Статья:

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПРОГРАММЫ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖКХ В РК

Конференция: XIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Тажибекова А. ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПРОГРАММЫ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖКХ В РК // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(14).pdf (дата обращения: 08.04.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОЙ ПРОГРАММЫ И МОДЕРНИЗАЦИИ ЖКХ В РК

Тажибекова Айзада
студент КарГТУ,гр. СКС-12-1, Республика Казахстан, г. Караганда
Тoгайбаева Люсия Исламoвна
научный руководитель, доц., канд. экон. наук, Карагандинский гoсударственный технический университет, Республика Казахстан, г. Караганда

 

В послании Президента народу Казахстана отмечается, что, несмотря на реализацию проектов по реконструкции и строительству сетей ЖКХ в рамках «Дорожной карты», работу в данном направлении следует продолжить. Доля объектов, требующих капитального ремонта, должна снизиться к 2015 году с 32 % до 22 %.

В текущем году Парламентом и Правительством проделана большая работа по решению существующих проблем в системе ЖКХ. Внесены поправки в Закон «О жилищных отношениях», принята Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства до 2020 г., выделены бюджетные средства на капитальный ремонт многоквартирных жилых домов.

По Программе модернизации ЖКХ в текущем году начата реализация двух механизмов по ремонту многоквартирных жилых домов.

По первому механизму, за счет выделенных из резерва Правительства 1,9 млрд. тенге запланировано отремонтировать 98 зданий. Ремонтные работы производятся в 14 регионах в 74 домах (исключение Костанайская и Южно-Казахстанская области).

Всего по республике, из выделенных 1,9 млрд. тенге, освоено 630 млн. тенге. С большим опережением осваиваются средства в Актюбинской области — 92 %, Атырауской области — 72 % и в городе Астане — 80 %, а в отстающих Восточно-Казахстанская и Северо-Казахстанская области — по 8 %. По второму механизму, за счет выделенных из резерва Правительства 5,5 млрд. тенге запланировано отремонтировать 413 домов. ПСД с заключением Госэкспертизы имеется на 331 здание. Ремонтные работы производятся в 324 домах, во всех регионах, за исключением Костанайской области. Всего по республике, из выделенных 5,5 млрд. тенге, освоено 2,6 млрд. тенге или 48 %. С опережением осваиваются средства в Актюбинской (88 %), Кызылординской (83 %), Южно-Казахстанской (96 %) областях и г. Астане (79 %).Низкими темпами производится освоение средств в Павлодарской области — 15 %.

Основой для рассмотрения и принятия решения на общем собрании собственников квартир являются результаты обследования техсостояния общего имущества объекта кондоминиума. В соответствии с Законом, такое обследование обязана проводить жилищная инспекция, создаваемая в структуре акимата. На сегодня жилинспекции созданы только в 10 регионах.

В соответствии с законодательством, решение о проведении ремонта общего имущества дома и затратах, которые возлагаются на каждую квартиру, является обязательным для всех собственников квартир, и имеет законную силу, если за него проголосовало не менее 2/3 владельцев квартир. В ходе ремонта домов возникают вопросы, которые потребуют законодательного решения. Например, согласно действующему законодательству право на жилищную помощь и ремонт общего имущества объекта кондоминиума имеют семьи, проживающие в приватизированных квартирах. То есть, основанием для начисления жилищной помощи является договор приватизации данной квартиры. В то же время, в таких домах проживают люди, которые купили квартиры не у государства, а у граждан, ранее приватизировавших эти квартиры. У такой категории граждан права на жилищную помощь нет.

В ходе рассмотрения законопроекта, регулирующего жилищные отношения, рассматривался вопрос о внесении в него дополнений, устанавливающих запрет на продажу квартир при наличии задолженности собственника на содержание общего имущества объекта кондоминиума либо принятие этих обязательств покупателем квартиры.

Данная норма была отклонена, так как законодательство позволяет указанную задолженность истребовать через суд. Однако данная норма действует при наличии продавца. На практике, продавец квартиры, после ее продажи, уезжает в неизвестном направлении. В этой связи, взыскать с него имеющуюся задолженность не представляется возможным.

А для качественно нового уровня жилищных отношений деятельность жилищных инспекций должна соответствую­щим образом обеспечиваться государством. То есть, жилищная инспекция, как государственный орган не может иметь лицензий на занятие деятельностью в сфере архитектуры, градостроительства и строительства.

В связи с чем, возникает необходимость введения специальной бюджетной программы по обеспечению проведения технических обследований общего имущества объектов кондоминиумов, составлению сметных расчетов и проведения энергоаудита.

В качестве обязательного условия при заключении договоров подряда должны быть внесены гарантийные сроки продолжительностью не менее 3 лет, в период которых подрядчик обязан устранять выявляемые недоделки за свой счет. Форма договора подряда должна быть единой для всех и содержать все необходимые условия и гарантии.

Для полномасштабной реализации Программы модернизации и обеспечения возвратности вложенных средств, конечно, необходима полноценная помощь государства собственникам жилья. Поэтому требуется внесение необходимых изменений в действующее законодательство.

Информационно-аналитическое обеспечение считается необходимой для дальнейшего повышения конкурентоспособности отрасли ЖКХ, так как, со временем увеличивается потребность в качественных информационно-аналитических услугах. А также, для эффективного управления отраслью ЖКХ, привлечения долгосрочных инвестиций необходимо повышение уровня информационной прозрачности, ужесточение контроля над целевым назначением инвестиций. В этой связи, Программой было предусмотрено создать информационно-аналитической системы мониторинга и контроля ЖКХ, что в итоге была создана регулярно обновляемая база данных о состоянии систем и объектов жилищно-коммунального хозяйства. А также, с 2011 года выпускается статистический сборник ЖКХ, что дает возможность аналитикам или заинтересовавшимся получать информацию по развитию ЖКХ. Кроме того, для обеспечения информационной открытости и доступа к широкому кругу информационных ресурсов были созданы информационно-аналитические порталы основных институтов, как Агентства РК по делам строительства и ЖКХ, КазЦентр ЖКХ.

Что касается законодательной базой, которая является одним из главных институциональных основ развития ЖКХ, то на текущий момент правоотношения участников рынка ЖКХ урегулированы не в полной мере. Вместе с тем, государственное регулирование сферы ЖКХ не соответствует текущим реалиям и не направлено на стимулирование повышения эффективности ЖКХ, снижение удельных эксплуатационных затрат, внедрение инновационных технологий.

Надо отметить, что жилищно-коммунальный комплекс охватывает очень многих отраслей экономики и непосредственно влияет на уровень социально-экономического развития страны, а это подразумевает, что требуется колоссальная работа по совершенствованию нормативно-технических документов. На сегодняшний день сфера ЖКХ регулируется более 200 нормативно-техническими документами.