г. Находка
Воливок Ольга Александровна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. филиала ФГБОУ ВПО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», РФ, г. Находка

 

На сегодняшний день актуальной, не имеющей обоснований и строящейся на догадках, темой разговоров у Россиян является финансовые затраты и вложения в Олимпиаду Сочи 2014. Нередко можно прочитать в интернете или просто услышать разговоры о том, что на Олимпиаду  Сочи 2014 потрачено глобальное количество денег  и что эти деньги взяты «из карманов людей». Например: «Люди, вы не задумывались, откуда такие деньги на Олимпиаду, да это же наши налоги!», «Если разделить все потраченные деньги, то на каждого россиянина получится более 4 миллионов рублей», «Как узнали об Олимпиаде, так сразу повысились налоги для юридических лиц почти в два раза! Как узнали о хищениях, так банки сразу закрывать стали - совпадения!?! Про ИПэшников вообще молчу - 400 тысяч закрылись из-за повышения выплат в несколько раз!!! Государство  сначала делает - потом думает..., «А экономия заработных плат на предприятиях – не отголоски ли это нашего безумного строительства?», «Эта Сочинская фишка еще долго будет аукаться для всех нас!» и т.д.

Остро возникает желание разобраться во всей ситуации, проанализировать структуру расходов и доходов и  сделать надлежащие выводы.

Целью исследования является анализ структуры финансовых вложений в Олимпийские  объекты Сочи 2014.

Проведение Олимпиады - это   огромная честь для страны, большая ответственность и множество финансовых и правовых трудностей. Решая

подать заявку на проведение Олимпиады, страна берет на себя обязательство справиться со всеми трудностями в определенный срок.

За более чем столетнюю историю олимпийского движения были сформированы правила, по которым выбирается будущая столица Олимпийских игр.

Первые Олимпийские игры современности практически единогласно было решено провести в столице Греции - Афинах. Это объяснялось уважением к истории самих состязаний, появившихся именно в этой стране. Греческие власти оказались довольны проведением игр 1896 года и их успехом и хотели, чтобы Олимпиады всегда проводились на территории Греции. Международный олимпийский комитет с этим не согласился, так как такая идея не соответствовала самому интернациональному духу игр. Было решено каждые соревнования проводить в новой стране. Через несколько десятилетий сложился четкий свод правил о том, как нужно выбирать олимпийскую столицу. Приблизительно за 10 лет до следующих соревнований Международный олимпийский комитет объявляет сроки подачи заявок городов на участие в играх. В самих заявках должны быть представлены условия проведения игр, а также инфраструктура и спортивные объекты, которые уже есть в наличии и которые запланированы для строительства. Город должен продемонстрировать то, что он идеально подходит для спокойной организации соревнований. 
Приблизительно за 9 лет до игр из поданных заявок выбирается несколько фаворитов. Кроме идеи, олимпийский комитет должен 
оценить и возможность ее реализации, то, хватит ли у правительства страны, где находится город, денег для финансирования таких дорогостоящих соревнований. Во многом по финансовым причинам еще ни одна Олимпиада не проводилась в Африке, а в Южной Америке первые игры пройдут в Рио-де-Жанейро только в 2018 году.
Через 2 года приходит время объявления города-победителя. На специальном заседании олимпийского комитета из трех городов с помощью тайного голосования выбирается один. Города, которые не победили в конкурсе в текущем году, могут подавать заявку в следующий раз.

Проведение игр должно сопровождаться и строиться на современном научно-техническом и организационном уровне. Это действие ставит перед правительствами стран проведения Олимпийских игр следующие основные задачи:   обеспечить высокий уровень, максимальное представительство, качество и безопасность проведения Олимпийских игр как самого масштабного  спортивного мероприятия;  улучшить и усовершенствовать инфраструктуру местности, принимающей Олимпийские игры. Решение второй задачи требует значительных капиталовложений, при этом сроки окупаемости вырастают. Основные расходы государства можно разделить на расходы по созданию материально-технической базы (строительство спортивных баз, олимпийской деревни, стадионов, бассейнов, пресс-центра и т.д.), организационные расходы (открытие и закрытие Олимпийских игр, церемония несения олимпийского огня, церемонии награждения)  и расходы на развитие инфраструктуры (строительство дорог, линий метро, систем связи и электронных коммуникаций и т.д.).

Расходы по созданию материально-технической базы зависят от наличия   в местах проведения Олимпийских игр спортивных сооружений, соответствующих и пригодных для организации крупных международных соревнований, баз для тренировок и размещения национальных команд и др. [3].

Развитие инфраструктуры способствует социальному развитию и экономическому подъему региона и города проведения Игр. Расширение дорог, всестороннее развитие транспорта и связи, строительство предприятий бытового обслуживания, гранд-отелей и гостиниц создают условия для роста экономики и улучшения ее  показателей. Несмотря на высокие затраты на развитие инфраструктуры и их длительный срок окупаемости, эти финансовые капитальные затраты часто приводят к весьма положительному результату -  к  качественному обновлению столицы игр, придают ей зрелищность и комфорт  [1]. Так произошло, например, в 1964 г. с Токио, который после проведения своей Олимпиады  сделал значительный шаг вперед в своем развитии. Важно отметить, что  затраты на развитие и совершенствование инфраструктуры составили более 2 млрд 668 млн долл.

Проведение Олимпийских игр в том или ином городе способствовало его превращению в крупный туристический центр и росту доходов.  Например, после летней Олимпиады 1992 года Барселона стала одним из самых популярных в плане туризма городов.       
Ярким примером развития инфраструктуры также стали и в 2008 г. Олимпийские игры в Пекине. Эти Игры считались самыми дорогими. Тогда они обошлись Китаю в 40 миллиардов долларов. Примечательно, что такая сумма не нанесла абсолютно никакого урона китайской экономике – в стране достаточно капитала, чтобы построить новые ветки метро, спортивные объекты и сделать Олимпийские игры успешными. Перед этим спортивным событием в Китае налоговые поступления возросли на 20-30 процентов, а дефицит бюджета в это время сократился с 3% (2002 год) до 1% (2007 год). Примечательно, что на строительство олимпийских проектов было затрачено только 20% от общей суммы. Остальная же часть была вложена в инфраструктуру долгосрочного использования. Один объект, например, был отдан Пекинскому университету науки и технологий. Руководство Китая потратило на развитие инфраструктуры баснословную по тем меркам сумму.  Пекин повторил опыт Токио 1964 г., родившись заново и превратившись в высокоразвитый город, комфортный для жизни.

Как правило, организационные траты по подготовке Игр ниже, чем затраты на создание материально-технической базы и расходов на развитие инфраструктуры. Это подтверждается тем, что на развитие инфраструктуры на предварительном этапе олимпийского делового цикла странами проведения Олимпийских игр расходуется примерно в четыре–шесть раз больше средств, чем на создание материально-технической базы собственно Игр и организационные расходы по их проведению. Данное соотношение, конечно, меняется в зависимости от состояния инфраструктуры страны и   столиц Игр и наличия спортивной базы для их проведения [3].

Таким образом, основные затраты государства на предварительном этапе организации Олимпийских игр идут непосредственно на организацию игр и на развитие инфраструктуры.

Частные инвестиции привлекаются в процессе подготовки олимпийских объектов к Играм (реконструкция, строительство новых объектов и т.п.) и от их размера во многом зависят качество подготовки и проведения Игр и их окупаемость. Участие крупного, среднего и малого бизнеса   очень важно, так как это повышает деловую активность и значимость государственной и частной ветви экономики страны   и оказывает влияние на вовлечение трудовых ресурсов, привлечение иностранных инвесторов и т.п. [2].

Официальное объявление города Сочи как места проведения зимних Олимпийских игр 2014 года состоялось 4 июля 2007 года. Выбор был определен по результатам голосования членов Международного олимпийского комитета (МОК) на очередной сессии в Гватемале. Перед финальным голосованием президент Российской Федерации Владимир Путин  лично выступил на презентации города-претендента Сочи. Причины победы Сочи в борьбе за Олимпиаду 2014 года кроются в изменившейся экономической и политической ситуации в стране, в инвестиционной привлекательности  региона и в наличии гарантий финансирования со стороны государства. 

История изменений облика города и больших строек началась раньше, чем Сочи был выбран местом проведения Олимпиады, и даже раньше, чем летом 2005 года, когда был создан Заявочный комитет «Сочи-2014».

Со времен СССР в Сочи находится летняя резиденция для высших должностных лиц государства, но первые изменения связаны не столько с самим городом, сколько с находящимся неподалеку от города в  горной местности поселком Красная Поляна. Именно этот поселок и его окрестности осматривал Путин в 2000 году. После этого визита в Сочи и окрестностях начали происходить изменения.

В последующие несколько лет вокруг поселка Красная Поляна началось строительство или реконструкция сразу нескольких горнолыжных курортов, а известные бизнесмены и крупнейшая на тот момент компания в  России «ОАО «Газпром»   стали финансировать эти проекты.

Следующим важным событием в олимпийской истории Сочи является принятие постановления Правительства РФ от 08.06.2006 № 357 «О Федеральной целевой программе «Развитие г. Сочи как горноклиматического курорта (2006-2014 годы)». Этим постановлением было официально подтверждено намерение государства развивать Сочи и готовить город к проведению Олимпиады [5].

В конце 2007 года были созданы «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи», Государственная корпорация «Олимпстрой» и определены ответственные за подготовку органы государственной власти, государственные компании и другие организации [6]. Начался первый в постсоветской России спортивный и инфраструктурный проект такого масштаба и стоимости. Корпорация «Олимпстрой» осуществляла управленческие функции и координировала проектирование и строительство олимпийских объектов в Сочи, организовывала эксплуатацию объектов, проводила открытые конкурсные отборы, отслеживала ход строительства олимпийских объектов и реализацию связанных с ним мероприятий.

Раз в год на сайте «Олимпстроя» публикуется отчет на 200 страницах, в котором учтены все миллиарды и триллионы.

До 1 января 2013 года на Олимпиаду было потрачено 1, 136 трлн рублей. А общие затраты на подготовку к Олимпийским играм в Сочи составили 1, 526 трлн рублей.   Источниками финансовых вложений в Олимпиаду Сочи 2014 послужили следующие компании: Внешэкономбанк, ОАО «Газпром», ЗАО «Объединение «Ингеоком», ООО «Корпорация «Инжтрансстрой», ОАО «Интер РАО ЕЭС», ОАО «СК МОСТ»,  ООО «НПО Мостовик», ОАО «РЖД», ЗАО «Росинжиниринг», ООО «Стройгазмонтаж»,  ОАО «ФСК ЕЭС», ОАО «Холдинг МРСК», ОАО «Центр «Омега» [4]. И удивительно то, как неэффективно ведется информационная работа по разъяснению реальной картины. Ведь судя по опросам, все думают, что потратились именно бюджетные средства (табл. 1).

Таблица 1.

Данные опроса  Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)


Из каких источников, по Вашему мнению, финансируется строительство олимпийских объектов в городе Сочи? (закрытый вопрос, любое число ответов)


 


Все опрошенные


Возраст


18-24 года


25-34 года


35-44 года


45-59 лет


60 и старше


Бюджетные (государственные средства)


31


30


30


30


30


35


Бюджетные средства
и частные российские инвесторы


24


24


21


25


28


19


Бюджетные средства
и частные российские
и зарубежные
инвесторы


19


19


17


20


19


18


Частные российские инвесторы


5


6


6


8


3


5


Частные российские и зарубежные инвесторы


3


2


4


2


4


3


Бюджетные средства
и частные зарубежные инвесторы


2


4


4


2


2


2


Частные зарубежные инвесторы


2


3


3


1


1


1


Не знаю, затрудняюсь ответить


14


13


15


13


12


19

 

На самом деле Олимпиада Сочи 2014 строилась на деньги корпораций. При этом большая часть всех средств (до 80%)   потрачена на инфраструктуру в Сочи.   200 миллиардов рублей (около 6,7 миллиарда долларов) пошло на строительство самих Олимпийских объектов, все остальное составили расходы на подготовку региона (строительство более 367 км автомобильных мостов и дорог, более 480 км газопроводов, более 201 км железнодорожного полотна, более 550 км высоковольтных ЛЭП, 690 км инженерных сетей, электростанций и т.д.). 

Опять же, почему то думают, что в числе инвесторов выступают лишь одни государственные корпорации. Помимо государственных корпорацией (ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Газпром", ОАО "Федеральная сетевая компания ЕЭС" и ОАО "Сбербанк России"), имеются и частные холдинги-инвесторы ("Базовый элемент", "Интеррос", "Лукойл", "УГМК-Холдинг" и другие) [4]. Объем финансирования строительства олимпийских объектов и создания в Сочи необходимой инфраструктуры составил 1,526 триллиона рублей (примерно 51 миллиард долларов). В том числе на госкорпорацию "Олимпстрой" пришлось 174,9 миллиарда рублей, инвесторов - 1,005 триллиона рублей, администрацию Краснодарского края и Сочи - 109 миллиардов рублей, на федеральные органы власти - 237 миллиардов рублей (см. диаграмму 1).

Не стоит забывать и о деньгах партнеров. Существуют всемирные партнеры: Coca-Cola, Atos S.A., Dow Chemical, General Electric, McDonald’s, Omega, Panasonic,  Procter & Gamble, Samsung, VISA, национальные партнёры: Аэрофлот, Bosco, МегаФон, Российские железные дороги, Роснефть, Ростелеком, Сбербанк, Volkswagen Group Rus, партнёры: Ингосстрах, PricewaterhouseCoopers, Спортлото,      
официальные поставщики: Адамас, Power Technologies, Education First, EXECT Business Training, Издательский дом «Коммерсантъ», Пивоваренная компания «Балтика»,Avaya. 

Именно контракты с национальными спонсорами – основной источник доходов для оргкомитетов Олимпиад, поскольку прибыль от продажи прав на вещание в основном идет МОК, а от реализации билетов поступления могут быть не такими уж и великими. Рекорд для зимних Олимпиад принадлежит Играм в Солт-Лейк-Сити, устроители которых заработали на билетах $154 млн. Первыми генеральными спонсорами сочинских Игр в 2009 г. стали "Мегафон" и "Ростелеком". Сумма контракта каждого их них, согласно сообщениям СМИ, составила $130 млн. Спонсорами Игр являются также Сбербанк России (по оценкам, от $110 до $130 млн), "Роснефть" ($180 млн), "Аэрофлот" ($100 млн), РЖД ($115 млн), "Фольксваген Групп Рус", Bosco. В качестве партнера выступает "Ингосстрах" ($40 млн).
По данным, например, глобальной сети агентств Havas Sports-and-Entertainment Group (HSE), полученным в результате анализа итогов лондонской Олимпиады 2012 г., имидж компаний - олимпийских спонсоров в среднем улучшается на 25-50%. Более того, усиление позитивного отношения к бренду может трансформироваться, и часто трансформируется, в значительно более высокую вероятность..покупки. 
Опять же никто не считает доходы. Доходы, конечно, не окупят расходы, но тем не менее они есть. Оргкомитет в Ванкувере заработал на Олимпиаде примерно 1 млрд долларов. При этом, Олимпиада в Ванкувере была посткризисной, Сочи может рассчитывать на более высокую выручку, по мнению экспертов, она может составить до 2 млрд долларов [4].

Олимпиада-2014 стала самой дорогостоящей в истории проведения всех соревнований подобного рода. Специально для зимних Олимпийских игр в Сочи было возведено одиннадцать спортивных объектов ( «Адлер-Арена»-конькобежный стадион, «Айсберг»-дворец зимнего спорта, «Большой»- ледовый дворец, «Горная карусель»-горнолыжный комплекс, «Лаура»-лыжно-биатлонный комплекс, «Ледяной куб»- керлинговый центр, «Роза Хутор»-горнолыжный центр, «Санки»-санно-бобслейная трасса, «Формула-1»-трасса, «Фишт»-центральный стадион, «Шайба»-ледовая арена) и четырнадцать инфраструктурных объектов («Адлер — Красная Поляна»-совмещенная дорога, Адлерская ТЭС, «Азимут»-отель, Аэропорт, Дорога к «Лунной Поляне», Дублер Курортного проспекта, Имеретинский грузовой порт, Медиацентр, Олимпийский университет, «Олимпстрой»- государственная корпорация, Основная олимпийская деревня, Офисное здание Оргкомитета Игр и «Олимпстроя», «Сочи-парк»-парк развлечений, «Сочи»-санаторий Управления делами Президента). Как известно, великий писатель Гоголь считал одной из двух главных бед России плохие дороги. В данное время как в самом городе-курорте, так и в его окрестностях, состояние дорожной сети превосходное. С 2008 года, когда Сочи получил право на проведение Олимпиады, было построено почти 260 километров новых дорог, а старые дороги отремонтированы. Кроме того, построены удобные развязки. Таким образом, одна из главных проблем – транспортная, препятствующая развитию Сочи как курорта, была решена. В городе возведено большое количество новых отелей, ресторанов, торговых центров. Построены новые жилые микрорайоны. Подземные переходы, лестницы во многих административных и жилых зданиях снабдили удобными пандусами, чтобы сделать их доступными для лиц с ограниченными возможностями. Появились новые парки, скверы, цветники. Город стал красивее и комфортнее.  В результате заметно возросло количество туристов.  Город Сочи за время   проведения Игр смог принять более 140 тысяч гостей. Более двадцати тысяч волонтеров помогали в обслуживании этого мероприятия. А прямые трансляции церемоний открытия и закрытия смогли увидеть более полумиллиарда людей со всего мира. На все виды соревнований в общей сложности было продано более трех миллионов билетов.
Таким образом, проанализировав структуру финансовых вложений в олимпийские объекты, мы можем с уверенностью сказать, что ни денежные отчисления для пенсионеров, ни заработная плата работников бюджетных организаций, ни денежные банковские вклады Россиян не были включены в статью расходов на строительство, организацию и проведение Зимних Олимпийских игр в Сочи. Олимпийские зимние игры 2014 г. в Сочи исключительно были важны для России как для мирового экономического и спортивного лидера. Это позволило улучшить свой имидж в глазах мирового сообщества. Не случайно правительство страны реализовало амбициозные планы строительства в Сочи и прилегающей местности Черноморского побережья Краснодарского края практически с нуля конкурентоспособного международного спортивного, туристического и культурно-делового центра и курорта, дав тем самым управленческий и инвестиционный импульс развитию национальной экономики, привлечению частного капитала и иностранных инвестиций, производству высокотехнологичных товаров и создав макроэкономические условия для экономического роста.

 

Список литературы:
1.    Галкин В.В. Экономика и управление физической культурой и спортом. Изд. «Феникс», Ростов-на-Дону, 2006.
2.    Джусойти А. Олимпийские расходы // Коммерсантъ-деньги. 2001. № 50.
3.    Нуреев Р.М., Маркин Е.В. Олимпийский деловой цикл. Экономический вестник Ростовского государственного университета, Том 6, № 3, 2008.
4.    Отчет Фонда борьбы с коррупцией о расходах на Олимпиаду Сочи 2014.
5.    «Развитие г. Сочи как горно-климатического курорта в 2006—2014 гг.». Федеральная целевая программа. 13 июня 2006.
6.    Федеральный закон об организации и проведении XXII Зимних Олимпийских игр в г. Сочи.