Статья:

ПИСАНИЦА РЕКИ АЙ

Конференция: XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 1. История

Выходные данные
Васенцова Е.А. ПИСАНИЦА РЕКИ АЙ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 5(12). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/5(12).pdf (дата обращения: 25.08.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПИСАНИЦА РЕКИ АЙ

Васенцова Евгения Андреевна
студент Южно-Уральского государственного университета, филиал, РФ, г. Сатка
Мошкина Наталья Алексеевна
научный руководитель, доц. и зам. кафедры Южно-Уральского государственного университета, филиал, РФ, г. Сатка
 

У нас на Южном Урале всем известна картинная галерея первобытного человека в Каповой пещере. Но шедевры древней живописи есть и у нас в Саткинском муниципальном районе Челябинской области на реке Ай. Айские петроглифы или писаницы являются безусловно одной и достопримечательностей реки Ай и представляют большой интерес как для ученых, так и для многочисленных туристов, сплавляющихся по реке в летнее время.

Уральские петроглифы или писаницы — следы наших далеких предков. Хотелось бы понять, что же пытались передать своими рисунками люди, жившие здесь несколько тысяч лет тому назад.

Рисунки на скалах после палеолитического времени называют «писаницы», «писаные скалы», «камни-писаницы». Слова эти производные от глагола «писать». По В. Далю, под писаницами понимали «неизвестные начертания, чуждые письмена, встречаемые по береговым скалам». Действительно, уральские писаницы, за редким исключениями, расположены на обнажениях горных пород по берегам рек и реже озер.

Для своих изображений древние «художники» выбирали ровные места, которые обязательно должны были находиться под навесом либо иметь отрицательный наклон. Это делалось для предохранения фигур от разрушительного воздействия атмосферных осадков. Интересно, что выбиралась не всякая ровная плоскость, а в первую очередь та, которую покрывал светлый налет. В этом заметно стремление усилить контрастность изображений, выделить их из сероватого фона скалы. Высота скал, на которых обнаружены древние изображения, различна: от нескольких метров до сотни. В размещении фигур в пространстве скалы видны определенные закономерности. На Южном Урале они находились в основном невысоко над землей. Но есть и исключения, когда рисунки наносились высоко на стены, отвесно обрывающиеся в воду. Почти все писаницы выполнены на фасадных частях скал, обращенных к реке.

Известно множество технических приемов для создания изображений — рисунок краской, выбивка, гравировка и прошлифовка. Но у нас встречаются только рисунки. Для приготовления краски отбирали гематит, гетит, лимонит и другие оксиды железа. Сведения об этом получены как в результате изучения образцов пигмента под микроскопом, так и по кусочкам этих минералов с надпилами, обнаруженных при раскопках под некоторыми писаницами. Пигмент готовился их порошка путем растирания оксидов. Затем в него добавлялась склеивающая основа – растопленный жир животных или их кров. В зависимости от того, какие оксиды использовались для приготовления красящего пигмента, изменялся и оттенок.

Писаницы — петроглифы на реке Ай представляют собой рисунки на береговых скалах-притёсах и состоят из нескольких групп. Если двигаться вниз по течению реки Ай, то первой будет Ваняшкинская писаница (рисунок 1), на притесе Каратаевский камень. Включает в себя несколько рисунков. Здесь изображены животные и различные сеткообразные знаки.

Следующая писаница — Айская. Находится она также на ревом берегу, на скалах-притесах, в двух километрах ниже поселка Айская группа. Здесь изображены змеи, антропоморфные существа, похожие на людей, а также счетные палочки и копытные животные. Открыта писаница была в 1978 году археологом В.Т. Петриным. Созданы рисунки были, по мнению археолога 5—6 тысяч лет тому назад.

 

Рисунок 1. Писаницы-петроглифы. Ваняшкинская писаница

 

Все нарисованные фигуры можно объединить в четыре большие группы: животные, человекообразные существа, различные геометрические изображения или знаки и, наконец, неопределенные изобразительные мотивы. Конечно, это самый общий уровень классификации рисунков.

Изображения выполнялись по-разному: силуэтом, когда туловище полностью заливалось краской: контуром, то есть когда корпус обводился одной линией, и в так называемом «скелетном», или «рентгеновском» стиле, подразумевающем показ ребер и / или жизненно важных органов живых существ — сердца, печени, легких. Как правило, образы создавались красочной линией шириной 1—1,5 см. Напрашивается вывод, что рисунки выполнялись просто пальцем. Но известны и широкие полосы: до 4—5 см, которые, может быть, наносились каким-то инструментом — щеткой или кистью.

Среди зверей преобладают копытные: лоси, олени и косули. Интересно, что рисунки копытных имеют достаточно четкое распределение в пространстве: косули изображены почти исключительно на Южном Урале, а лоси и олени — на Среднем и Северном Урале.

Довольно разнообразны антропоморфные или человекообразные существа. Почти все они изображались в фас. Туловище рисовалось одной линией, реже силуэтом или контуром, иногда показывались ребра. Голова бывает округлой или раздвоенной — когда от линии шеи в стороны вверх отходят два отрезка. Немногочисленны персонажи с многолучевыми головными уборами, а также с головой в виде ромба. У многих показан хвост или пенис, иногда и то и другое. Руки очень часто согнуты в локтях и опущены на пояс или бедра: такие изображения называют фертообразными из-за их сходства с буквой «ф». Ноги у абсолютного большинства фигур изображены полусогнутыми, что придает этим существам динамику движения, пляски.

Интересен вопрос о датировании писаниц. Можно отнести время создания уральских писаниц к завершающим фазам каменного века (поздний неолит-энеолит) и эпохе бронзы. Именно в материалах этих эпох известно наибольшее количество графических аналогий наскальным изображениям.

Для ответа на вопрос, кем были созданы древние рисунки, можно сказать, что прауральской этнической общностью.

Наша задача — сохранить этот удивительный памятник наших дальних предков, чтобы наши потомки могли увидеть живопись первых людей.

 

Список литературы:
1.    Кулемзин В.М., Лукина Н.В. Знакомтесь: ханты. Новосибирск.1992 — 91.
2.    Петрухин В.Я., Хелимский Е.А. Финно-угорская мифология // Мифы народов мира. М.1992 — 564.