Статья:

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЯПОНИИ В 20 в.

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 2. Политология

Выходные данные
Конышев В.А. ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЯПОНИИ В 20 в. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(13).pdf (дата обращения: 23.08.2019)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЯПОНИИ В 20 в.

Конышев Вячеслав Александрович
студент Кемеровского государственного университета, РФ, г. Кемерово

 

Что такое бюрократия? В научной литературе встречается множество трактовок данного понятия, начиная от Вебера и заканчивая современными специалистами в данной области. Бюрократия — это основа государственности, а также форма политических, экономических и социальных организационных устоев в обществе. Стоит сказать, что бюрократические начала присущи не только государствам с демократической формой правления, но и государствам централизованной формы правления. В традиционном обществе Японии положение чиновника было высоко, это исходит от культуры Японии, которая была конфуцианского толка [2; 115]. Система государственной власти была позаимствована у Китая в VII веке, но стоит отметить, что данная система была подвержена культурной обработке и трансформировалась под местные традиции. В то время в государстве образовалась управленческая элита, близкая по родству к императору, по сути был сформирован клановый характер государственного управления.

Чиновничий аппарат Японии играет весомую роль в решении вопросов различного характера, начиная от вопросов просвещения и заканчивая политическими вопросами. Система государственной службы отличается от западной формы осуществления государственной службы. Это связано с вопросом определения нации. Понимание современного национального государства основано на политических теориях и властных институтах, которые сформировались в последние века. В Японии понимание нации и национального вопроса было сформировано еще при родоплеменном строе общества [3; 2]. Нация трактовалась как огромная семья, основывавшаяся на синтоизме и конфуцианстве. Япония по своей природе авторитарна, ориентирующаяся на индивидуальные особенности человек, нежели на группу.

Япония — это своего рода государство-семья, где роль императора схожа с ролью отца в семье, ролью священника синтоистской религии, высшего творца и авторитета в вопросах этики и культуры. Император является источником единства народа и единой политической линии в государстве. Власть высшее лицо государства реализует не единолично, а имеет непосредственный круг лиц, оказывающих реальную поддержку и помощь в реализации властных полномочий. Государственные служащие обязаны заботиться о благоденствии простых людей и несут полную ответственность за их положение в обществе. В идеале чиновник обязан поддерживать общественный порядок, являя образцы благоволения и отеческой заботы. Народ же, в свою очередь, должен выказывать ей почтение и быть послушным.

В современное время чиновник считается прямым наследником правящего класса эпохи Мейдзи. В итоге расширения правящей элиты, в нее вошли представители военной, политической и бюрократии. Из перечисленных классов японского общества бюрократия сохранила в лучшем виде традиции Японской культуры. Чиновник в своей работе руководствуется конфуцианскими представлениями о власти, отеческой ответственности перед народом, что сближает систему государственной службы Японии и Китая. Деятельность чиновников Японии имеет национальные оттенки японской культуры. Прототипом современного государственного аппарата является купеческий класс первой половины ХIХ в. [1; 360]. Апогей силы и власти государственные служащие приобрели в послевоенный период. Чиновник руководствуется принципами этики конфуцианского учения. Он подотчетен за реализуемую политику в государстве.

В современной Японии любой гражданин Японии может пойти на государственную службу, не учитывая социальное и экономическое положение в обществе. Для достижения успеха в данном деле гражданин должен лишь следовать предписанному пути и будет верен сформировавшиеся государственной системе власти, в которой он желает реализовать себя.

Продвижение в социальные верхи японского общества жестко регламентированы. Важную роль играет уровень образования человека. Выбор той или иной школы в Японии очень важен. По окончанию общей школы встает вопрос поступления в специальную школу, а затем поступление в государственный или частный университет. Первое место в системе образования занимает университет города Токио, а в нем факультет права. Доступ в высшие учебные заведения имеет практически каждый, за исключением институтов частного характера. Поступление на государственную службу осуществляется с помощью конкурсного отбора через систему сдачи государственных экзаменов. Данное положение закреплено в законе о госслужащих и конституции Японии.

Чиновники Японии взаимосвязаны формальными правилами взаимоотношения и структурами реализации власти. Помимо формальных взаимоотношений между чиновниками существуют и связи, характерные только Японии. В чем их особенность, стоит разобрать данный вопрос более подробно. Данные взаимоотношения основываются на личной преданности и выполнению персональных функций и обязанностей, неформальные связи между чиновниками важны, так как от качества данных отношений зависит непосредственное продвижение по карьерной лестнице и положение в государстве в целом.

Важным моментом для обеспечения стабильности и качества работы системы является японская традиция пожизненного трудоустройства [5; 60]. После обучения в университете гражданин поступает на работу в корпорацию или правительственное учреждение, изначально пройдя тестовые испытания. Поступив на работу, человек уже не может сменить ее по жизни. Это все исходит из культуры японского общества, быть преданным своей организации, своему делу. Ограничения наложены не только на рабочих, но и на начальство той или иной организации. Начальство обязано заботиться о своих подопечных. Никто не может быть уволен — разве что если совершит преступление или окажется замешанным в крупный скандал. Люди, поступившие на работу единовременно, идут по карьерной лестнице одновременно, при этом возраст их практически совпадает, доступ в политическую элиту открыт, но вход в нее зависит от успешности работы человека и удачи.

Процесс достижения консенсуса осуществляется с помощью так называемых договоренностей, которые реализуются на общем собрании той или иной группы [4; 40]. Такое собрание открывает старейший член группы, который определяет регламент работы, осуществляет постановку проблемы и общие задачи. После чего каждый член группы имеет право высказаться и быть выслушанным. Японская культура и этика не терпит изоляции в отношении кого-либо. При этом каждый выступающий не может, с позиции этики и уважения, предложить позицию резко критикующую собеседника. Свое мнение выступающий должен согласовывать с чувствами других коллег, тем самым выражая свое уважение к людям. После выступления всех присутствующих, лидер группы должен подвести итоги дискуссии, с которыми должны согласиться все присутствующие. Бывают такие случаи, что итоговое решение не находит одобрения, собрание по тому или иному вопросу переносится на другой день для дальнейшей доработки и обсуждение в неформальной обстановке. В основном такой процесс принятия решений является продуктивным, когда члены группы отстаивают конкретную идею, а не свои принципы и амбиции. Основная цель данной работы — это достижение консенсуса и согласия в группе. Японская система принятия решений занимает немало времени, что не очень эффективно при решении вопрос, требующих реактивного вмешательства властей. Как ни странно, такая система удовлетворяет японских чиновников и не нуждается с их точки зрения корректировки. Перед Второй мировой войной такая система принятия решений претерпела небольшие изменения, ввиду того, что Япония последовала за милитаристской Германией. С того времени процесс реализации властных полномочий не поддавался изменениям.

 

Список литературы:

  1. Жуков А.Е. История Японии Т. II 1868-1998.М., Институт востоковедения РАН. — 503 с.
  2. Маркарьян С.Б. Японская бюрократия // Япония без предвзятостей. М.,2003. С. 124.
  3. Матрусова Т.Н. «Национальные традиции и западные технологии в японском менеджменте: история взаимодействия». С. 3.
  4. Молодякова Э.В. Устойчивые и подвижные элементы в бюрократической системе Японии // Япония — 2000: консерватизм и традиционализм. — M.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — С. 69.
  5. Стрельцов Д.В. Элементы традиционализма в системе принятия решений правительственными органами // Япония — 2000: консерватизм и традиционализм. — M.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2000. — С. 81.