МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Секция: 11. Экономика
XII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ РАБОЧЕЙ СИЛЫ
Одна из важных составляющих всемирных экономических отношений — это международная миграция рабочей силы. Международная миграция рабочей силы — процесс перемещения трудовых ресурсов из одной страны в другую с целью трудоустройства на более выгодных условиях, чем в стране происхождения. Она включает в себя эмиграцию и иммиграцию. Эмиграция — выезд населения страны за границу, иммиграция — въезд населения других стран на территорию данной страны. Два этих потока формируют международный рынок труда.
Причины миграции рабочей силы.
Причины миграции рабочей силы подразделяются на экономические и неэкономические.
В последнее время важное место стали занимать экономические причины:
- бедность и достаточно низкая зарплата (для возможности обеспечить свою семью) присущи для миграции как из бедных государств в богатые, так и из одних развивающихся стран в другие, в которых работа может быть перспективнее;
- хроническая безработица, преимущественно распространена в слаборазвитых странах.
В большинстве случаев передвижение граждан направленно из развивающихся стран в промышленно развитые страны. Промышленно развитым странам характерен достаточно высокий уровень жизни, культуры и образования. Причиной этому служит возможность решать комплекс социально-экономических задач. В инфраструктуре стран имеет место целый перечень работ и специальностей, на которые сложно найти работника, так как они не являются престижными и высокооплачиваемыми. Одновременно в развивающихся странах с высоким уровнем безработицы и низкой заработной платой, наблюдается большое количество претендентов на такие должности, тем самым получив возможность обеспечить семью.
Кроме того, существуют и неэкономические причины миграции. Очень часто развитые страны сталкиваются с проблемой, которая называется «утечка умов». В качестве примера хочется сказать о миграции, направленной из Европы в США. Ключевым местом стал Израиль, куда направился большой поток мигрантов. Населения этой страны возросло на 60 %, в том числе 30 % из них граждане из СССР.
Последствия миграции рабочей силы.
Миграция рабочей силы является выгодной для стран, которые экспортируют и принимают рабочую силу. Экспорт рабочей силы — это значительный источник валюты в стране. Валюта приходит систематически в виде переводов семьям и при возвращении работника из-за рубежа. Усовершенствование ситуации на внутреннем рынке труда, уменьшение безработицы в стране объясняется отъездом рабочей силы за границу. В это же время переводы, которые пересылаются в страну, повышают совокупный спрос, у семей уровень потребления, стимулируют развитие производства, то есть помогают стране в целом благополучнее решать комплекс внутренних социально-экономических проблем. В развитие национальной экономики вкладывается часть полученных денег через покупку акций, земли, недвижимости.
Те, которые работают за границей, возвращаясь на родину, используют полученные в процессе труда новые профессиональные навыки, опыт, знания, тем самым повышая результативность труда. Задача снижения затрат на производство решается в первую очередь странами, в которых прежде всего осуществляется импорт рабочей силы. Заработная плата меньше у рабочих-иммигрантов, чем у местных рабочих. Это понижает издержки производства и увеличивает конкурентоспособность национальных товаров на мировом рынке. Если происходит импорт квалифицированной рабочей силы, то в стране понижаются издержки на ее подготовку. Так же миграция рабочей силы может нести и отрицательные последствия. Среди них выделяют такие как:
- наблюдается тенденция роста потребления средств, которые были заработаны за границей;
- желание скрыть получаемые доходы;
- «утечка мозгов»;
- иногда понижение квалификации работающих мигрантов.
Как раз поэтому не так давно начали использовать средства государственной и межгосударственной политики в интересах ослабления негативных последствий и усиления положительного эффекта, который получает страна как итог при трудовой миграции.
Одна из самых важных особенностей современной международной трудовой миграции является увеличение ее объемов. Например, на 1960 год в мире зафиксировано 3,2 млн. трудящихся-мигрантов, а в 1995 году их было уже более 35 млн.
Множество обстоятельств мешают выйти России на международный рынок труда. Увеличивается количество желающих выехать на работу засчет более высокого уровня жизни и более высокой оплаты труда в промышленно развитых странах. Но существуют так же и препятствующие факторы: незнание языков, непризнание большинством стран мира отечественных дипломов о высшем образовании, низкая квалификация рабочих и служащих.
Социально-экономические аспекты международной миграции можно осматривать с трех позиций: 1. позиция мигранта; 2. позиция страны выбытия; 3. позиция страны прибытия. Как всем известно, основной экономический интерес мигрантов — это усовершенствование своего уровня жизни в стране прибытия. Различные факторы влияют на заинтересованность стран как в иммиграции, так и в эмиграции. Развивающиеся страны, в которых довольно низкий жизненный уровень и сложная демографическая ситуация, заинтересованы обычно в эмиграции.
Кроме экономического и социального аспектов международной миграции, так же существуют демографический и политический аспекты. Например, увеличение плотности населения усугубляет отношения в системе человек — природа. Из-за скопления населения в городах растет социальная напряженность (национальные конфликты, рост преступности и т. п.).
При создании концепции миграционной политики нужно учитывать все аспекты.
Регулирование миграции рабочей силы.
На сей день в государствах мирового сообщества сложилась целая система мер регулирования межстрановой миграции рабочей силы. Она содержит законодательство о политическом, юридическом и профессиональном статусе мигранта. Миграционная политика проводится через национальные службы миграции, которые создаются обычно при министерствах труда, юстиции или иностранных дел. Функцию контроля за въездом в страну реализовывают иммиграционные службы. Их обязанностями являются: выдача въездных виз, разрешений, согласование их с заявками предпринимателей касательно приема на работу, контроль за временем пребывания иммигрантов в стране. Страны-импортеры трудовых ресурсов, которые все время нуждаются в привлечении рабочей силы, строят свою иммиграционную политику главным образом на мерах управления численности и качественного состава прибывающей рабочей силы. Показатель иммиграционной квоты (рассчитывается каждый год, утверждается в стране-импортере) выступает как инструмент регулирования. При определении квоты принимаются во внимание потребности страны в иностранной рабочей силе и по самостоятельным категориям заинтересовываемого населения (половозрастным группам, образованию и т. д.), состояние национальных рынков труда и жилья, политическая и социальная ситуация в стране-импортере.
Высокие требования к качеству прибывающей рабочей силы подтверждает необходимость принятия документов мигранта об образовании или профессиональной подготовке, имеющемся опыте работы по специальности. Самый ходовой критерий отбора — это возраст. Действует в основном в пользу более молодых претендентов. Существуют так же и другие требования, которые предъявляются к качеству рабочей силы:
- хорошее состояние здоровья (в основном в скандинавских странах и США);
- дополнительные профессиональные требования (специальности, профессии);
- личностные и психологические характеристики.
Важное значение в регулировании миграции носят мировое сообщество и международные организации. Мировое сообщество считает необходимым придерживаться конкретным правовым нормам и стандартам, которые зафиксированы в документах международных организаций. Ратифицируя международные конвенции, страны, которые регламентируют процесс миграции рабочей силы, ставят нормы международного права выше, чем национальное законодательство. Это играет важную роль для страны и для мигрантов, чьи права за рубежом значительно увеличиваются. Если страна-импортер рабочей силы в основном несет ответственность за прибытие и использование мигрантов, то страна-экспортер рабочей силы, прежде всего, регулирует отток и берет на себя защиту интересов своих граждан-мигрантов за рубежом. Собственно поэтому интересы стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы получаются тесно переплетенными.
Вывод:
Подводя общий итог работы, следует отметить, что миграция рабочей силы — это переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год. Оно вызвано причинами экономического и другого характера, может принимать либо форму эмиграции (выезда), либо форму иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы приводит к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. Результатом миграции может служить то, что совокупный объем мирового производства нарастает из-за более продуктивного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Процветание иммиграции предоставляет возможность странам-реципиентам сберегать большие средства на обучении кадров. Много экономистов в настоящий момент поддерживают политику ввоза иностранной рабочей силы. Так, американский исследователь Дж. Саймон, который опубликовал в 1989 году фундаментальный труд «Экономические последствия иммиграции», признает позитивное влияние международной миграции рабочей силы на мировую экономику в целом.
Список литературы:
- Булатов А.С. Экономика / 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2002. — 896 с.
- Е.Г. Гужва, М.И. Лесная, А.В. Кондратьев, А.Н. Егоров. Мировая экономика: учебное пособие / СПбГАСУ. — СПб., 2009. — 116 с.
- Миграция населения — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ru.wikipedia.org/wiki.