«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ АВИАПРОМА)»
Секция: 11. Экономика
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
«НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ПРОЦЕССА МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ АВИАПРОМА)»
Тема модернизации российской промышленности на примере авиапрома на сегодняшний день очень актуальна, так как в последнее десятилетие авиастроение, и, в первую очередь гражданское, развивается в РФ не так интенсивно и эффективно, как того требует сложившаяся ситуация. В связи с этим, были утрачены ведущие позиции нашей страны на мировом рынке.
Перспективы гражданского авиастроения России заключаются в создании и укреплении уже имеющихся тенденций развития отрасли с дальнейшей целью приобретения весомой части внутреннего (и доли мирового) авиарынка.
В настоящее время в России намечена модернизация экономики на основе развития инновационного сектора. При проведении данного мероприятия необходимо учитывать развитие современных экономических подходов в вопросах решения конкретных экономических задач.
Инновационное развитие реализуется в промышленной политике государства. Что включает в себя понятие «промышленная политика»?
Промышленная политика — это совокупность мер государственно-правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов (предприятий, корпораций, предпринимателей), а также деятельности по приобретению факторов производства, организации производства, распределению и реализации товаров и услуг во всех фазах жизненного цикла хозяйствующего субъекта [1].
Современная российская промышленная политика обязательно должна базироваться на фундаменте крепких пропорциональных соотношений в экономике страны, а также на развитии инновационных технологий, которые должны активно внедряться в отрасль.
Центральным вопросом промышленной политики является создание и определение механизмов государственной поддержки промышленных предприятий, выражающихся в стимулировании инвестиций в форме субсидий, кредитов и налоговых льгот.
Главная цель реализации промышленной политики – это обеспечение подъема промышленности за счет повышения конкурентоспособности на внешнем и внутреннем рынках [2, с. 16].
Немаловажной целью также является формирование конкурентоспособного промышленного комплекса, деятельность которого бы характеризовалась наличием и развитием высокотехнологичного ядра.
Российская промышленная политика последних лет направлена на поиск решения проблемы внедрения передовых технологий в промышленности.
Инновационная активность отечественных предприятий на данный момент низка.
Как отмечает руководитель Российской инженерной академии Борис Гусев, технологический уровень экономики зависит от двух факторов — инвестиций и инноваций. И если в России состояние дел в сфере инвестиций постепенно улучшается, то доля инноваций в них едва достигает 10 %. Следовательно, конкурентоспособные технологии, машины и оборудование, включая импорт, имеют такой же удельный вес в технологической базе страны. «Мы покупаем машины, а не лицензии, поэтому уже завтра оказываемся без запчастей. Такая инновационная политика, к сожалению, не приводит к быстрому экономическому росту и высокому качеству продукции», — констатирует академик [3, с. 31].
Важным мероприятием в истории отечественного авиапрома явилось создание единой корпоративной структуры, получившей название «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК).
Сохранение и последующее развитие отечественного авиапрома должны рассматриваться как национальная задача, в связи с тем, что отрасль имеет огромное значение, как в военной, так и в гражданской сферах.
К 2015 г. ОАК прогнозирует интенсивный рост за счет внедрения новых рыночных проектов в гражданской и транспортной авиации, а также интенсивного технологического развития. В гражданской авиации планируется запустить и, впоследствии, наладить производство конкурентоспособных воздушных судов, в том числе региональных самолетов.
Авиационные комплексы должны быть укомплектованы самым инновационным оборудованием.
Главные аспекты модернизации российской промышленности на примере авиапрома:
- Необходимо обеспечить развитие и стабильное функционирование всей отрасли, ее конкурентоспособность, инвестиционную привлекательность, что в итоге должно привести к упрочению позиций российского авиастроительного комплекса на мировом рынке.
- Принципы управления государственными программами должны учитывать требования Всемирной торговой организации.
- Цели государства по отношению к авиапрому должны состоять в создании соответствующих условий, которые бы обеспечивали эффективно функционирующую инфраструктуру авиаперевозок.
- Необходимо обеспечить высокое качество авиационной техники, технологические параметры которой могут быть в дальнейшем сопоставимы с моделями конкурентов.
- Необходимо ускоренными темпами развивать новые проекты в авиации; активно финансировать техническое перевооружение с целью устранения технологического разрыва с лидерами; увеличивать уровень использования информационных технологий и применения инноваций.
Благодаря этому, в будущем Россия должна выступить на мировом рынке в качестве системного интегратора новых самолетов.
Также, авиационная промышленность России для успешного развития должна сегодня решить одну из важнейших задач — обеспечить себя квалифицированными кадрами.
В настоящее время наблюдается значительное старение кадров, как отмечают многие отечественные аналитики.
В целом, российское авиастроение постепенно восстанавливает свои силы и начинает набирать темпы роста.
Но годы недофинансирования негативно сказались на ситуации в отечественном авиапроме.
Развитие отечественного авиапрома — это одна из задач, призванных обеспечить реализацию транспортного потенциала России в настоящее время.
По поводу модернизации авиапрома российские государственные деятели говорят достаточно часто.
К примеру, премьер-министр Дмитрий Медведев считает господдержку одним из ключевых условий развития современной отрасли авиастроения. Медведев отметил, что залог успеха авиастроителей заключается, прежде всего, в международной кооперации [4].
Вице-премьер Дмитрий Рогозин прямо предложил обязать государственные компании покупать самолеты российского производства.
Изменить процентное соотношение в пользу российских производителей будет крайне сложно, утверждают эксперты. «В силу последних макроэкономических тенденций производство самолетов в России по себестоимости получается выше, чем, например, в Гамбурге или Тулузе», — отмечает Крамаренко [4].
Основами политики Российской Федерации в области авиации (на период до 2020 года) запланировано формирование конкурентоспособной авиационной промышленности. Минпромторгом России разработан проект государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности» на 2013—2025 годы.
Речь должна идти о всесторонней программе восстановления и развития системы пассажирских авиаперевозок в стране.
Решение поставленных задач должно привести к повышению конкурентоспособности отрасли на мировом рынке воздушных перевозок, а также развитию гражданской авиации России в целом.
При этом нужно отметить важность участия государства в реализации инвестиционных проектов.
Несомненно, важными целями государственной политики являются: развитие инфраструктуры, обеспечение безопасности (в том числе и защита от терроризма), НИОКРы, обновление парка ВС, восстановление сети аэродромов, совершенствование системы подготовки летного и технического персонала.
Важнейшим инструментом комплексного решения проблем экономической политики страны является создание полноценно разработанных Государственных программ и Федеральных целевых программ (ФЦП).
Директор по маркетингу Московского аэропорта Домодедово Владимир Камынин, говоря о российском рынке авиаперевозок отметил: «Несмотря на сложности переходного и весьма неустойчивого состояния, в котором пребывает наша авиационная отрасль, за последние 10—15 лет в ней сформировались качественные бизнес-единицы, которые не уступают мировым авиационным брендам по показателям, характеризующим компании с «выдающимися» результатами. Зачастую они даже опережают ведущих мировых перевозчиков по критериям инновационности и тем самым генерируют новый уровень конкурентоспособности всей национальной отрасли» [5].
На развитие гражданской авиатехники России в 2014 году планируется потратить 43,2 млрд. руб. (вместо 45,5 млрд.), а в 2015 году — 45,9 млрд. руб. (вместо запланированных 48,42 млрд. руб.) [6].
В целом же, до 2025 года на стимулирование авиастроения планируется потратить свыше 991 млрд. рублей, чтобы достичь цели — в разы увеличить долю России на мировом рынке [6].
Инновационное развитие авиации рассматривается в качестве локомотива модернизации.
Объем закупок самолетов для ВВС России с 90-х годов постоянно снижался.
Приведу интересную таблицу:
Таблица 1.
Рейтинг российских авиационных компаний за 2003 и 2008 гг.
Рейтинг |
Компания |
Объем продаж |
Объем продаж |
Чистая |
36 (-) |
ОПК «Оборонпром» |
- |
4 863,4 |
-211,6 |
81 (50) |
АХК «Сухой» |
641 |
2 172,0 |
–88,8 |
161 (66) |
Корпорация «Иркут» |
522 |
1 248 |
–33,7 |
195 (56) |
Корпорация |
582 |
1 029 |
5,7 |
309 |
Уфимское моторо- |
- |
601,8 |
–172,7 |
388 |
ММПП «Салют» |
532 |
467,2 |
–53,5 |
166 |
Улан-Удэнский вертолетный завод |
227 |
- |
- |
172 |
НПО «Сатурн» |
216 |
- |
- |
Источник: журнал «Эксперт», No.37, 2004, № 38, 2009
Таблица 2.
Ведущие мировые производители авиационной техники
Название фирмы |
Валовой объем продаж |
Количество |
Выработка на 1 |
Boeing (США) |
66,387 |
159300 |
416742 |
EADS (ЕС) |
53,533 |
116443 |
459538 |
Locheed-Martin (США) |
41,662 |
140000 |
299014 |
Northrop Grumman (США) |
31,428 |
120000 |
322010 |
BAE Systems |
27,240 |
97800 |
326228 |
Источник: Flight International, 12-18 августа 2008
Очевидно, что при наличии таких серьезных конкурентов ведущие российские авиационные компании не в состоянии проводить НИОКР без поддержки извне. Какое решение здесь можно посоветовать? Возможно, имеет смысл создавать вместо госкорпораций авиационно-сырьевые холдинги: есть возможность обоюдовыгодного сотрудничества: авиационная составляющая холдинга получает напрямую деньги на НИОКР от сырьевой составляющей и государства, а сырьевая составляющая — статус «инновационной» компании с соответствующими налоговыми послаблениями.
Итак, задача — вернуть авиационной отрасли инновационную направленность и привлекательность.
Список литературы:
- Антикризисное управление. Промышленная политика.— [Электронный ресурс]— Режим доступа. — URL:https://online.muiv.ru/media/lib/books/antikrizisnoe-upravlenie/xbook014/book/index/index.html?go=part-004*page.htm (дата обращения 27.03.2014).
- Горячева Т.В. Инновационная деятельность как главный фактор промышленного роста. М., 2010., С. 16.
- Глазьев С.Ю. Тенденции и проблемы экономического развития России // Современная конкуренция. — 2007. — № 2. — С. 31.
- Авиация + Гос. регулирование и финансирование — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — http://vpk.name/news/95743_premer_obyavil_o_problemah_aviaproma_rossii.html (дата обращения 25.03.2014).
- Новости авиакомпаний. 10 лет с Московским аэропортом Домодедово. — [Электронный ресурс]— Режим доступа. — http://www.aviasales.ru/airlinenews?page=24. (дата обращения 29.03.2014).
- Минпромторг сокращает планы по производству авиатехники. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. —http://www.gazeta.ru/business/2014/02/04/5881541.shtml. (дата обращения 03.04.2014).