Статья:

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОСИИ — ОБЩЕСТВО СОЛИДАРНОЕ?

Конференция: XIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 2. Политология

Выходные данные
Лавриненко И.В. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОСИИ — ОБЩЕСТВО СОЛИДАРНОЕ? // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(14).pdf (дата обращения: 23.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО В РОСИИ — ОБЩЕСТВО СОЛИДАРНОЕ?

Лавриненко Ирина Владимировна
студент Белгородского национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород
Кривец Алла Павловна
научный руководитель, доц. Белгородского национального исследовательского университета, РФ, г. Белгород

 

XXI век — эпоха перемен и глобальных вызовов. Современный мир представляет собой единый организм с крайне сложной системой взаимоотношений и коммуникаций между его элементами. Как часть целого, Россия сталкивается с теми же сложностями, что и остальной мир. Однако, помимо внешних трудностей, наша страна испытывает и внутренний системный кризис. Ряд исследователей полагают, что это связано с переломным моментом в новейшей истории — сломом старого, коммунистического строя и попыткой построения новой демократической державы [1]. Курс на модернизацию экономики, взятый руководством страны в качестве приоритетной программы развития, не мог не затронуть и глубинных противоречий российского общества. Краеугольным камнем в данной проблеме стало отсутствие национальной идеи и, как следствие, невозможность определения вектора развития всей страны в целом. Национальная идея в философии — систематизированное обобщение национального самосознания [2]. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или нации; призвана дать ответ на ряд вопросов, характеризующих народ. По мнению Президента России В.В. Путина, залогом стабильного развития государства должно стать качественно новое общество — гражданское общество, о чем впервые было заявлено на встрече с членами Совета по содействию развитию институтов гражданского общества и прав человека 20 июля 2005 г. [3].

Одним из примеров построения «нового общества» является стратегия «Формирование регионального солидарного общества» на 2011—2025 гг., утвержденная губернатором Белгородской области 3 мая 2011 г. [4]. Данная стратегия призвана ответить на самый острый вопрос для современной России — проблему духовно-нравственного развития и ориентирования, который послужит вектором формирования новой национальной идеологии, отвечающей духу времени. В соответствии с Концепцией программы «Формирование регионального солидарного общества» белгородцы будут строить её на четырёх уровнях: в семье, в трудовом коллективе, в местном сообществе и области в целом [5]. Белгородская область является площадкой апробации построения принципиально нового устройства социо-культурной жизни. Такое сотрудничество власти и общества предполагает совместный поиск взаимоприемлемых решений, взаимные уступки и исключает открытые конфронтации сторон. В программе декларируется необходимость обеспечить надлежащий уровень открытости и прозрачности деятельности властных структур всех уровней для граждан, развитие общественного контроля.

В отличие от солидарного, общество гражданское — собирательное понятие, охватывающее всю внегосударственную сферу жизни граждан и их объединений, т. е. всю сферу личной и семейной (частной) жизни каждого человека, не подверженную регламентации и контролю государства [6]. К институтам гражданского общества относят семью, бизнес, образовательные, информационные и религиозные учреждения, общественные организации и ассоциации, местное самоуправление и прочие структуры, деятельность которых регламентируется государством. В целом в термине 'гражданское общество', как его понимают в России, можно обнаружить три характерные черты, придающие понятию специфичность: строгое противопоставление государства и гражданского общества, особое выделение политической общественности и выраженная институциональная зависимость.

Уже в самом определении понятия «гражданское общество» закладывается противоборство государства и общества. То есть общество четко отделяет «своих» и противопоставляет государству. Однако государство — это тоже часть общества, изначально созданная для упорядочения и облегчения жизни человека. На наш взгляд, такой антагонизм крайне нежелателен для России. Политически активное гражданское общество существует, прежде всего, в европейской части страны, оно наиболее активно в Москве и Санкт-Петербурге. На севере страны существуют организационно оформленные структуры гражданского общества, а в южных районах социальное взаимодействие осуществляется на семейном уровне, то есть через иные формы обобществления.

С древнейших времен в менталитете россиян укрепилось понимание коллективного участия в повседневной жизни: община в царской России, профсоюзы в советское время и т. д. Однако неверным будет и восприятие общества с позиций славянофильства В. Соловьева и И. Киреевского, развивавших идею соборности. Соборность понимается как способ организации людей; охватывает весь уклад жизни, комплекс морально-этических норм внутри сообщества [7]. Эти нормы безоговорочно осуждают индивидуализм, стремление отдельного человека противопоставить себя общности «единоверцев». После распада советского режима Россия оказалась на обломках империи, что предвидел И.А. Ильин. Крушение СССР повлекло тот «хаос и разброд», который также были предсказаны им. Жизненная необходимость русской идеи, которая позволит народу сплотится, консолидироваться и двигаться вместе, признается всеми политиками, ожидается всем населением страны. Возможно, правильный выход предлагал великий русский философ Иван Ильин — искать ее в христианстве, а не в прагматичных западных политических доктринах. Соборность отвергает такое понятие, как «личное счастье», утверждая, что «быть счастливым в одиночестве невозможно». Эта идея для многонациональной и многоконфессиональной России несет в себе риск вырождения в крайнюю форму национализма и межконфессиональных конфликтов, потому должна использоваться в ограниченном и адаптированном виде.

Интерес к проблеме солидарного общества, как вариации общества гражданского, имеет объективные основания. Он вызван осознанием все большим числом россиян необходимости объединяться, сплачиваться, интегрироваться и. т. д. для совместного преодоления трудностей социально-экономического и политического развития страны. Солидарное общество представляется в виде некоей высшей и даже совершенной формы социальной организации, где за счет достижения высокой степени внутренней консолидации населения обеспечиваются гармоничное, устойчивое развитие и рост во всех сферах социальной жизни.

Исходя из вышесказанного, для современного российского общества крайне важно разработать концепцию, которая отвечала бы на вызовы времени, служила инструментом консолидации, а так же задавала вектор развития. На наш взгляд, Концепция программы «Формирование регионального солидарного общества» соответствует поставленным перед ней задачам, но в связи со спецификой Белгородской области программа требует значительных корректировок при распространении на территории России. Стоит отметить положительную тенденцию в этом направлении: в след за Белгородской областью, в Республике Коми «Концепции становления солидарного общества в Республике Коми на 2014—2020 годы». Успешно преодолевая наиболее острые социальные трудности, используя результаты экономического роста в интересах всех жителей территорий, подключая различные слои населения к решению общих задач развития «малой» родины, руководители не только способствуют снижению социальной напряженности на местах, но и создают благоприятную основу для укрепления внутренней сплоченности и морально-политического единства внутри того или иного регионального сообщества. В работе по формированию солидарного общества необходимо использовать накопленный в регионах положительный опыт построения новой формы социального устройства, а также искать новые пути и формы реализации задач Концепции.

 

Список литературы:

  1. Комаровский В.С. Конфликты и консенсус в процессе модернизации России / В.С. Комаровский // Власть, № 3, 2012, С. 4—11.
  2. Кемеров В. Философская энциклопедия / В. Кемеров // — М, «Панпринт», 1998 г. — С. 74.
  3. Пресс-релиз от 20.07.2005. Пресс-служба Совета при Президенте Российской Федерации по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека. — URL: http://www.sovetpamfilova.ru/.
  4. Концепция программы «Формирование регионального солидарного общества» — [Электронный ресурс] — URL:http://www.solidarnost31.ru/solidarnost/?q=node/1 (дата обращения: 2.06.2014).
  5. Белгородское солидарное общество — [Электронный ресурс] — URL: http://www.solidarnost31.ru/ (дата обращения: 22.05.2014).
  6. Завалёв А.В. / В.А. Завалев // Власть, № 3, 2012. С. 25—27.
  7. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе — [Электронный ресурс] — URL: http://jesaulov.narod.ru/Code/sobornost_text_0.html (дата обращения: 4.04.2014).