ПРОБЛЕМА НЕРЕГУЛИРУЕМОГО ПРОЦЕССА ПРИТОКОВ МИГРАНТОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Секция: 11. Экономика
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРОБЛЕМА НЕРЕГУЛИРУЕМОГО ПРОЦЕССА ПРИТОКОВ МИГРАНТОВ В ПРИМОРСКОМ КРАЕ
Вопрос миграции в Приморском крае, в частности и в России в целом на данный момент является одним из наиболее актуальных для многих регионов. В виду своего географического положения и относительной экономической развитости Приморский край всегда привлекал иностранную рабочую силу. Иммиграция является одной из важнейших проблем народонаселения в Приморском крае и рассматривается как сложный общественный процесс, затрагивающий многие стороны социально-экономической жизни. В последние годы в крупных городах края наблюдается заселение не только работающих иммигрантов, но и их семей, что не может благотворно влиять на экономическую ситуацию в городах и в крае.
На данный момент в Приморском крае только по официальным данным работает более 100 тысяч легальных иммигрантов. В их число входят граждане ряда стран СНГ и ближнего зарубежья таких как Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Армения, Азербайджан, Украина, КНР, КНДР. Причинами столь стихийного притока иностранной рабочей силы можно назвать быстрый темп экономического роста крупнейших городов края, наличие рабочих мест и довольно лояльное отношение правительства РФ к данному вопросу. За восемь месяцев 2013 года на территорию Приморья въехало 169 тысяч иностранных граждан, из них на миграционный учет встало 102 тысячи. Огромное количество для края, население которого не дотягивает до двух миллионов человек. Это легальные мигранты, прибывшие по рабочей, учебной, туристической визам [1].
Больше всего проблем возникает с гражданами Узбекистана, которые в последние два года вытесняют всех остальных иммигрантов. Раз в две недели во Владивосток прибывает борт, который привозит 300 человек, а обратно он летит почти пустой [2].
По данным проанализированных источников иммиграционная ситуация в крае оценивается как тяжелая и имеет отрицательную динамику. Число прибывших человек представлено в таблице 1.
Таблица 1.
Число прибывших человек
Города |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
Владивосток |
6101 |
6270 |
6449 |
7778 |
6413 |
5186 |
18949 |
23918 |
Арсеньев |
352 |
351 |
583 |
531 |
880 |
774 |
1267 |
1362 |
Артем |
2544 |
2470 |
2417 |
2082 |
1149 |
1549 |
3141 |
3736 |
Дальнегорск |
479 |
374 |
427 |
583 |
436 |
583 |
1028 |
1236 |
Дальнереченск |
461 |
623 |
514 |
496 |
472 |
398 |
807 |
1254 |
Лесозаводск |
677 |
630 |
824 |
857 |
750 |
707 |
1683 |
2295 |
Находка |
778 |
826 |
905 |
679 |
1096 |
1085 |
3083 |
3627 |
Партизанск |
425 |
540 |
712 |
968 |
736 |
737 |
1621 |
1697 |
Спасск-Дальний |
584 |
801 |
896 |
945 |
797 |
750 |
1184 |
1560 |
Уссурийск |
2054 |
2108 |
2748 |
3484 |
1869 |
2381 |
8595 |
10293 |
Число прибывших человек, зарегистрированных по месту жительства в России представлено на рисунке 1.
Рисунок 1. Международная миграция в России
Неконтролируемая миграция способна причинить вред не только локальной экономике края, но и стране в целом. На данный момент ситуация представляет собой легализованный отток финансовых средств за границу, так как все иммигранты отправляют от 50 до 80 % своей заработной платы на свою родину, а снижение количества рабочих мест не может оставить граждан РФ равнодушными к данному вопросу. Несмотря на все трудности, иммиграционная проблема в Приморском крае и России в целом имеет решение. Проанализировав конкретные программы ряда зарубежных стран и, проработав большое количество российских интернет-ресурсов, мы можем предложить ряд мер, которые могут частично или существенно улучшить существующую иммиграционную ситуацию [3].
Во-первых, создание общей компьютерной базы данных граждан, не имеющих гражданства РФ, в которой будут отмечаться нарушения закона миграции или Конституции РФ. Подобная база данных могла бы быть использована как пограничными миграционными пунктами, принимающими граждан других государств, так и сотрудниками МВД. Ответственность за пополнение этой базы лежала бы на сотрудниках миграционной службы совместно с МВД.
Во-вторых, ввести специальную балльную систему оценок для отбора претендентов, желающих въехать на постоянное место жительства в рамках программы экономического класса. Величина набранных баллов зависит от возраста претендента, уровня его образования, профессиональной подготовки, опыта работы и способности к адаптации.
В-третьих, в виду того, что главным преимуществом иностранцев является дешевизна оказываемых услуг, уравнение заработной платы иностранного специалиста и гражданина РФ в значительной степени увеличит число нанимаемых представителей РФ.
В-четвертых, запрет на трудоустройство иммигрантов без знания русского языка. Естественно, подобная мера должна предусматривать наличие определенного рода теста на знание русского языка, который будет обязан проходить каждый желающий жить и работать в РФ.
И, наконец, учитывая специфику российской действительности и масштабы миграции в крае, возможна актуальность применения более суровых мер к злостным нарушителям Конституции РФ из числа иностранных работников. Например, депортация без права на возвращение не только самого нарушителя, но и всех членов его семьи, в случае их проживания на территории РФ.
Предложенные нами методы решения иммиграционной проблемы могут быть использованы не только в Приморском крае, но и в масштабах всей страны.
В ходе проведенного нами исследования миграционной ситуации в Приморском крае, мы установили, что существует острая проблемы неконтролируемого притока иммигрантов, а так же нелегалов, которые нужно решать, как на территории Приморского края, так и на территории всей нашей страны.
Несомненно, данные проблемы должны стать вопросами государственного регулирования миграционных процессов. России следует более внимательно присмотреться как к положительному, так и отрицательному в том опыте, который накопили раньше нее столкнувшиеся с бурным ростом миграционного потока западные страны. Использование опыта стран, имеющих значительный «иммиграционный стаж», должно опираться на учет российской специфики, только тогда это может стать простым и эффективны.
Список литературы:
1. Общественная приемная по вопросам миграции населения — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://migrantpk.ru/news6.html (дата обращения 30.04.2014).
2. Российская газета — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rg.ru/2013/10/17/reg-dfo/migranty.html.
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Приморскому краю — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://primstat.gks.ru/.