ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Секция: 8. Менеджмент
лауреатов
участников
лауреатов
участников
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ПРОЕКТНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В последнее десятилетие, главным аспектом развитой экономики является участие в инновационной деятельности. Россия оказалась не исключением, ввиду разнообразия потребностей российских предпринимателей и промышленников, что ведет к развитию и становлению инновационной экономики. У российских новаторов и инвесторов присутствует преимущество, проведя оценку прошлых периодов становления инноваций на Западе, возможно, создать теоретическую базу, по которой действия будут верными и структурированными. Но существуют и недостатки в российской экономики, которые имеют существенные отличия от экономики развитых стран. Прежде всего это источники финансирования. Возможно, ли использовать проектное финансирование, решающее проблему финансирования программ развития предприятий, у которых нет возможности осуществить реализацию проекта за счет собственных средств? Если возникает потребность во внешних источниках для воплощения коммерческих идей, начиная от модернизации фондов и заканчивая диверсификацией производства, внедрением инноваций. Проектное финансирование является ключом к решению многих проблем развития экономики России, так как данный механизм является средством активизации и интенсификации инвестиционных процессов, развития национальной экономики.
Проектное финансирование представляет собой метод финансирования, при котором кредитор в основном ориентируется на доходы, генерируемые отдельным проектом, как с точки зрения погашения кредита, так и с точки зрения обеспечения в связи с рисками. Данный тип финансирования обычно применяется в отношении крупных, сложных и дорогостоящих структур, которые могут включать электростанции, химические заводы, шахты, объекты транспортной, экологической и телекоммуникационной инфраструктуры.
Основная черта проектного финансирования — это источник погашения кредита в рамках структуры его финансирования. Могут выступать исключительно доходы, созданные самим проектом, в то время как при коммерческих и инвестиционных кредитах источником погашения кредита, может выступать общая деятельность заемщика. Также существует обязательное условие предоставления проектного финансирования — вложение собственных средств инициаторами проекта в размере, как правило, не менее 25—30 % от стоимости самого проекта. Проектное финансирование черты, которые отличают его от других форм привлечения финансовых средств для реализации проекта:
- Баланс на котором отображаются основные, оборотные фонды и денежные потоки ведется на специально под созданный проект компании. Реализуемый проект находится в правовой, организационной и финансовой изоляции от других проектов, что дает возможность обеспечить прозрачность финансовых и иных результатов.
- Проектное финансирование существенно отличается от кредитования с точки зрения обеспечения возвратности вложенных средств, так как основным источником надежности возврата кредита служит сам проект. При проектном финансировании реализуются особо крупные проекты, их размеры делают невозможным собрать достаточный пакет обеспечения из гарантий, залогов и других видов обеспечения.
- При проектном финансировании риски распределяются между всеми участниками проекта, которые организуют систему рационального управления рисками, согласовывают свои цели, интересы, принимают стратегические управленческие, инвестиционные и финансовые решения, оценивают их последствия и создают скоординированную программу реализации проекта, при необходимости внося в нее изменения с учетом обратных связей и поступающей новой информации.
Для реализации инвестиционных проектов, имеющих в основе схему проектного финансирования, источниками денежных средств являются прежде всего банки например такие специализированные как, Россельхозбанк, а также коммерческие или государственные банки, или синдикаты банков, реже — инвестиционные фонды. На данный момент проекты финансируются российскими кредитными институтами не только на условиях получения будущих денежных потоков и выручки, но и на условиях получения твердых залогов, таких как земля, здания, сооружения, оборудование, но оборудование в посткризисный период считается низколиквидным активом, поэтому банки редко используют схемы проектного финансирования. Чаще всего вложения банками осуществляются в форме традиционного банковского кредитования, которое подразумевает использование всех возможных форм и методов обеспечения возвратности суммы долга и процентов по кредиту, а именно:
- залоги имущества, ценных бумаг и прочих активов;
- банковские гарантии;
- накопительные гарантийные счета — счета «эскроу»;
- поручительства.
Банки могут одобрить обычный кредит, если им понятен бизнес, а у предприятия имеется положительная кредитная история, и работает оно на рынке не один год, при этом возьмет в качестве залога не только приобретаемое в рамках проекта оборудование, но и твердые залоги. При этом деньги выдаются на срок до трех лет, редко до пяти. Длинных денег сегодня на рынке нет. Даже если банки имеют пассивы или ресурсы на срок, превышающий три года, они стараются не размещать их на такой длительный срок, кроме случаев, которые связаны с крупными государственными монополиями, такими как «Газпром» и «Роснефть», поэтому малому и среднему бизнесу в такой ситуации сложно получить условно «длинные» деньги на проектное финансирование.
Проблемы и развитие проектного финансирования в России.
Проектное финансирование в России:
- неблагоприятный инвестиционный климат;
- отсутствие накопленной статистики по большинству реализованных проектов, наработанной практики, которая является причиной длительных сроков рассмотрения проектов и их анализа;
- российское законодательство, в силу которого банки не имеют возможности в принципе участвовать в проектном финансировании;
- низкое качество менеджмента как на предприятиях, так и в банковской сфере;
- отсутствие качественно проработанных проектов;
- слабая капитализация банковского сектора.
Для развития рынка проектного финансирования необходимо:
- формирование законодательной базы проектного финансирования;
- создание государственной системы поддержки механизмов проектного финансирования — налоговых и финансовых ;
- подготовка управленческих кадров и накопление ими практического опыта;
- развитие межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования проектов;
- дальнейшее развитие рынка капиталов и производных финансовых инструментов;
- совершенствование практики применения МСФО в России;
- развитие рынка качественных страховых и независимых консалтинговых (юридических, технических, финансовых, отраслевых) услуг;
- привлечение иностранных кредитов.
В настоящее время проектное финансирование в России не имеет соответствующей законодательной основы и правовой защищенности, нет четко прописанного определения проектного финансирования на уровне ЦБ, оно не определено ни одним нормативным правовым актом. Банкам трудно реализовать долгосрочное и крупномасштабное финансирование, так как его нормативы совпадают с нормативами стандартного кредитования. Недостаток правовой структуры и законодательной стабильности, обоснованию распределения проектных рисков и предоставления гарантий и множество других форм обязательств по проектному финансированию. Требуется законодательно оформить все виды обязательств и гарантий, тонкости распределения рисков и прибылей, внедрить новые модели оценки проектов, учитывающих особенности ведения бизнеса в России, особенности бухгалтерского учета по РСБУ и достаточно высокий уровень риска.
В 2011 году государство в лице Минэкономразвития приступило к подготовке закона о проектном финансировании, но написан данный документ был без участия банковского сектора, что не решило главную проблему. Все российские банки построены по принципу кредитно-депозитных учреждений и не имеют права заниматься инвестиционной деятельностью вне фондового рынка. Что означает, что нормативная база Банка России прямые инвестиции банков фактически запрещает. Поэтому создание законодательства, регулирующего сферу проектного финансирования, на сегодняшний день — одна из главных задач, которую необходимо решить, так как это является основой применения данного механизма финансирования в России. Требуется ввести отдельное понятие инвестиционного банка и сформулировать нормы, регулирующие его деятельность. «При наличии соответствующего законодательства проектное финансирование в России будет развиваться самыми высокими темпами», — отмечает Владимир Андреевич Гамза, председатель совета директоров Национальной ассоциации кредитных брокеров и финансовых консультантов, советник президента Ассоциации региональных банков России.
Проектное финансирование предполагает работу с крупномасштабными проектами, связанными с большими суммами. В России внутренние источники долгового финансирования еще не получили должного развития. На внутренних рынках кредитов отсутствуют достаточные финансовые средства или ликвидные активы, которые необходимы для долгосрочного финансирования капиталоемких проектов. Также возможна ситуация, когда кредитор, желая участвовать в проекте, не может это осуществить по причине превышения максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков, то есть превышая норматив Н 6, который рассчитывается в соответствии с положениями Инструкции Банка России от 03.12.2012 № 139-И «Об обязательных нормативах банков».
Одним из важных пунктоы в развитии проектного финансирования являются квалифицированные кадры. На данный момент их количество недостаточно. При проектном финансировании важное значение имеет правильная система менеджмента. Львиную долю большинства планов составляет финансовое и маркетинговое обоснование проекта, тогда как вопросам управления, кадрового обеспечения, функциональным и информационным аспектам взаимодействия участников уделяется мало внимания. Проектное финансирование предъявляет особые требования к управляющему звену, так как является сложным и многоплановым процессом. Слабое финансовое или маркетинговое обоснование может стать причиной отказа от проекта еще до его начала, а неспособность участников проекта решать вопросы управления может привести к осложнениям уже в процессе реализации проекта. При этом инвестиции уже будут сделаны и изменить что-либо будет сложно. Поэтому необходимо разрабатывать соответствующую методологическую базу и новые управленческие технологии. Также решением проблемы дефицита квалифицированных кадров может стать привлечение специалистов или специализированных компаний, в том числе и иностранных.
По последним источникам, известно, что Сбербанк разрабатывает и подходит у этапу внедрения «курс по финансовой грамотности». Данный курс разработан РЭУ им. Плеханова по заказу банка. В рамках ликбеза студентам и всем зарегистрированным пользователям объяснят как ставить финансовые цели, зачем нужны банки, зачем платить налоги, где взять деньги и т. д. Данный курс пройдет на праформе Универсариум и будет запущен зимой 2014 года. Это первый этап положительного настроя на результат — что дает возможность говорить о развитии.
В свою очередь, мы продолжим говорить о сдерживающих факторах инновационной привлекательности. Сдерживает применение проектного финансирования в России то, что в промышленно-развитых странах в расчеты финансово-коммерческой эффективности проектов закладывается возможное отклонение основных показателей в худшую сторону на уровне 5—10 %, тогда как в российских условиях эта цифра сводится к 20—30 %. А это в свою очередь является дополнительными затратами, которые связаны с резервированием средств для покрытия непредвиденных издержек.
Еще одной проблемой является отсутствие качественных и проработанных проектов. Часто инициаторы проектов обращаются в банки с непроработанными идеями, имеющими отношение скорее к венчурному финансированию, а не с конкретными инвестиционными предложениями. Проектным финансированием предъявляются жесткие требования к качеству проработки проекта и его спонсорам. Большая часть отказов банков объясняется недостаточной обоснованностью проекта, непрофессионализмом осуществляющей его команды, слабым или финансово неустойчивым положением спонсора. 80 % проектов инвестирования являются неинтересными и рискованными для зарубежных инвесторов по причинам их непрозрачности и отсутствия четкой структуры. Поэтому компаниям следует тщательно готовить кредитное досье, качественно разрабатывать бизнес-проекты, оценивать риски и иметь по возможности безупречную кредитную историю. Высокий уровень информированности создадут консультационные услуги, в этом возможно участие бизнес инкубаторов, консалтинговых компаний, помощь в оценке проектов, а так же ведение возможно по аутсорсингу.
Поскольку на момент принятия банком решения у клиента еще нет источников для погашения кредитов, но есть рыночные и технологические риски, сопряженные с проектом, это вызывает дополнительные трудности, для решения которых необходимо создавать механизм государственной поддержки объектов, имеющих государственную важность. С такой поддержкой инвесторы начнут вкладывать средства в эти проекты, и финансовая помощь государства не потребуется. Важные составляющие такого подхода — предоставление гарантий банкам, которые принимают участие в финансировании инвестиционных проектов и программ, входящих в систему национальных приоритетов, налоговое стимулирование, развитие межбанковского сотрудничества в области совместного кредитования инвестиционных проектов. Проектное финансирование и международное проектное финансирование, предполагающие взаимодействие широкого круга участников из разных стран, делает необходимым применение международных стандартов бухгалтерского учета и отчетности как основы для оценки и управления денежными потоками, риск-менеджмента.
Одно из ключевых условий масштабного применения проектного финансирования для реализации перспективных проектов, улучшения инвестиционного климата в России — совершенствование практики применения международных стандартов финансовой отчетности как международного инструмента обмена финансовой информацией. Для привлечения иностранных инвестиций требуется последовательная работа всех заинтересованных сторон в совершенствовании практики применения МСФО в России, принятие во внимание предложений и рекомендаций иностранных инвесторов и международного экспертного общества в данной области.
В процессе реализации существующих и инициации новых проектов должно происходить взаимодействие государственных и частных структур в рамках государственно-частных партнерств (ГЧП). Требуется формирование механизма стимулирования и гарантирования для инвесторов и собственников, которые обычно включают в себя льготные таможенные пошлины на импортируемое промышленное оборудование, уменьшение ставок налога на прибыль и предоставление налоговых каникул. Особое место занимают свободные экономические зоны, которые создают льготные условия для привлечения инвестиций.
В ближайшее время большую долю на рынке проектного финансирования будут занимать энергетические проекты, именно благодаря им этот метод финансирования развивался такими высокими темпами за последнюю четверть века. Долгосрочные тенденции остаются неизменными — и развитые, и развивающиеся страны имеют потребность в энергетических ресурсах. Такие как солнечные батареи или атмосферное отопление, но данные проекты должны быть подкреплены госудаственной поддержкой, ввиду того, что они являются высокоэффективными, что доказано развитыми странами, но и требуют значительных инвестиций на первоначальном этапе.
Подводя итоги, можно сказать, что рынок проектного финансирования в России находится на начальной стадии развития. На кредитном рынке доминируют краткосрочные операции, вложение средств в долгосрочные инвестиционные проекты является редкость. Отдельные элементы проектного финансирования в России имеют место в операциях международных финансовых институтов, что привносит в российскую банковскую практику опыт в данной области. Прежде всего важным аспектом в развитии практического применения является государство, законы и нормативные документы, что достаточно упрощает процессы ведения финансирования. Также поддержка высоко эффективных инноваций на первом этапе, создавая льготные условия. Создание оценки инновационных проектов, для проектного финансирования и продолжение поддержки уровня квалифицированного управленческого персонала, что позволит в дальнейшем развиваться проектному финансированию в России.
Список литературы:
- Гамза В.А. Проектное финансирование в России будет развиваться самыми высокими темпами // Аналитический журнал «СНИП». — 2011. — № 3.
- Гаунова М.А. Развитие национальной инновационной системы как фактор устойчивого развития экономики России // Финансовая аналитика: проблемы и решения. — 2009.
- Индикаторы инновационной деятельности: 2010 / Стат. сб. — М.: ГУ ВШЭ, 2011.
- Принципы проектного финансирования / Э.Р. Йескомб; пер. с англ. И.В. Васильевской / Под общ. ред. Д.А. Рябых. — М.: Вершина, 2008.
- Проектный анализ и проектное финансирование / И.А. Никонова. — М.: Альпина Паблишер, 2012.
- Федеральный центр проектного финансирования. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.fcpf.ru.