ВОСПРИЯТИЕ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ОРЕНБУРЖЬЯ
Секция: 4. Социология
XIII Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
ВОСПРИЯТИЕ СОБЫТИЙ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ ГЛАЗАМИ СТУДЕНТОВ ОРЕНБУРЖЬЯ
Великая Отечественная война оставила наиболее глубокий след в памяти российского народа и кардинально повлияла на дальнейший ход истории России и не только. Празднование Дня Победы стало всенародным праздником, наполненным искренней радостью, истинной любовью, слезами и скорбью по погибшим за Отечество, за свободу, за родных и близких, за будущее своего народа. В настоящее время актуальность темы войны, патриотизма возрастает в связи с последними событиями, происходящими на Украине. Некогда единый народ — русские и украинцы — стали враждовать, и эта вражда приносит множество разрушений, гибнут ни в чем не повинные люди, что может привести к неисправимым последствиям.
Социологическое исследование на тему: «Отношение студентов ОГУ к Великой Отечественной войне» было проведено авторами статьи в марте-мае 2014 года, в рамках проекта Студенческой социологической исследовательской лаборатории «Никто не забыт, ничто не забыто» для изучения патриотического настроя студенчества. Сбор данных осуществлялся методом опроса с помощью стандартизированной анкеты [1]. Проводится с целью выявления тончайших нюансов во мнениях респондентов [5; 286—300]. В опросе участвовали 100 студентов по направлению подготовки социально-гуманитарных наук. Были опрошены студенты следующих специальностей: философия, история, социология, психология и т. д., потому что представители данных специальностей обладают более комплексным видением социальных явлений, обширными гуманитарными знаниями и в дальнейшем будут формировать общественное мнение об исторических и социально-значимых событиях, в частности о ВОВ. Выбор студентов именно высшего учебного заведения объясняется тем, что они представляют собой наиболее просвещённую часть молодежи и считаются элитой среди молодёжи.
В связи с тем, что близится такая знаменательная дата как 70 лет со Дня Победы над немецко-фашистскими войсками, авторы решили провести студенческий социологический опрос с целью выявить отношение молодежи к Великой Отечественной войне (далее ВОВ). Объект изучения — молодежь Оренбурга: студенты ОГУ 1—3 курс социально-гуманитарного направления обучения. В основу данного исследования легли данные социологических опросов, проведенных в ССИЛ ФГСН ОГУ в период с 2010 по 2013 гг. [4; 174—180]. Опираясь на результаты социологических опросов населения Российской Федерации на тему ВОВ [2; 11—22], [3; 60—71], предметом исследования выделено именно Великая Отечественная война как исторический факт, отдельные события, которые определили дальнейший ход развития нашей страны. Для достижения цели в данном исследовании были поставлены следующие задачи: определить уровень знаний о ВОВ у студентов ОГУ, рассмотреть источники получения информации о ВОВ и выявить значимость Победы в ВОВ у студенческой молодежи.
При опросе студентов был задан вопрос: «Интересуют ли Вас события Великой Отечественной войны?» (рисунок 1). 93 % респондентов указали интерес к событиям ВОВ, что свидетельствует о значимости для них этого исторического факта, и лишь 7 % не проявляют интереса к событиям ВОВ.
Рисунок 1. Интерес студентов к событиям ВОВ, %
Известие о начале войны с Германией вызвало у большей части населения СССР, особенно у молодежи, взрыв патриотических настроений. У военкоматов выстраивались очереди из желающих попасть на фронт. Поэтому хотелось узнать осведомленность о дате начала и дате окончания ВОВ среди девушек и юношей. Результаты нас обрадовали, так как все опрошенные студенты указали правильные даты начала и окончания Великой Отечественной войны.
В советское время каждому гражданину СССР были известны имена Зои Космодемьянской, Александра Матросова, Николая Гастелло, Зины Портновой. В виде открытого вопроса респондентам также предлагалось написать известных им героев Великой Отечественной войны. И здесь наиболее популярными вариантами ответов оказались: З. Космодемьянская (33 %) и Г. Жуков (21 %), поровну распределились ответы между А. Родимцевым, В. Поповым и Б. Кузнецовым (по 11 %), также называли А. Панфилова, А. Матросова и других (13 %).
В анкете, помимо известных героев, необходимо было указать и полководцев времен Великой Отечественной войны (рисунок 2). В целом, студенты знают многих полководцев, но чаще всего указывали Г. Жукова (71 %) и К. Рокоссовского (11 %).
Рисунок 2. Известные студентам полководцы ВОВ, %
Если сопоставлять знание полководцев с полом, то отмечается, что девушки чаще указывают Рокоссовского, а среди парней наиболее распространенным ответом были — И. Сталин, А. Панфилов и К. Рокоссовский.
Понять, насколько студенты ОГУ просвещены в отдельных датах, касающихся ВОВ, респондентам был задан следующий вопрос: «Какая страна первой начала военные действия?» и предложили несколько вариантов ответа. В результате 100 % верно указали ответ.
Также была поставлена задача — понять, как воспринимают респонденты ценность Победы в Великой Отечественной войне: как прошлое, настоящее или будущее. На вопрос: «Великая Отечественная война для Вас это…» было предложено три варианта ответа, выбрать можно было лишь один. Ответы распределились следующим образом: большинство студентов ответили, что ВОВ — «Великий подвиг советского народа, который предопределил будущее России» (75 %), «Уважение к ныне живущим участникам войны» (22 %), оставшиеся указали, что ВОВ — это «Далекое прошлое, скорбь по погибшим» (3 %) (рисунок 3).
Рисунок 3. Отношение студентов к ВОВ, %
Для формирования общего представления важно знать, какими источниками информации о ВОВ пользуются студенты ОГУ. Документальные источники содержат информацию о многих важных сторонах социальной жизни общества (о нормах и ценностях, о социальной структуре, об отношениях между различными социальными группам и отдельными людьми) и имеют различные формы фиксации информации. В социологии документальной называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке [5; 287]. Если ранее основным источником информации считалась отечественная печатная литература, то сейчас это кино и фильмы, что, возможно, обусловлено развитием телевидения, кинематографа. Так, на вопрос: «Из каких источников Вы получаете информацию о ВОВ?» (разрешалось указать 3 источника). На первом месте оказались художественные и документальные фильмы о ВОВ (89%), на втором, по значимости, источником получения информации о войне являлась художественная и учебная литература (59 % от общего количества) и менее популярный ответ — «Родители, семья» (19 % от общего числа).
Кроме того, хотелось узнать, насколько респонденты знакомы с художественными произведениями, посвященным событиям ВОВ, предлагалось написать названия книг, которые они когда-либо читали. Наиболее читаемыми произведением оказались: повесть «А зори здесь тихие» (20 %), поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» (16 % от общего числа опрошенных), «Доктор Живаго» и «Судьба человека» (по 14 %). Указывали также «Горячий снег», «В списках не значился», «Молодая гвардия», «Матерь человеческая» и другие.
Сейчас большинство строят своё представление о войне, базируясь на фильмы, потому что современный уровень развития индустрии кино привлекает больше, чем печатные издания. Многие фильмы, а особенно зарубежные, могут искажать исторические факты, что приводит к тому, что молодежь получает недостоверную информацию и верит представленной в фильмах интерпретации исторических событий. Таким образом, авторы решили узнать, каким фильмам респонденты отдают предпочтение. Большая часть опрошенных ответила, что в равной степени предпочитает смотреть и отечественные, и зарубежные фильмы (76 %), другая часть респондентов отдает предпочтение отечественным фильмам (24 %). Обрадовал тот факт, что студенты ОГУ не формируют своё представление о ВОВ только на зарубежных фильмах (рисунок 4).
Рисунок 4. Предпочтения в выборе фильмов о ВОВ, %
Так как большинство студентов ОГУ делает выбор в сторону отечественного кино о Великой Отечественной войне, то было интересно узнать, какие именно художественные фильмы они смотрят. Тут самым часто просматриваемым фильмом стал «А зори здесь тихие» (22 %), далее «Сталинград» (17 %); «Туман» и «Мы из будущего» указывали реже (по 9 %), еще менее популярным оказался фильм «17 мгновений весны» (6 %). Также указывали такие фильмы как: «В бой идут одни старики» и «Звезда» (по 4 %), «9 рота», «Диверсант», «Блокада Ленинграда» и другие.
Следующий блок вопросов касался уже семьи, в частности, хотелось выяснить, участвовал ли кто-либо из родственников студента в Великой Отечественной войне. Большинство ответили положительно (94 %), оставшаяся часть респондентов ответила отрицательно (6 %).
Авторам было важно также узнать, будет ли для студента День Победы — большим праздником в его семье (рисунок 5). Для основной массы опрошенных праздник 9 мая имеет важное значение (77 %), другие ответили, что не придают этому празднику слишком большое значение (23 %).
Рисунок 5. Значение праздника Дня Победы, %
В последние годы представители общественных наук подчеркивают, что на самом деле, сложно — объяснить иностранцам, что у нас была совершенно другая война: мы до сих пор не знаем, сколько миллионов человек погибло у нас в те годы. И то, что в настоящее время студенты, на которых государство, говоря о патриотизме, возложило эту заботу, ездят и «поднимают» погибших. Да, это воспитывает патриотизм. На сегодняшний день тема ВОВ полностью отождествляется с патриотизмом. Во время исследования проведенное наблюдение за поведением респондентов показало, что тема вызывает гордость и чувство патриотизма среди студентов. Поскольку тема войны тесно связана с темой патриотизма, то в рамках нашего исследования мы решили узнать считают ли себя студенты ОГУ патриотами (рисунок 6).
Рисунок 6. Чувство патриотизма у студентов ОГУ, %
Далее, авторы попытались выяснить, насколько до сих пор актуальна тема Великой Отечественной войны и каково отношение студентов к ней, и если сейчас необходимость вспоминать и говорить о событиях ВОВ (рисунок 7).
Рисунок 7. Необходимость говорить о ВОВ, %
Студентами-общественниками бурно обсуждаются вопросы патриотизма и коллаборации в годы войны. Под коллаборационизмом понимали любые формы сотрудничества с противником в годы войны. Сюда относилась служба в органах управления, создаваемых на оккупированных территориях. К сотрудничеству с врагом относилась и служба в полициях и иных органах охраны порядка. Но также к коллаборационистам относили и все население оккупированных территорий, которое не успело эвакуироваться и, чтобы не умереть с голоду и прокормить свои семьи было вынуждено работать на предприятиях, в школах, в сельском хозяйстве. Формально — все они казались пособниками врага.
Студенты озадачены вопросами о мифах ВОВ. Дело в том, что без мифов народ, нация, страна существовать не может — такова, по-видимому, форма нашего сознания и нашей коллективной исторической памяти. Но мифы мифам — рознь! Есть мифы деструктивные, которые государство создает сугубо для обеспечения своих позиций, меркантильных и сиюминутных интересов. Такие мифы, конечно, рушатся рано или поздно (чаще всего — рано), и при этом создают крайне опасную ситуацию для того народа, для которого они были когда-то созданы. Есть мифы иного свойства, которые формируются сами собой, как своего рода форма существования народного духа, упрощенная форма сохранения исторической памяти. Мифы данной категории могут носить чрезвычайно позитивный характер, потому что нацеливают народ на некие великие ценности, нравственные идеалы, способствуют единению этого народа, его историческому сохранению и его будущности. Студентам небезразлична судьба наших российских мифов.
Больше всего негатива у студентов вызывает современное отношение к Великой Отечественной войне у наших соседей. После распада Советского Союза и Варшавского блока у наших соседей стали нарастать негативное отношение к Великой Отечественной войне и ее результатам. Свое отражение новая политика нашла в отношении к памятникам. Начало было положено в Чехии, где местный скульптор Давид Черны покрасил стоявший на постаменте советский танк в розовый цвет. В 2000-е годы по Украине, Грузии, Прибалтике прокатилась волна «переосмысления истории», в результате которой многие памятники были попросту уничтожены. Совсем необъяснимым выглядит снос установленного в Ташкенте памятника семье Шамахмудовых, усыновившей в годы войны 15 детей из России. Ведь это был памятник доброте и самопожертвованию. Причина такого отношения, не понятны современной российской молодежи. Подвиг советского народа является не пройденным историческим периодом и не далёким прошлым для молодежи, а ориентиром в будущее, который направляет наше поколение примером мужественности, стойкости, отваги. Великая Отечественная война — крупнейшее военно-политическое событие в истории России. Отвечая на вопросы, студенты осмысливали всю важность Великой Отечественной войны как исторического события. Мы убедились в том, что Победа в Великой Отечественной войне, а также фильмы и литература о войне только подкрепляют у современной молодежи любовь к Родине, чувство патриотизма, гордость за своё Отечество.
В результате обработки данных проведенного социологического исследования было установлено, что большинство студентов ОГУ с социально-гуманитарной направленностью обучения активно интересуются событиями Великой Отечественной войны, что свидетельствует об их неравнодушии к подвигу советского народа. Наблюдается явная осведомленность студентов в области знаний, касающихся событий ВОВ. Сегодня студент ОГУ, будучи критически мыслящим человеком, все еще воспринимает Великую Отечественную войну как самое славное, самое тяжелое и самое главное событие в национальной истории. Именно это восприятие может достаточно свободно, творчески существовать в XXI веке и одновременно даст возможность динамично развиваться нашему обществу в новом тысячелетии. События Великой Отечественной войны еще не потеряли своей значимости. День Победы в сознании большинства студентов ОГУ — это большой праздник, важное событие не только для них самих, для их семьи, но и для всей страны.
Мы стоим на пороге того, чтобы, отрешившись от мифов одних — деструктивных, и все-таки попытаться создать некий более или менее убедительный образ Великой Отечественной войны, который мог бы сохранить все самое лучшее и, оставшееся в национальной памяти нашего народа. Самое главное, что наши многонациональные студенты свое отношение к войне определяют сквозь Память о Великой Победе и это национально-образующий фактор для российского общества, базой для его единения. Именно так можно сохранить позитивную память о Великой Отечественной войне.
Список литературы:
1. Аверьянов Л.Я. Социология: искусство задавать вопросы. Издание 2-е, переработанное и дополненное / Л.Я. Аверьянов. — М., 1998. — 357 с.
2. Афанасьева А.И., Меркушин В.И. Великая Отечественная война в исторической памяти россиян / Социологические исследования // А.И. Афанасьева, В.И. Меркушин. 2005. № 5. С. 11—22.
3. Великая Отечественная война в исторической памяти народа результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации // Социология власти. 2004. № 6. С. 60—71.
4. Осепян А.К. Великая отечественная война глазами студентов Оренбургского госуниверситета: результаты социологического опроса: — материалы Третьей международной научно-практической конференции «Россия великая Держава: история и современность», посвященной к 200-летию Отечественной войны 1812 года и 70-летию Сталинградской битвы, 1942 год. 22—24 апреля 2012 г / А.К. Осепян. — Оренбург: ООО «Школково», 2014. — 261 с.
5. Осепян А.К. Количественные методы сбора данных в прикладных социологических исследованиях: материалы I-ой международной научной конференции «Формирование основных направлений развития современной статистики и эконометрики». Том II (26—28 сентября 2013 года) / А.К. Осепян. — Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2013. — 412 с.