МЕТОДИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ
Секция: 11. Экономика
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
МЕТОДИКА ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ПРОДАЖ
Финансовый результат предприятия является комплексным показателем анализа и оценки эффективной или неэффективной деятельности хозяйствующего субъекта. Безусловно, что основной целью любой коммерческой организации является увеличение финансового результата на основе использования капитала и имеющихся ресурсов.
Качество конечного финансового результата определяет доля в нём финансового результата от продаж товаров (работ или услуг), так как формируется от операций, касающихся основной деятельности предприятия, и, соответственно, являются стабильными составляющими доходов и расходов. Прибыль является основой экономического развития хозяйствующего субъекта. И как финансовый результат, используется в качестве ориентира, отражающий направление деятельности предприятия.
Показателей прибыли большое количество, обобщенно же они делятся на абсолютные и относительные. Каждый из них имеет как свои преимущества, так и недостатки, обзор экономической литературы позволяет сделать вывод о том, что между учеными-экономистами существуют разногласия по вопросу о том, какой показатель брать предпочтительнее. И таким образом, результативность бизнеса организации характеризуется показателями прибыли и рентабельности, которые позволяют подвести итог деятельности предприятия за отчетный период [2, c. 52].
Финансовый результат формируется под воздействием различных факторов. Оценка и числовое выражение воздействия факторов на значение экономических показателей является одной из важнейших методологических проблем в экономическом анализе. В данной статье рассмотрим относительный показатель — рентабельность продаж. По нашему мнению, показатели рентабельности объективно характеризуют финансовые результаты деятельности хозяйствующего субъекта, так как их величина отражает отношение полученного эффекта к ресурсам, вовлеченным в процесс производства и реализации продукции. Для оценки проведем факторный анализ рентабельности продаж.
Факторная модель рентабельности от продаж представлена следующим образом:
(1)
где: Rп — рентабельность продаж;
V — объем продаж;
С — себестоимость продукции;
КР — коммерческие расходы;
УР — управленческие расходы;
Пп — прибыль от продаж.
Объектом анализа является снижение анализируемого показателя на 1,9532 % по сравнению с предыдущим годом. Факторный анализ рентабельности продаж проведем методом цепных подстановок, расчеты данного анализа приведены в таблице 1.
Таблица 1.
Факторный анализ рентабельности продаж
Показатель |
Условие расчета |
Пп |
Rп |
Откл. |
|||
V |
С |
КР |
УР |
||||
На начало периода |
1951249 |
1383309 |
190921 |
57385 |
319634 |
16,3810 |
- |
Усл.1 |
1946265 |
1383309 |
190921 |
57385 |
314650 |
16,1669 |
-0,2141 |
Усл.2 |
1946265 |
1399502 |
190921 |
57385 |
298457 |
15,3349 |
-0,8320 |
Усл.3 |
1946265 |
1399502 |
204426 |
57385 |
284952 |
14,6410 |
-0,6939 |
На конец периода |
1946265 |
1399502 |
204426 |
61534 |
280803 |
14,4278 |
-0,2132 |
Данные таблицы показывают, что все факторы оказали отрицательное влияние. В отчетном году анализируемый показатель составил 14,4278 %. Наибольшее снижение рентабельности в размере 0,8320 % вызвано ростом себестоимости продукции и увеличением коммерческих расходов, данное отрицательное влияние составило 0,6939 %. Снижение выручки и увеличение управленческих расходов оказало приблизительно одинаковое отрицательное влияние. Отрицательное влияние факторов вызвано тем, что наряду со снижением выручки наблюдается рост себестоимости продукции, коммерческих и управленческих расходов. Рекомендуется в дальнейшем отслеживать их динамику и соотношение темпа роста выручки с темпами роста вышеперечисленных статей расходов.
Данная методика анализа рентабельности продаж является одной из наиболее распространенных, в силу того, что она доступна для внешнего пользователя, так как информационной базой служит отчет о финансовых результатах.
Для более глубокого и детального анализа предлагаем иную методику, которая, по нашему мнению, учитывает тот факт, что финансовый результат является интегральным показателем деятельности. И это выражается в том, что все другие экономические рычаги прямо или косвенно связаны с прибылью, которая в свою очередь занимает одно из центральных мест в общей системе стоимостных инструментов и рычагов управления. За основу взята методика анализа рентабельности торговой организации Губина В.Е., в нашем случае рассматривается производственное предприятие, основной деятельностью которого является производство пищевых продуктов, поэтому считаем целесообразным, вместо фактора товарные запасы рассмотреть в целом величину запасов, также вести в модель фактор коммерческие расходы вместо фактора издержки обращения.
Рентабельность продаж часто используется при факторном анализе различных интегральных показателей эффективности деятельности организаций. Для определения рентабельности предприятия используют систему взаимосвязанных и взаимозависимых показателей. В таблице 2 представлены исходные данные для факторного анализа.
Таблица 2.
Исходные данные организации
Показатели |
Усл. обозначения |
Пред. год |
Отч. год |
Откл. |
Темп роста, % |
|
Основные и оборотные средства, тыс. руб. |
ОС + ОА |
1687565,5 |
1939947 |
252381,5 |
114,9554 |
|
Оборотные активы, тыс. руб. |
ОА |
857874 |
743877,5 |
-113996,5 |
86,7117 |
|
Запасы, тыс. руб. |
З |
324297 |
299582,5 |
-24714,5 |
92,3791 |
|
Выручка, тыс. руб. |
V |
1951249 |
1946265 |
-4984 |
99,7446 |
|
Коммерческие расходы, тыс. руб. |
КР |
130921 |
204426 |
73505 |
156,1445 |
|
Прибыль от продаж, тыс. руб. |
П |
319634 |
280803 |
-38831 |
87,8514 |
|
Расходы на оплату труда, тыс. руб. |
Ртр |
217646 |
206 658 |
-10988 |
94,9517 |
|
Среднесписочная численность работников, человек |
ССЧ |
770 |
733 |
-37 |
95,1948 |
Для исследования основных экономических показателей потребуются показатели эффективности деятельности, которые представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Показатели эффективности деятельности организации
Показатели |
Усл. обозначения |
Пред. год |
Отч. год |
Откл. |
Темп роста, % |
|
Рентабельность продаж |
П / V |
0,1638 |
0,1443 |
-0,0195 |
88,0764 |
|
Рентабельность основных и производственных средств |
П / (ОС + ОА) |
0,1894 |
0,1447 |
-0,0447 |
76,4222 |
|
Рентабельность коммерческих расходов |
П / КР |
2,4414 |
1,3736 |
-1,0678 |
56,2629 |
|
Фондоотдача основных и оборотных средств, руб. |
V / (ОС +ОА) |
1,1563 |
1,0033 |
-0,1530 |
86,7681 |
|
Скорость обращения оборотных активов, оборотов |
V / ОА |
2,2745 |
2,6164 |
0,3419 |
115,0301 |
|
Доля оборотных активов |
ОА / (ОС +ОА) |
0,5084 |
0,3835 |
-0,1249 |
75,4308 |
|
Скорость обращения запасов |
V / З |
6,0169 |
6,4966 |
0,4797 |
107,9731 |
|
Доля запасов в оборотных активах |
З / ОА |
0,3780 |
0,4027 |
0,0247 |
106,5358 |
|
Затратоемкость выручки |
КР / V |
0,0671 |
0,1050 |
0,0379 |
156,5444 |
|
Прибыль на одного работника |
П / ССЧ |
415,1091 |
383,0873 |
-32,0218 |
92,2859 |
|
Производительность труда |
V /CCЧ |
2534,0896 |
2655,2046 |
121,1150 |
104,7794 |
|
Фондовооруженность трудовых ресурсов |
(ОС +ОА) / ССЧ |
2191,6435 |
2646,5853 |
454,9418 |
120,7580 |
|
Средняя заработная плата |
Ртр. / ССЧ |
282,6571 |
281,9352 |
-0,7220 |
99,7446 |
|
Зарплатоемкость выручки |
Ртр. / V |
0,1115 |
0,1062 |
-0,0054 |
95,1948 |
Для проведения факторного анализа используем следующую модель (расшифровка условных обозначений приведена в таблице 2,3):
(2)
Согласно равенству, условиями повышения рентабельности продаж являются [1, c. 45]:
1. Темп роста выручки больше темпов роста основных и оборотных средств, численности работников, расходов на оплату труда;
2. Темп роста прибыли больше темпа роста коммерческих расходов, а рентабельность коммерческих расходов больше темпа роста затратоемкости основной деятельности.
3. Темп роста оборачиваемости запасов больше темпов роста доли запасов в оборотных средствах, темп роста доли запасов больше темпа роста доли оборотных средств.
Методом цепных подстановок определим влияние отдельных факторов на снижение показателя рентабельности продаж на 1,9532 %.
В таблице 4 приведены значения влияние факторов на рентабельность продаж. У анализируемого предприятия соотношения темпов роста показателей не соблюдаются. Таким образом, 5 из 9 факторов оказали отрицательное влияние на рентабельность продаж.
Таблица 4.
Влияния факторов на рентабельность продаж
Факторы |
Размер влияния, единиц |
1. Рентабельность коммерческих расходов |
-0,0716 |
2. Затратоемкость выручки |
0,0521 |
3. Прибыль на одного работника |
-0,0457 |
4. Рентабельность расходов на оплату труда |
0,0453 |
5. Зарплатоемкость выручки |
0,0073 |
6. Фондовооруженность труда |
-0,0260 |
7. Доля оборотных активов |
0,0408 |
8. Скорость обращения запасов |
-0,0123 |
9. Доля запасов в оборотных активах |
-0,0094 |
Итого |
-0,0195 |
В ходе проведенного анализа было выявлено, что наибольшее существенное отрицательное влияние оказали факторы рентабельность коммерческих расходов, прибыль на одного работника и фондовооруженность труда. Влияние роста коммерческих расходов было выявлено и в предыдущей методике. Отрицательное влияние фактора прибыль на одного работника, в размере 0,0457 ед. объясняется тем, что темп роста средней заработной платы на одного работника (99,7446 %) выше, чем темп роста прибыли на одного работника (92,2859 %). При эффективном использовании трудовых ресурсов наблюдается опережающий темп роста производительности труда по сравнению с темпом роста средней заработной платы на одного работника. Данное обстоятельство в данном случае соблюдается, темп роста производительности труда (104,7794 %) выше темпа роста средней заработной платы на одного работника (99,7446 %). Тем самым отрицательное влияние трудовых факторов практически нивелируется. Фактор фондовооруженность труда обращает наше внимание на статью основные средства: в отчетном периоде у компании действительно увеличились основные средства, соответственно, выросли амортизационные отчисления, которые списываются на себестоимость продукции, что впоследствии и повлияло на уменьшение прибыли от продаж. Однако данное обстоятельство нельзя считать однозначно негативным, в силу того, что оно характеризует факт наращивания и обновления производственных мощностей предприятия. А это является делом первостепенной важности, так как обеспечивается возможность увеличения выпуска продукции, организации более эффективной и менее затратной производственной деятельности.
В итоге рентабельность продаж снизилась в отчетном году на 0,019 ед. или на 11,924 %. Основными резервами роста данного предприятия являются: снижение коммерческих расходов, рост выручки, ускорение оборачиваемости активов.
Данная факторная модель позволяет изучить взаимосвязи и взаимозависимости между отдельными показателями рентабельности. Использование вышепредставленной методики повышает информативность анализа, так как позволяет определить силу воздействия отдельных элементов на целый ряд качественных показателей хозяйственной деятельности, таких как фондовооруженность труда, производительность труда, средняя заработная плата одного работника и других.
Подводя итог, следует отметить, что наличие множества методик оценки обеспечивает формирование комплексного подхода к оценке рентабельности продаж и факторов, воздействующих на данный показатель. Современные тенденции всё больше подчеркивают нестабильность и риск ведения бизнеса, а сравнение и изучение показателей рентабельности является важным средством в оценке результатов деятельности организации и перспектив её развития.
Список литературы:
1. Губин В.Е., Губина О.В., Анализ рентабельности основной деятельности торговой организации / Губин В.Е., Губина О.В., // Финансовый анализ. — 2008 — № 5.
2. Мануйленко В.В., Садовская Т.А. Методические подходы к оценке прибыли хозяйствующего субъекта: теоретический аспект / Мануйленко В.В., Садовская Т.А. // Финансовый бизнес. — 2013. — №3.
3. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.:ИНФРА-М, 2005. — 425 с.