Статья:

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТИМУЛИРОВАНИИ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Онжанова С.С. ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТИМУЛИРОВАНИИ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(12).pdf (дата обращения: 05.12.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 2 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СТИМУЛИРОВАНИИ ИНДУСТРИАЛЬНО-ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Онжанова Сауле Смагуловна
магистрант Международной бизнес-школы (IBS) при АО «КазЭУ им. Т. Рыскулова», Республика Казахстан, г. Алматы
Мельхер Эмиль Эдуардович
научный руководитель, д-р экон. наук, проф. АО «Казахский экономический университет им. Т. Рыскулова», Республика Казахстан, г. Алматы

 

Инновации — эффективный путь ускоренного достижения индустриального развития страны, общественного развития. Инновационное развитие было и остается ключевой стратегией конкурентоспособности национальных экономик.

Инновации требуют больший путь от внедрения до этапа получения результатов, требуют необходимой критической массы для ее продвижения. Без достаточного финансового обеспечения, благоприятного инвестиционного режима жизненный цикл инновации ограничивается стадией «идея».

Правительством Казахстана за многолетний период суверенитета претворено множество концепций и программ развития, определившие положительный рейтинг страны в мировой экономике. Согласно очередных результатов ежегодного отчета «Глобального индекса конкурентоспособности 2013—2014», проведенного аналитической группой Всемирного экономического форума, Казахстан располагается в рейтинге стран с переходным уровнем экономики, движимой инновациями.

Так, основой для разработки Государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития Республики Казахстан (далее ГПФИИР) послужили такие основополагающие документы как Стратегия развития Казахстана до 2030 года, Стратегический план развития Республики Казахстан до 2020 года, Стратегия индустриально-инновационного развития на 2003—2015 годы, Программа по формированию и развитию национальной инновационной системы РК на 2005—2015 годы, Программа «30 корпоративных лидеров Казахстана», Программа технологического развития РК до 2015 года и ряда других программ и концепций, нацеленных на диверсификацию экономики и развитие инновационной индустрии.

Таблица 1.

Уровни развития стран и экономик согласно отчета Всемирного экономического форума «Глобальный индекс конкурентоспособности 2013—2014» [1, с. 11]

Экономика, движимая факторами (Группа 1)

Переходный уровень (группа 1—2)

Экономика, движимая эффективностью (группа 2)

Переходный уровень (группа 2—3)

Экономика, движимая инновациями (группа 3)

38 стран:

Кыргызстан

Индия

Бангладеш

Мали

и др.

20 стран:

Алжир

Азербайджан

Боливия

Шри-Ланка

и др.

31 страны:

Египет

Украина

Тайланд

Китай

и др.

22 страны:

Аргентина

Бразилия

Казахстан

Россия

и др.

37 стран:

Канада

Франция

Германия

США

и др.

Разработчиками ГПФИИР выступили Министерство экономического развития и торговли РК и Министерство индустрии и новых технологий РК. Среди последних разработок — Концепция индустриально-инновационного развития Республики Казахстан на 2015—2019 годы, утверждений Постановлением Правительства Республики Казахстан от 31 декабря 2013 года № 1497.

Программа механизмов, призванная обеспечить создание благоприятных макроэкономических условий, улучшение бизнес-климата и стимулирование притока инвестиций, массовую технологическую модернизацию и развитие национальной инновационной системы, а также повышение качества человеческого капитала, определяет в ГПФИИР из стратегий «догоняющего развития», «традиционной специализации», «постиндустриального развития» направлением реализации «традиционную специализацию».

Концентрироваться будет государство прежде всего на развитие таких приоритетных секторов экономики как:

  • традиционный: нефтегазовый, горнометалургический, атомная и химическая промышленность;
  • машиностроение, строительная индустрия, фармацевтика, основанных на спросе недропользователей, национальных компаний и государства;
  • АПК, легкая промышленность, туризм — производства, не связанных с сырьевым экспортом и ориентированных преимущественно на экспорт;
  • информационные технологии, телекоммуникация, биотехнологии, альтернативная энергетика, космическая деятельность — секторы-доминанты «экономики будущего» в мировой экономике [2, с. 11].

При этом основой развития данных отраслей будет заключаться в поэтапном переходе от обеспечения внутреннего спроса к росту их экспортного потенциала за счет повышения конкурентоспособности отечественных предприятий, роста производительности факторов производства, внедрения инновационных технологий.

К 2015 году Казахстан ставит своей целью достичь реализации крупных инвестиционных проектов в традиционных экспортоориентированных секторах экономики, с мультипликацией новых бизнес возможностей для малого и среднего бизнеса через целенаправленное развитие казахстанского содержания, последующих переделов и переработки.

Меры финансовой и нефинансовой поддержки будут применяться к проектам и конкретным секторам экономики комбинированно как на республиканском, так и на региональном уровнях, обладающих большим потенциалом роста и высокой экономической эффективностью. Государственная поддержка заключается в реализации инфраструктурных проектов и финансовое обеспечение системных и секторальных мер поддержки индустриализации. Средства частного сектора, а именно средства национальных управляющих холдингов, национальных холдингов, национальных компаний и иных организаций с участием государства сконцентрируются на проектном финансировании.

Имея целью обеспечение устойчивого и сбалансированного роста экономики страны через диверсификацию и повышение ее конкурентоспособности ГПФИИР основным источником финансирования предусматривает республиканский бюджет.

Государственные финансы — необходимый ресурс на этапе становления инновационной системы страны в самостоятельное русло. Посткризисная ситуация в свете ограничения внешнего фондирования для финансовых организаций страны не благоприятствовала финансированию долгосрочных и среднесрочных инвестиционных проектов.

Роль государства, создающего благоприятные условия для подъема инновационной деятельности и формирования основ постиндустриальной экономики, не может заключаться только в дотациях, открытиях государственных исследовательских организаций и компаний. Программу индустриально-инновационного развития страны не представить без крупных инвестиций в научную деятельность в консолидации с бизнес-средой. Развитие национальной инновационной инфраструктуры должно заручиться поддержкой научно-технических мощностей с перспективой их коммерциализации, скореллировав приоритеты государства с приоритетами бизнес-сообщества.

При этом инновации для страны не должны представлять собой пару крупных изобретений или крупных промышленных лидеров, инновации должны поступательным движением пройти по всем ступеням общественного развития, экономической системы. Для инновационного развития необходимы конкурентные условия и благоприятный инвестиционный режим.

 

Список литературы:

  1. The Global Competitiveness Report 2013—2014 / World Economic Forum Geneva URL: http://www.weforum.org/issues/global-competitiveness (дата обращения: 13.05.2014).
  2. Государственная программа по форсированному индустриально-инновационному развитию Республики Казахстан на 2010—2014 годы. Утверждена Указом Президента Республики Казахстан от 19 марта 2010 года № 958. http://www.government.kz/index.php/ru/programmy/2282-gosudarstvennaya-programma-po-forsirovannomu-industrialno-innovatsionnomu-razvitiyu.html (дата обращения: 12.05.2014).