Статья:

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

Конференция: XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Ян Ш. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 6(13). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/6(13).pdf (дата обращения: 04.12.2022)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СОВРЕМЕННОЙ КИТАЙСКОЙ МОДЕЛИ ИНВЕСТИЦИОННОГО КЛИМАТА

Ян Шэнлун
магистрант ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ», РФ, г. Москва
Лебедев Игорь Павлович
научный руководитель, канд. экон. наук, проф. ФГБОУ ВПО «НИУ «МЭИ», РФ, г. Москва

 

Целью инвестирования, главным образом, является получение вознаграждения. В течение последних 30 лет Китай постоянно является местом с наибольшими ставками по доходам от иностранных инвестиций, период финансового кризиса также не стал исключением. Несмотря на некоторое снижение определенных ставок доходов от производства, что произошло по разнообразным причинам, в сравнении с очень многими мировыми государствами ставки доходов по-прежнему находятся на самом высоком уровне возврата на инвестированный капитал. С января по июль 2012 года в Китае были созданы 14459 новых предприятий с иностранными инвестициями, что на 17,9 % больше в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года; объем прямых иностранных инвестиций составил 58354 миллиона долларов США, рост в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года составил 20,65 %. В том числе, количество новых иностранных предприятий, созданных в июле в Китае, составило 2082 предприятия, что больше на 12,85 % в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года, использованный иностранный капитал был на уровне 6924 миллионов долларов, рост в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года составил 29,2 %.

Процитируем премьер-министра Вэнь Цзябао: «Китайская политика открытости внешнему миру является неизменной. Мы продолжаем приветствовать все предприятия, соответствующие китайской производственной политике, и создаем условия, чтобы эти предприятия входили на китайский рынок. Мы приравниваем к китайским предприятиям все предприятия, входящие в Китай, вне зависимости, являются они индивидуальными, созданными с объединенным капиталом или на паевых началах. Они все пользуются национальным режимом (который дает иностранным компаниям национальный статус)».

Китай, пройдя через многолетнее строительство, уже имеет очень хорошую инфраструктуру, включая транспортные коммуникации, телекоммуникации и другие направления, проходящие процесс стремительного совершенствования. Инвестиционный климат по данным направлениям чрезвычайно улучшен. Вслед за повышением уровня внутреннего потребления и непрерывным повышением стоимости китайского юаня, иностранный капитал ориентировался на инвестирование во внутренний рынок и высокоуровневое производство, что в будущем станет основной тенденцией.

Инвестиционный климат Китая.

В 2001—2012 годах объем фактически используемых финансов, напрямую инвестированных иностранными субъектами предпринимательской деятельности в Китай, увеличивался со стабильной скоростью 11 % в среднем за год. Это показывает, что Китай предоставил инвесторам со всего мира относительно подходящую для них оптимальную среду для инвестирования, производства и коммерческой деятельности.

  1. Инфраструктурная среда.
  1. Сфера энергетических ресурсов: в течение 30 лет политики реформ и открытости проходило непрерывное крупномасштабное увеличение инвестирования в энергетические ресурсы, возможности Китая по добыче энергетических ресурсов существенно усилились. В течение 2013 года государственная добыча энергетических ресурсов достигла объема, эквивалентного 3690 миллионам тонн угля, что больше в 4,4 раза в сравнении с 1978 годом. Годовой прирост составляет 12,6 %, что уже является вторым результатом среди крупных государств-добытчиков энергетических ресурсов, на первом месте находятся Соединенные Штаты Америки. Общий коэффициент самообеспечения Китая энергетическими ресурсами достигает 90 %.
  2. Транспортная сфера: за 30 лет строительства китайские железные дороги, государственные магистрали, аэропорты, порты и другая транспортная инфраструктура стремительно расширились. Рабочая протяженность железной дороги с показателя в 52 тысячи километров в 1978 году выросла до показателя в 78 тысяч километров в 2010 году, прирост составил 50,9 %; протяженность государственных магистралей с 890 тысяч километров выросла в 3 раза — до 3,58 миллионов километров. Протяженность воздушных трасс гражданской авиации со 149 тысяч километров увеличилась до 2,343 миллионов километров; протяженность трубопроводной перекачки нефти (природного газа) с 8,3 тысяч километров выросла в 5,6 раз — до 54,5 тысяч километров.
  3. Сфера связи: количество абонентов стационарных телефонов с 1,93 миллиона абонентов увеличилось в 189 раз — до 365,64 миллионов абонентов. Количество абонентов мобильной связи с 18 тысяч в 1990 году выросло до 547,31 миллионов абонентов. Число людей, пользующихся интернетом в Китае, достигло 400 миллионов человек, что является первым показателем в мире.
  1. Экономический климат

С начала выполнения политики реформ и открытости китайская экономика ежегодно растет со среднегодовой скоростью в 9 %, в 2008 году общая сумма ВВП превысила 8,5 триллионов долларов США, общий объем экспорта и импорта превысил 4 триллиона долларов США. Китайская финансовая система изначально была сформирована как система финансовогомакрорегулирования, в которой основную роль играли экономическое регулирование и контроль. Банковский сектор, сфера ценных бумаг и страхование также сначала управлялись раздельно. Действовало разделение регуляторной системы управления. Вместе с этим, после вступления в ВТО интеграция и прозрачность китайской экономической торговой политики существенно повысились, степень рыночной свободы ша за шагом расширялась.

  1. Политическая и правовая сферы.

Чтобы укрепить чувство безопасности иностранных инвесторов, вкладывающих инвестиции, защитить законные права и интересы предприятий, Китай уже соответствующим образом принял целый ряд законов, нормативных актов, правил, методов и других документов. Сформирована полная и сравнительно совершенная система законодательных и нормативных актов. Кроме того, законодательство привязано к правилам мировой торговли. Исходя из разнообразных данных, можно сделать аналитический вывод о том, что Китай, несомненно, находится на этапе стремительного развития, начиная с этого года, инфраструктура, экономический климат, а также связанные с ними политика и законодательство развиваются и совершенствуются, что довольно выгодно для всех инвесторов. Вдобавок, Китай является крупным развивающимся государством, обладающим населением в 1,3 миллиарда человек. Громадный рынок и потребительские возможности, а также благоприятные шансы для неограниченного развития, несомненно, можно сравнить с гигантским золотым прииском. Поэтому изучая иностранный капитал, видим, что Китай или, возможно, инвестиционный климат претерпели трансформацию, но по-прежнему имеют неограниченный потенциал.

Проведение оценки потенциала инвестиционного климата в Китае посредством методов факториального анализа:

Благодаря вышеуказанному анализу, исходя из поверхностных данных об инвестировании во все сферы в Китае, можно увидеть, что Китай по-прежнему является государством, в которое стоит вкладывать инвестиции.

  1. Анализ политической стабильности: чем надежнее политическая стабильность, тем больше возможностей привлекать зарубежных инвесторов. Хотя в последние несколько лет в отдельных районах наблюдается некоторая неустойчивость, но исходя из общей ситуации в государстве, политическая стабильность в Китае является очень высокой, к тому же такая обстановка может продолжаться и далее. Китай может предоставить инвесторам сравнительно хорошую, стабильную политическую среду.
  2. Анализ рыночных возможностей: Китай является крупным государством с большим населением, а также крупным государством с большим потреблением, имеющим очень большой потенциальный рынок. С начала политики реформ и открытости уровень жизни народа непрерывно повышается, к продукции и услугам выдвинуты более высокие требования. Многовекторные, многоплановые и высококачественные продукция и услуги завоевывают рынок. Уровень доходов народа Китая повышается, действительно повысилась реальная покупательская способность, люди желают получать большее количество более качественных товаров и услуг.
  3. Анализ экономического развития: в течение действия политики реформ и открытости экономическое развитие и успехи Китая оказались в центре внимания всего мира, Китай был зачислен в число «стран БРИК» (Бразилия, Россия, Индия и Китай). В настоящее время Китай уже превзошел Японию, став второй крупнейшей экономической системой во всем мире. В отношении экономического роста реализован долгосрочный, продолжительный, быстрый и стабильный прирост. Даже перед лицом мощного удара мирового финансового кризиса и резкого ухудшения ситуации в мировой экономике китайская экономика в 2008—2010 годах по-прежнему сохраняла прирост в 7 %. В ценовом аспекте реализована низкая инфляция или средняя инфляция в условиях высокого экономического роста. Но в то же время следует обратить внимание на то, что в настоящее время в китайской экономике имеются некоторые колебания: повышается валютный курс китайского юаня, рынок недвижимости перегревается, сокращаются инвестиционные каналы, наблюдается влияние и вследствие других факторов. Национальная экономика сталкивается с колоссальным давлением.
  4. Анализ законодательных и нормативных актов: китайские законодательные и нормативные акты постоянно пребывают в состоянии непрерывного совершенствования. Это происходит в соответствии с требованиями развития социалистической рыночной экономики и обязательствами Китая, взятыми при вступлении во Всемирную торговую организацию. Китай провел комплексный процесс внесения изменений в законы, нормативные акты и административные органы, касающиеся использования иностранных инвестиций, в соответствующие правила на местах с целью стандартизации документов. Дважды был отредактирован «Каталог руководства промышленностью с иностранными инвестициями», были внесены изменения в «Каталог преимущественной промышленности с иностранными инвестициями в центральных и западных районах», был опубликован Подход к реализации пошагового расширения внешних связей посредством стимулирования устаревших промышленных баз на северо-востоке. Проводится реформирование системы управления использованием иностранных инвестиций, реформирование нормативных разрешающих процедур по проектам, связанным с иностранными займами. Система рассмотрения и утверждения проектов иностранных субъектов предпринимательской деятельности заменена на систему санкционирования. Снижено количество проверок отдельных звеньев, повышена производительность труда.
  5. Анализ природных ресурсов: Китай имеет обширную территорию и богат природными ресурсами. Материковая площадь Китая составляет 9,6 миллионов квадратных километров, что составляет 22,1 % от площади материковых земель в Азии. Китай имеет очень много видов полезных ископаемых, их распределение широкое, запасы обширны, часть ископаемых ресурсов могут обеспечивать собственные потребности государства.
  6. Анализ географических и культурных различий: из-за географической изоляции Китай и западный мир сформировали различные несхожие культуры, что включило в себя социальную экономику, политическую систему, устную речь и письменный язык, а также другие факторы. В период современной истории Китай и западный мир при культурном обмене и конфликтах применяют метод крови и пламени. Мировые социально-экономические тенденции заставили всех обратить внимание на главные вопросы мира и предотвращения войны, актуальные в современную эпоху. Чтобы добиться совместного развития, реализуется ситуация взаимного выигрыша, межгосударственные связи непрерывно углубляются. Китай сам вступил во Всемирную торговую организацию и день за днем углубляет контакты со всеми государствами в экономическом и культурном направлениях. По мере расширения и углубления контактов Китай и западный мир в значительной степени обоюдно признают и принимают культуру друг друга. Развитие транспорта и связи также сократило неудобства, созданные географическими различиями.

Оценка рисков инвестиционной среды: главным образом, показывает, что в Китае имеются риски, касающиеся надзора, в частности, в сфере защиты прав интеллектуальной собственности. Влияние на иностранный капитал остается относительно серьезным. Чтобы обеспечить защиту интересов иностранных предприятий, вкладывающих инвестиции в Китай, государству следует отказаться от вмешательства в интересы этих предприятий. Правительство последовательно опубликовало целый ряд законодательных и нормативных актов о защите прав интеллектуальной собственности, это: «Общие положения гражданского права Китайской Народной Республики», «Закон о товарных знаках Китайской Народной Республики» (принят в 1982 году), «Закон о патентах Китайской Народной Республики» (принят в 1984 году), «Закон об авторском праве Китайской Народной Республики» (принят в 1990 году), «Закон о борьбе с недобросовестной конкуренций Китайской Народной Республики» (принят в 1993 году), «Закон о научно-техническом прогрессе Китайской Народной Республики» (принят в 1993 году). Кроме того, с октября 2012 года по июнь 2013 года на территории Китая расширилась специальная деятельность по борьбе с правовыми нарушениями, а также по борьбе с производством и продажей подделок, было передано в суд приблизительно 120 тысяч дел, связанных с нарушением прав и подделками. Все это демонстрирует решительность китайского правительства в отношении усиления защиты прав интеллектуальной собственности.

Резюмируя вышеуказанное, инвестиционный климат Китая является благоприятным. В сфере защиты прав интеллектуальной собственности, политико-правовой сфере, касающейся иностранных инвестиций, а также в отношении уровня законного администрирования, которое осуществляет Китай, налаженности рынка и реформирования финансовой системы еще требуется пошаговое совершенствование и усиление, открытость в сфере торговли услугами не достигла достаточно высокой степени, — это ряд проблем, с которыми сталкивается инвестиционная среда Китая. Но мы также можем сделать из вышеуказанного анализа следующие выводы: громадный потребительский рынок, огромное количество дешевых трудовых ресурсов, прекрасная стабильная политическая среда, богатые ресурсы. Все это способствует тому, чтобы иностранные субъекты предпринимательской деятельности вкладывали инвестиции в Китай, который обладает колоссальной притягательной силой для иностранных инвесторов.

 

Список литературы:

  1. Дэн Сяопин. Рассуждение о реформе и открытости // Бэй Цэинь Жень Минь,1994 г. на кит. яз.
  2. Импорт капитала и инвестиционный климат КНРhttp://www.easttime.ru/analitic/3/8/772.html.
  3. Импорт капитала и инвестиционный климат КНР http://www.easttime.ru/analitic/3/8/772.html.
  4. Дай Юэ. Инвестиционная политика Китая. — 21 с. — Деп. в ИНИОН РАН № 57073, 21.03.2002.
  5. Дай Юэ. Вступление КНР в ВТО и проблемы использования прямых иностранных инвестиций. — 14 с. — Деп. в ИНИОН РАН № 58368,19.11.2003.