ЖИЗНЬ КАК ВЫСШАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
Секция: 5. Философия
XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ЖИЗНЬ КАК ВЫСШАЯ И ЕДИНСТВЕННАЯ ЦЕННОСТЬ
Данная работа является лишь малой частью масштабной философской системы, которая, как мне представляется, имеет определённые основания претендовать на некоторую оригинальность. Хотя сама по себе «оригинальность» для меня не имеет особого значения — я преследую совсем другие цели и не стремлюсь придумать что-то такое, что ещё никто никогда не придумывал. Пусть этим занимаются другие философы. Многое будет звучать весьма неоднозначно, но я прошу лишь об одном — ограничиться критикой лишь тех положений, которые озвучены здесь, поверив на слово, что это лишь малая часть системы, с помощью которой я смогу затронуть практически все стороны человеческой жизни — и не нужно искать слабые места в том, о чём я не успел сказать здесь.
А как ни трудно догадаться, говорить я буду о ценности жизни и всем, кто сразу же скажет, что это самая большая банальность, выдаваемая за мудрость, которая абсолютно ничего не даёт для практики, я спешу ответить — действительно, подавляющее большинство людей согласится с этим, но вся проблема в том, что они только соглашаются с этим принципом, но они ему не следуют. Это самое большинство просто не задумывается и не знает, что в действительности означает — «ценить жизнь и быть счастливым, находясь в гармонии с самим собой и со своими желаниями». Я же знаю об этом чуть больше и потому хочу рассказать, в надежде сделать этот мир хоть немного лучше — а можете не верить, но для меня это действительно важнейшая цель и главная мечта. Насколько бы громко и наивно это не звучало, но у меня именно такой взгляд на то, какой должна быть истинная философия. Всё, что не любовь к жизни — не может быть любовью к мудрости.
Конечно же, я не первый кто пришёл к этой великой истине — во все эпохи были люди, которые следовали ей и те, которые не следовали. И я убеждён, что практически все философы в той или иной степени касались этого вопроса. Но в данной работе я не хотел бы сильно углубляться в историю этого вопроса — я собираюсь полностью сконцентрироваться на современности и на будущем. Приведу лишь одну небольшую цитату подлинного классика в данной теме — Альберта Швейцера, основной этический принцип учения которого, изложенный в книге «Культура и этика» и в ряде других работ, назывался — благоговение перед жизнью. Он состоит в том, чтобы «высказывать равное благоговение перед жизнью как по отношению к моей воле к жизни, так и по отношению к любой другой... Добро — то, что служит сохранению и развитию жизни, зло есть то, что уничтожает жизнь или препятствует ей». Принцип благоговения перед жизнью, по мысли автора, передает сущность этического взгляда на мир точнее, чем сострадание или даже любовь, так как именно он соединяет самосовершенствование с самоотречением и утверждает постоянную ответственность не только перед своей жизнью, но и перед жизнью других.
Признание ценности жизни — величайшее духовное достижение в истории человечества, которое как я смею утверждать, является единственным подлинным отличием человека от других живых существ. Многие люди в приступе упоения собственной важностью обожают рассуждают о том, чем же они отличаются от других животных, но проблема в том, что все их аргументы можно легко поставить под сомнение и доказать, что все так называемые «отличия» несут не качественный, а количественный характер. Я же предлагаю лишь одно такое различие — жестокость для животных и людей, оставшихся в духовном развитии на уровне других животных; добро и признание ценности любой жизни для настоящего «человека», который действительно смог приобрести признак, лишь в самой зачаточной форме существующий у других животных — именно это высшая стадия развития человека в духовном смысле этого слова.
И вдохновляясь примером Гегеля, я предлагаю свои стадии воплощения ценности жизни в истории человечества: 1) Сословие — на этой стадии человек признаёт значимость лишь своей жизни, своей семьи и всех, кто является частью его сословия. Все остальные находятся гораздо ниже. Прежде всего, это относится к правителям, людям, которые в той или иной степени стремятся к власти над другими. 2) Народность — уже гораздо шире, ценной признаётся жизнь всех, кто имеет одинаковое национальное происхождение. 3) Страна — здесь объединяется уже множество народов, объединённых под одним флагом. 4) Раса — одинаково ценна жизнь представителей многих стран и народов, но только тех, кто имеет тот же цвет кожи. 5) Человечество — признание ценности жизни абсолютно всех людей, независимо от их национальных, расовых, культурных, половых или любых других отличий. 6) Всё живое — объявление жизни во всех её формах высшей ценностью, и признание права на жизнь не только для человека, но и для всей природы в целом, которая больше не может рассматриваться как бездушный инструмент в руках человека.
Данная схема, безусловно, не претендует на абсолютность — всё это не относится и не относилось абсолютно ко всем людям не в нашем времени, не в прошлом. Я говорю лишь о процентном соотношении — с каждым тысячелетием и даже веком всё больше людей в мире поднимается на новую стадию, и то, что было нормой когда-то, сейчас заслуженно осуждается и не допускается на законном уровне. Ещё в начале двадцатого века вряд ли кто-то бы поверил, что чернокожие люди в большинстве стран мира уравняются в правах с белыми, и что расизм во всех его формах будет объявлен признаком отсталости и нетерпимости. Это и многое другое позволяет говорить не о каком-то абстрактном, а о вполне конкретном развитии человеческого духа. Также эта шкала применима и к каждому отдельному человеку и к каждому народу — пусть каждый сам решает, на какой стадии по той или иной причине он находится. Как мне представляется, есть лишь одна эпоха, которая явно выбивается из логического ряда исторического воплощения и признания ценности жизни в мировых масштабах. И со мной многие согласятся, что первая половина двадцатого века — это по-настоящему удивительное и уникальное время — это выражалось и в философии, и в искусстве и в политике, и, конечно же, в Мировых войнах. Но лично я верю в то, что те события навсегда останутся примерами проявления высшей бесчеловечности, которым больше никогда не суждено возродиться и отбросить нас далеко назад в своём духовном развитии.
Существует такая категория людей — далеко не самых глупых, которые склонны критиковать всё и всегда — особенно то общество, в котором они живут. Они постоянно говорят об упадке морали, нравственности и прочих красивых абстрактных понятий, и они, конечно же, будут спорить с тем, что человек к началу третьего тысячелетия стал лучше. Когда один человек начинает обвинять другого, например, в распущенности, нежелании работать на благо государства или свободомыслии, то это является типичным примером неправильной расстановки ценностей — осуждения достоин лишь сам обвинитель, который посягает на свободу, в то время как должна существовать лишь одна ценность, демонстрирующая добродетельность человека — если человек не нарушает ценность жизни, то он может жить как угодно. Эти люди не видят, как мораль трансформируется по ходу человеческой истории и она должна делать это, и самым главным проявлением невежества является попытка цепляться за старые порядки, обычаи, моральные нормы. Всё это должно отойти на второй план и так действительно происходит, но лично я вижу в этом исключительно положительный момент. На наших глазах происходит постепенное признание ценности любой жизни, и свободы — а они находятся в неразрывной связи. Любая ценность, противоречащая ценности жизни, должна отойти на второй план или же быть полностью отброшена.
На примере истории мы видим этот процесс — отмена рабства и смертной казни, крах расистских теорий, исчезновение инквизиции — пыток, сжигания на костре, охоты на ведьм и многого другого. Развитие законов, сделавших общество гораздо более справедливым, медицины и технологий, улучшающих качество жизни и её продолжительность, увеличение количества людей, занимающихся благотворительностью, помощью больным. Вегетарианство и борьба за права животных, равноправие мужчин и женщин, движения за улучшение экологии и сохранение окружающей среды, и даже самая банальная мелочь, о которой большинство даже не задумывается, что мы можем спокойно ходить по улицам и путешествовать по миру. Всего несколько веков назад всё это показалось бы фантастикой.
Но при этом важно понимать, что всё это только начало и ещё многое предстоит сделать, начав с того, чтобы объявить жизнь главной ценностью в масштабах всего общества. Чего ещё никогда не было в истории человечества. И даже сейчас на глобальном политическом или экономическом уровне ценностью признаётся всё, что угодно, но только не жизнь сама по себе. Что даёт нам всё это? Ответ максимально прост — это даёт нам счастье, причём, как на уровне отдельного человека, так и на уровне всего человечества. И в будущем любая другая цель должна стать второстепенной — на первом месте всегда будут стоять счастье, свобода и ценность жизни каждого человека, в независимости от его национального происхождения, убеждений, сексуальной ориентации, уровня образованности или жизненных интересов.
Также хотелось бы сказать пару слов о разного рода мыслителях, которые любят воспевать героизм, силу и жестокость, собственную исключительность, войну, загробную жизнь, жертвоприношения, и наконец, саму смерть и убийство. Скажу максимально категорично — для меня все эти люди не являются мудрецами, так как все их рассуждения и цели абсурдны в своей основе. Они не понимают, что лишь пока есть жизнь может быть какой-то смысл и могут быть какие-то другие ценности, и всё, что приближает нас к смерти, обесценивает наше существование. На самом деле ценным может быть лишь то, что поддерживает жизнь, делает её счастливее, насыщеннее и интереснее. И всё должно оцениваться только с этой точки зрения — всё остальное это мнимые ценности.
И ещё раз, вдохновляясь примером Гегеля и продолжая эту тему, я хочу предложить своеобразную триаду, конечно же, тоже условную и не претендующую на абсолютность. В которой тезисом является инстинктивный страх перед смертью, который присущ всем живым существам, и который наполнял абсолютно всех людей. Именно на этой стадии остаётся подавляющее большинство людей — они продолжают жить, но не умеют ценить её, продолжая жить лишь потому, что на инстинктивном уровне боятся смерти — живут, но сами не знают зачем. Этот же страх подпитывает развитие религиозных предрассудков и прочих мнимых ценностей. Антитезисом является попытка поставить под сомнение ценность жизни, заявить, что в ней никакого смысла, и что единственная цель нашего существования это смерть, а подлинная мудрость это осознание данного факта и добровольный отказ от жизни, либо в качестве самоубийцы, либо героя на войне, то есть того, кто сам становится убийцей. Отто Вейнингер является одним из ярчайших примеров человека, проявившего достаточную мудрость для того, чтобы возвыситься над первым тезисом, но так и оставшимся на уровне антитезиса, который также далёк от истины, как и тезис. А синтезом этих двух крайних позиций является как раз таки признание ценности жизни самой по себе — отсутствие страха, сострадание, счастье и жизнь в гармонии с самим собой и своими желаниями. Как мне представляется, для выхода на стадию синтеза обязательно прохождение и через стадию антитезиса, но важно при этом не попасть в число тех самых «мудрецов», которые так и остались на этой стадии — отрицания ценности жизни, в то время, как лишь при её наличии можно говорить о каком-то смысле и о какой-то цели.
Что касается практической стороны вопроса, то здесь мне тоже есть что сказать, и все эти простые истины на самом деле вполне конкретны и не такие уж абстрактные, как кажется на первый взгляд. О смысле нашей жизни — нужно прожить так, чтобы твоя жизнь была счастливой и при этом, чтобы она принесла как можно меньше страданий, боли, смерти и разрушения другим живым существам. Живи, не множа страдания — это и есть одно из проявлений подлинного сострадания, когда вместо того, чтобы проявлять жестокость, ради собственного удовольствия, ты ограничиваешь себя, ради всеобщего блага и это делает тебя счастливее. Полностью избавиться от страданий невозможно, но научившись ценить жизнь, мы не только уменьшим силу страданий, но и сделаем ту самую жизнь счастливее — не только свою, но и в масштабах всего мира.
А теперь я перехожу к самому главному — к тому, что мешает окончательному признанию ценности жизни в современном мире, что в свою очередь не позволяет человеку познать истинное счастье жизни. Главные причины этого — религия, культ вредных привычек, общество потребления, всевозможные формы нетерпимости и поиска различий, национализм во всех своих формах (даже самая мягкая форма патриотизма), абсолютизация какой-либо истины, которая наносит вред другим, уничтожение природы и убийство животных. Как вы видите, я не ограничиваюсь, простыми словами о том, что убийство это плохо, и что всё дело в неких «злых» от природы людях — это уже не уровень чистых абстракций. Предлагаемые мной причины вполне конкретны и они далеко не так очевидны, как может показаться на первый взгляд, но я, безусловно, поясню главные из них.
Кому-то кажется немыслимым развивать подобную философию с точки зрения атеизма и материализма, отвергая бога, как высшего судью. Мне же представляется, что только с этой точки зрения её и можно развивать. В самой по себе религии и вере, конечно же, нет ничего плохого, и я не отрицаю, что в современном мире есть люди, находящиеся на высшей стадии воплощения ценности жизни, и при этом продолжающие верить в бога. Но всё-таки для большинства, что мы без труда заметим, копнув глубже — именно вера в сверхъестественное является вредоносной основой неправильного, извращённого взгляда на мир, который не позволяет разглядеть ценность жизни самой по себе. Которая отходит на второй план по сравнению с загробной жизнью, о которой мы ничего не знаем, и знать не можем. Но именно ради неё человек добровольно может начинать заниматься самоистязанием, бегством от мира, других людей и собственного счастья, или же начинать карать грешников, которые, по его мнению, отступают от истинной веры. Как раз это является примером абсолютизации какой-либо истины, которая наносит вред другим, тем, кто всего лишь думает по-другому. Как ни крути, верующий человек в любом случае будет проявлять ту или иную степень религиозной нетерпимости, и он не может её не проявлять, потому что тем самым он принижает ценность своей веры.
И не менее важный момент, который я хотел бы разобрать на примере христианства. Защитники христианства небезосновательно могут возразить мне — как же наша религия может нарушать ценность жизни, если самая первая заповедь гласит: «не убей»? И здесь я не буду приводить примеры многих тысяч людей, которые считали себя праведными христианами, и именно по этой причине они начинали убивать других. Представим, что подобные формы религиозного фанатизма ушли в далёкое прошлое. Но у меня есть гораздо более значительный аргумент — эта заповедь относится только к человеку, и она не распространяется на всю природу в целом. И из истории мы видим, как христианство стремилось подчинить себе всё и вся, потому что оно ставит человека выше природы, и он может распоряжаться ей как угодно, потому что всё в этом мире создано богом для мудрого и совершенного человека, а те же животные для него лишь бездушные вещи, жизнь которых ничего не значит.
Стоит ли лишний раз говорить о том, что данное мировоззрение является причиной не только грандиозного технического прогресса европейской цивилизации, но также и причиной перенаселения, загрязнения окружающей среды, вырубки лесов, вымирания сотен видов животных и растений и постепенного превращения планеты в одну бесконечную свалку? И это лишь самые основные моменты — данную тему можно продолжать очень долго, при этом, не останавливаясь на критике самой по себе веры в сверхъестественных существ, бога-творца и загробную жизнь — всего того, что вообще не должно касаться разумного человека по ходу этой жизни. И тем более всевозможные религиозные предрассудки не требуются для признания ценности жизни своей и всего живого в этом реальном мире, а не в каком-то потустороннем — кем-то выдуманном.
С прочими причинами всё гораздо проще и очевиднее — про всевозможные формы нетерпимости уже было сказано, а касательно культа вредных привычек и идеологии общества потребления, я надеюсь, что не нужно пояснять, в чём же они противоречат ценности жизни. Обратите внимание, я не говорю о том, что человек не имеет право верить в бога или пить алкогольные напитки — я говорю лишь о том, что это не то счастье, к которому нужно стремиться, что это лишь одна из его низших ступеней, и оно не может сравниться со счастьем от признания ценности жизни, и следования этому принципу. Ну, и наконец, последняя, но как мне представляется, самая важная причина — уничтожение природы и убийство животных. Лишь настоящий «человек», не как биологический вид, а в духовном смысле этого слова, сможет осознать, что мы не «цари природы», не её «хозяева» — мы её часть, и, уничтожая целое, мы уничтожаем сами себя. И лишь настоящий «человек» сможет проявить сострадание не только к другим людям, но и к любому живому существу, которое, к тому же, не сделало тому самого человеку ничего плохого. Пришло время осознать, что мы не можем рассуждать о какой-либо морали, переступив как через бездушные вещи, через братьев наших меньших, которые быть может чем-то и отличаются от нас, но они схожи с нами в одном и самом главном — они тоже живые, они тоже чувствуют и они тоже страдают. «Пока существуют скотобойни, будут поля битвы» — как сказал Лев Толстой, и я не вижу никакого смысла что-то дополнительно доказывать с помощью логики или ещё чего-то, человеку, который не понимает этих слов.
Жестокость по отношению к животным является первичным признаком любой жестокости, жестокости самой по себе — чувства, направленного против ценности жизни, а также показателем того, что человек от тех самых животных не далеко ушёл. И лично я верю в то, что рабство и законное убийство животных уйдёт в прошлое как все формы человеческого рабства, смертная казнь, инквизиция, расизм и многое другое. И когда-нибудь оно станет таким же признаком невежества, жестокости, бесчеловечности, и на это будут смотреть с осуждением и непониманием. Пусть это произойдёт через сто, двести, триста или даже через тысячу лет, но самое главное, чтобы это всё-таки произошло и я наполняюсь радостью от осознания того, что я стану, пусть маленькой, но всё-таки частью этого — признания и воплощения ценности любой жизни, осуждения и порицания всех, кто нарушает эту ценность. А для меня эта цель важнее какой-либо другой.
Список литературы:
- Швейцер А. Культура и этика. М — Прогресс, 1995.