Статья:

РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Бурлачук С.Н., Хасуев А.Х., Павлова А.В. РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(13).pdf (дата обращения: 26.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 163 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Бурлачук Светлана Никитична
студент Карагандинского государственного технического университета, Республика Казахстан, г. Караганда
Хасуев Ахмед Хусейнович
студент Карагандинского государственного технического университета, Республика Казахстан, г. Караганда
Павлова Алина Васильевна
студент Карагандинского государственного технического университета, Республика Казахстан, г. Караганда
Абаева Нелла Фуатовна
научный руководитель, канд. пед. наук, старший преподаватель Карагандинского государственного технического университета, Республика Казахстан, г. Караганда

 

Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев 16 июня 2006 года в своем обращении к молодежи в Евразийском Национальном университете имени Л.Н. Гумилева (г. Астана) на лекции «К экономике знаний через инновации и образование» обозначил: «Надо качественно изменить уровень преподавания на прикладных кафедрах математического направления во всех вузах. … Владеть математическими методами анализа данных должны все. … Как показывает мировая практика, высокий уровень математической подготовки кадров обеспечит качественный рывок во всех отраслях. … Образованные, грамотные люди — это основная движущая сила развития человечества в 21-м веке».

Для того чтобы экономисту с успехом применять математические методы в дальней­шей профессиональной деятельности, моделировать различные экономические процессы, прежде всего, нужно иметь необходимые зна­ния и уметь правильно обращаться с математическим аппаратом. Математи­ческие методы играют все более важную и необходимую роль в подготовке специалистов в области экономики, так как позволяют с достаточной степе­нью достовер­ности анализировать результаты теоретической и практической деятельности. Они используются для обработки данных наблюдений и опы­тов, которые не только подвержены ошибкам измерения и случайным поме­хам, но и влиянию внутренней изменчивости.

В Карагандинском государственном техническом университете математическая подготовка студентов экономического профиля рассматривается как важная составляющая в системе базовой подготовки современного специалиста в данной области, первоочередной задачей которой становится качественная подготовка обучающихся, ориентированная на развитие умения самостоятельно добывать и применять знания в профессиональной практической деятельности.

Однако, как показывает практика, роль математики в процессе подготовки будущего экономиста неприметна, поскольку во всех случаях на первый план, естественно, выдвигаются экономические дисциплины, а теоретические, в том числе математика, отодвигаются на задний. Это обусловлено тем, что в учебном процессе вуза не учитывается стремительная математизация всех отраслей, в том числе и экономики, которая базируется на том, что вводятся новые компьютерные технологии, методы, основанные на математических достижениях в области экономики. Все это приводит к непониманию и небрежному отношению к изучению математики студентами. Таким образом, студенты-экономисты недооценивают роль математики в своей будущей профессиональной деятельности.

Проанализировав учебную литературу по математике для студентов, экономических специальностей мы пришли к следующему выводу: изменение роли математики в образовании, утверждение ее в качестве языка и важнейшего инструмента познания и решения практических задач должно найти отражение во всей системе высшего экономического образования. Математика в данной системе образования перешагнула ступень общеобразовательной дисциплины и должна на основе междисциплинарных связей со специальными экономическими дисциплинами стать неотъемлемой составляющей профессиональной подготовки.

В результате изучения курса математики будущий экономист должен освоить математические знаний, как аппарат, помогающий моделировать экономические задачи и решать построенную математическую модель, а также анализировать полученное решение; а в случае необходимости использовать компьютерную технику. Он должен также усвоить математические методы, дающие возможность изучать и прогнозировать экономические процессы.

Основы экономико-математического моделирования, которыми студент-экономист должен овладеть, дают представление об экономико-математическом моделировании, его языке и символике, методах, алгоритме, периодах развития экономико-математического моделирования; уметь строить модели реальных экономических процессов, исследовать эти процессы по данным моделям, конструировать приложения моделей; ознакомиться с ролью экономико-математического моделирования в современной экономике.

Студенту-экономисту необходимо основательно знать теорию вероятностей и математическую статистику; быть хорошо знакомым с методами линейного и нелинейного программирования, динамическим программированием, игровыми методами, сетевым планированием, задачами теории массового обслуживания и другими экономико-математическими методами и моделями, а также с эконометрическими методами. Но, несмотря на необходимость математических знаний, студенту первого курса, начинающему изучать математику, достаточно сложно объяснить, зачем ему нужны математические знания.

Чтобы возбудить желание изучать математику, нужно развивать потребность студента заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом обучении студент-экономист должен находить привлекательные стороны, чтобы процесс изучения содержал в себе положительные заряды интереса. Поэтому решение профессионально-ориентированных задач в процессе изучения математики демонстрирует степень необходимости обладания математическими знаниями, задания, такого типа мы решаем на практических знаниях, например:

  1. Банк осуществляет работу в 6 филиалах города. Банк принял на работу 3 новых сотрудников, которых необходимо распределить по данным филиалам. Сколькими способами это возможно сделать, если в каждый филиал можно добавить только по 1 новому сотруднику.
  2. В данном отделении банка работает 12 человек. На практику в банк пришли 8 студентов 4 курса, которых необходимо распределить среди сотрудников банка. Определить, сколькими способами это возможно сделать, если к одному сотруднику банка можно закрепить только 1 студента.
  3. Вероятность получения ипотечного кредита при соблюдении всех условий банка равна 0,9. Найти вероятность того, что из 180 клиентов 154 получает ипотечный кредит.
  4. Во время проведения финансового контроля было проверено 5000 клиентов банка. Из них у 7 обнаружен заниженная ставка, у 53 — нарушения графика погашения задолженности, у 4 — ошибки в оформлении документов, у 5 — не возврат по кредиту, у 21 — досрочное погашение кредита, у 3 — потеряны документы. Найти закон распределения выявленных недостатков в работе банка.
  5. Появление нарушений в работе планово-экономического отдела на некотором предприятии оценивается вероятностью 0,7. Составить биноминальное распределение вероятностей появления нарушений в шести наугад взятых случаях работы планово-экономического отдела [1, с. 85].

Решая на лекции, практических занятиях, задания профессионально-ориентированного содержания наглядно можно видеть применение математических знаний в экономических процессах. И даже при сдаче экзамена билеты состояли их задач экономического содержания. Для нас студентов первокурсников, которые еще не достаточно имеют представление о такой области как экономика, задания такого рода демонстрируют на таких элементарных примерах, насколько необходимы математики будущему экономисту.

 

Список литературы:

  1. Н.Ф. Абаева, Теория вероятностей и математическая статиска для студентов экономических специальностей. — Караганда: КарГТУ, 2012. — 93 с.
  2. П.С. Александров, Страницы автобиографии. Часть II. — М.: УМН, 1980. — 278 с.
  3. Канторович Л.В. Экономический расчет наилучшего использования ресурсов. Учебник. — М.: Академия наук СССР, 1960. — 312 с.
  4. Немчинов В.С. Полиномы Чебышёва и математическая статистика. Учебник. — М.: Академия наук СССР, 1946. — 139 с.