Статья:

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Дубровина И.Л. ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(12).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 127 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ НАЛОГОВЫХ РЕЖИМОВ

Дубровина Ирина Леонидовна
студент Самарского Государственного Экономического Университета, РФ, г. Самара
Черноусова Ксения Сергеевна
научный руководитель, доц. Самарского Государственного Экономического Университета, РФ, г. Самара

 

В настоящее время специальные налоговые режимы (СНР) получают все большее применение. Именно поэтому в современной России необходимо уделять значительное внимание налоговому администрированию, а в частности налоговому контролю налогоплательщиков, применяющих данные системы налогообложения. Для того чтобы повысить собираемость налогов и сборов с самых востребованных спецрежимов, Упрощенной системы налогообложения (УСН) и применения Единого налога на вмененный доход (ЕНВД), нужно наиболее тщательно подходить к вопросам учета налогоплательщиков, их доходов и расходов, а также правильности соблюдения специальных режимов. Но в то же время, необходимо повышать привлекательность таких систем налогообложения за счет предоставления льгот, простоты отчетности и построения обратной связи между налогоплательщиками и налоговыми органами для развития в стране малого и среднего бизнеса.

Таким образом, весьма актуальным является исследование проблем, связанных с проведением налоговыми органами мероприятий налогового контроля налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы.

Одной из форм налогового контроля в рамках налогового администрирования являются налоговые проверки. Камеральные и выездные налоговые проверки фирм, применяющих специальные налоговые режимы, имеют ряд особенностей.

Камеральные проверки проводятся на основании декларации, представленной фирмой в инспекцию. При Упрощенной системе налогообложения сверяют соотношение показателей строк 060, 070, 090 раздела 1, а также строк 240—280 раздела 2. Все расчетные величины должны соответствовать заложенным формулам. У компаний, применяющих налоговый режим с использованием единого налога на вмененный доход, сверяют строки 030 раздела 1, строки 110 раздела 2 и строки 060 раздела 3. Также сверяют налоговую базу, сопоставляя строки 100 раздела 2 и строки 010 раздела 3.

Если не выявлено ошибок, на этом камеральную проверку могут завершить. В противоположном случае инспекторы составляют акт налоговой проверки.

В план выездных налоговых проверок налогоплательщики включаются при наличии признаков правонарушений в их действиях, обоснованный выбор которых основан на оценке налоговых рисков и на всестороннем анализе всей информации, поступающей в налоговые органы из внутренних и внешних источников.

Приоритетными для включения в план выездных налоговых проверок являются налогоплательщики, в отношении которых у налогового органа имеются сведения об их участии в схемах ухода от налогообложения или схемах минимизации налоговых обязательств и (или) результаты проведенного анализа финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика свидетельствуют о повышенной вероятности совершения налоговых правонарушений.

Выездная проверка компаний, применяющих спецрежимы, начинается с того, что уточняется, может ли она работать на «упрощенке» или уплачивать ЕНВД.

Прежде всего проверяется численность персонала. Инспекторы контролируют соблюдение численности, изучая все трудовые договоры и договоры подряда, табели учета рабочего времени, расчетно-платежные ведомости и иные платежные документы о выплате дохода.

Далее уточняется доля участия других компаний в уставном (складочном) капитале торговой фирмы. У компаний на «упрощенке» и «вмененке» доля участия других организаций не должна превышать 25 процентов. Проверяют данное условие инспекторы по документам купли — продажи долей в уставном капитале, решениям общих собраний акционеров, а также по сведениям из государственного реестра.

Следующим пунктом выездной налоговой проверки является проверка правильности исчисления налоговой базы. Компании, которые применяют «упрощенку», обязаны вести налоговый учет на основании книги учета доходов и расходов. Полученные доходы и расходы сверяют с «первичкой».

Если компания при применении УСН использует объект налогообложения «доходы минус расходы», налоговики проверят и понесенные расходы, закрытый перечень которых приведен в статье 346.16 Налогового кодекса РФ. Контролируется обоснованность и документальное подтверждение расходов, правильность уменьшения налоговой базы за налоговый период на сумму убытка, который получен в предыдущем году.

В задачу инспектора также входит проверка права на пониженную ставку. При этом если региональный закон предполагает льготную ставку только при определенной доле доходов от конкретного вида деятельности, то при проверке налоговики рассчитают доходы от разных видов деятельности.

При использовании ЕНВД правильность расчета базы устанавливают в зависимости от осуществляемой деятельности. При совмещении компанией УСН и ЕНВД инспекторы проконтролируют правильность ведения раздельного учета доходов и расходов по этим режимам.

В последнее время внимание налоговиков привлекают схемы дробления, целью которых является вывод выручки на низконалоговых участников бизнеса [2]. В частности, ревизоров призывают бороться с неправомерным переводом налогоплательщиками деятельности под уплату ЕНВД. Для этого региональных инспекторов учат внимательно исследовать условия ведения деятельности, переведенной на спецрежим. В частности, соответствуют ли они требованиям НК РФ.

Как показывает анализ, именно, субъекты малого бизнеса, применяющие специальные налоговые режимы, подвержены налоговым правонарушениям, в том числе в таких формах, как непостановка на учет в налоговом органе, уклонение от сдачи отчетности, неоприходование денежной наличности, фальсификация данных бухгалтерского учета или его отсутствие т. д.

Исходя из этого, при администрировании существует ряд проблем, связанных со взаимодействием налоговых органов с налогоплательщиками, применяющими специальные налоговые режимы:

  1. Низкая собираемость налогов в связи с нахождением в «тени» значительных денежных потоков, сосредоточенных у налогоплательщиков, применяющих СНР;
  2. Частая невозможность проверки настоящей численности персонала: создание «серых» схем, по которым заработная плата уплачивается из «черных» касс, что приводит к дополнительному сокращению численности рабочих;
  3. Проблема проведения выездных проверок в связи с недостоверностью сведений о налогоплательщике, поданными при регистрации;
  4. Сложность налоговых проверок из-за наличия множества схем ухода от налогов, связанных со специальными налоговыми режимами.

Но в то же время, налогоплательщики со своей стороны также сталкиваются с рядом проблем при применении специальных налоговых режимов:

  1. Вероятное превышение установленных пределов показателей, после чего налогоплательщик обязан применять общую систему налогообложения;
  2. Необходимость ведения раздельного учета при использовании двух или более специальных налоговых режимов;
  3. Обязательность ведения учета и сдачи отчетности в налоговую инспекцию и страховые фонды;
  4. При применении ЕНВД установленная базовая доходность по видам деятельности часто не имеет экономического обоснования и не соответствует реальным результатам предпринимательской деятельности;
  5. При равных ставках налогообложения, при отсутствии каких-либо специальных льгот, налоговая нагрузка на малое предприятие будет больше, так как возможности использования расходов, разрешенных для налогового вычета, у малых предприятий меньше.

Что касается УСН, налоговые органы с особой тщательностью проверяют:

  1. Неправомерное применение УСН в виду несоответствия критериям, предоставляющим право применять данную систему налогообложения.
  2. Занижение доходов в результате невключения в доходы сумму поступлений от реализации товаров (работ, услуг).
  3. Необоснованное уменьшение доходов на сумму расходов, не указанных в п. 1 ст. 346.16 НК РФ.
  4. Необоснованное включение в расходы сумм без соответствующего документального подтверждения или составление документов с нарушением требований законодательства.
  5. Начисление минимального налога налогоплательщиками, которые применяют объект налогообложения «доходы минус расходы», по итогам налогового периода.
  6. Уменьшение единого налога на сумму неуплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
  7. Уменьшение суммы налога (сумм авансовых платежей), рассчитанной к уплате за налоговый период, на сумму страховых взносов, уплаченных в этот же период, более чем на 50 %.

Наиболее частыми нарушениями налогообложения при применении ЕНВД являются:

  1. Неправомерное применение системы налогообложения в виде ЕНВД по услугам и работам, подпадающим под общую систему налогообложения.
  2. Отсутствие раздельного учета имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей обложению ЕНВД, и предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется иной режим налогообложения.
  3. Занижение сумм налога путем неправомерного уменьшения на сумму начисленных, но фактически не уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
  4. Неуплата ЕНВД в результате занижения физических показателей, корректирующих коэффициентов базовой доходности К 1 и К 2.
  5. Неправомерное уменьшение суммы налога (более чем на 50 %) на сумму уплаченных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Налогоплательщики, применяющие специальные налоговые режимы, обязаны предоставлять отчетность в три инстанции: налоговую инспекцию, Пенсионный Фонд и Фонд социального страхования.

Налогоплательщики УСН по истечении налогового периода представляют декларации в налоговые органы по месту своего нахождения. Декларации представляются налогоплательщиками — организациями не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Бухгалтерская отчетность налогоплательщиков данного специального режима сдается в налоговые органы и территориальные органы статистики до 31 марта включительно.

Справка по форме 2-НДФЛ сдается в налоговую инспекцию не позднее 1 апреля. В отчете 2-НФДЛ отражают все доходы работников за год, суммы удержаний и вычеты, на которые они имеют право.

Расчетная ведомость по средствам Фонда социального страхования РФ по форме 4 ФСС сдается в ФСС в срок не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом.

Сведения о средней численности работников сдаются в налоговую инспекцию не позднее 20 января.

Отчетность в Пенсионный Фонд РФ по форме РСВ-1 ПФР сдается не позднее 15 февраля.

Основной отчет, который налогоплательщики единого налога на вмененный доход предоставляют в ИФНС — декларация по ЕНВД. Предоставлять расчет необходимо раз в квартал до 20 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода.

Ежегодно сдается бухгалтерская отчетность. Что касается состава бухгалтерской отчетности, то он зависит от того, является ли фирма представителем малого предпринимательства или нет. Для этой категории организаций состав отчетности значительно сокращен и они имеют свои формы отчетности, которые так и называются: бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках для малых предприятий. 

Предоставить все необходимые формы бухгалтерской отчетности в налоговую инспекцию необходимо по итогам года, не позднее 30 марта.

Сведения о среднесписочной численности работников сдается в налоговую инспекцию не позднее 20 января. Забыв о нем, налогоплательщик рискует получить штраф, а также столкнуться с остановкой всех движений по расчетному счету.

Справка по форме 2-НДФЛ сдается налогоплательщиками не позднее 1 апреля.

Форма 4-ФСС предоставляется в Фонд социального страхования по месту регистрации не позднее 15 числа месяца, следующего за окончанием налогового периода.

Отчетность ЕНВД в Пенсионный фонд состоит из двух частей: предоставление сведений по сотрудникам ООО / ИП и общий отчет по начисленным и уплаченным взносам. Его нужно предоставлять не позднее 15 числа второго месяца, следующего за отчетным периодом.

По нашему мнению, в качестве предложений по улучшению ситуации, сложившейся в настоящее время вокруг СНР, можно внести следующие:

  1. Максимально упростить налогообложение и учет в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН.
  2. Изменить методику расчета вмененного дохода: она должна учитывать как правовой статус предпринимателя, так и виды деятельности, что должно быть закреплено в НК РФ.
  3. В системе налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности необходимо более дифференцированно определять базовую доходность по видам бытовых услуг, разбив их на более мелкие подгруппы.
  4. Уменьшить количество документов, подаваемых для отчетности в налоговую инспекцию и фонды страхования.
  5. Обеспечить прозрачность налоговых проверок как со стороны налоговых органов, так и со стороны налогоплательщиков.

Одной из важных задач, стоящих перед экономикой России, является укрепление и развитие среднего и малого бизнеса, а также стимулирование данных процессов. Для налоговых органов важно устранить проблемы, касающиеся налогоплательщиков специальных налоговых режимов, связанных с низкой собираемостью налогов и минимизацией налогообложения. Но в то же время, если будут решены проблемы, волнующие налогоплательщиков данных режимов, то можно рассчитывать на увеличение числа организаций и индивидуальных предпринимателей, заинтересованных в применении специальных налоговых режимов.

 

Список литературы:

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации. Гл. 15, 16, 26.2,26.3.
  2. Письмо ФНС России от 31.10.13 № СА-4-9/19592 «О направлении обзора практики рассмотрения жалоб налогоплательщиков и налоговых споров судами по вопросам необоснованной налоговой выгоды».
  3. Журавлева Н.К. Проверки компаний на спецрежимах // Учет в торговле. — 2011. — № 5.
  4. Фещенко Е. Налоговикам известно несколько схем, не связанных с однодневками // Практическое налоговое планирование. — 2014. — № 1.
  5. Законодательство о налогах и сборах: характерные нарушения — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.klerk.ru/buh/articles/269685/ (дата обращения 15.04.2014).
  6. Налоговые проверки организаций на УСН и ЕНВД — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.buhgalteria.ru/article/n68469 (дата обращения 28.04.2014).
  7. Отчетность ЕНВД в вопросах и ответах — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.elba-buhgalter.ru/about/otchetnost-envd.html (дата обращения 20.04.2014).