Статья:

ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 2010—2012 гг.

Конференция: XIV Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Макаренко А.О. ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 2010—2012 гг. // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(14). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/7(14).pdf (дата обращения: 17.08.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА СБАЛАНСИРОВАННОСТИ БЮДЖЕТА ВНЕБЮДЖЕТНОГО ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ В РОССИИ 2010—2012 гг.

Макаренко Александра Олеговна
студент Северо-Восточного федерального университета, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск
Ушницкая Лидия Елисеевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. каф. ФиБД Северо-Восточного федерального университета, РФ, Республика Саха (Якутия), г. Якутск

В современном мире страхование является одним из приоритетных финансовых направлений. Страхование позволяет обезопасить население от различного рода рисков. Несомненно, большую роль в социальной защите населения играют государственные внебюджетные фонды, в том числе Фонд социального страхования, который в свою очередь заключается в создании необходимых условий для воспроизводства трудовых ресурсов. Деятельность Фонда социального страхования направлена на минимизацию потерь как социального, так и материального характера, поэтому значимость его велика. Но в данный период времени фонд социального страхования является нестабильным и имеет некоторые проблемы с исполнением бюджета. В связи с этим становится актуальным анализ проблемы сбалансированности Фонда социального страхования РФ. В данной статье мы предлагаем анализ внебюджетного фонда за три года с 2010—2012 гг.

Бюджет Фонда социального страхования РФ, на основании ст. 146 Бюджетного кодекса РФ, формируется за счет страховых взносов, которые составляют 2,9 % и из других источников [4]. Рассмотрим более подробно общие объемы доходов и расходов бюджета ФСС, по данным ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010, 2011, 2012 гг.», в том числе по обязательному социальному страхованию и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний [1; 2.3].

Таблица 1.

Доходы федерального фонда социального страхования, (млн. руб.)


Наименование доходов


2010

 


2011

 


2012

 


Всего


463 776,7


558 594,7


630 783,5


Обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством


319 404,1


393 068,1


456 186,5


Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний


62 788,3


72 322,2


83 223,0


Средства, передаваемые бюджету Фонда от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации из них на:


126 581,9


163 910,4


198 299,2


Межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета


63 990,6


75 138,6


73 651,6


Из бюджета ОМС


17 500,0


18 000,0


17 639,5

 

Из таблицы 1 следует, что в течение 3-х лет наблюдается положительная динамика роста доходной части фонда социального страхования. Согласно финансовому отчету об исполнении бюджета Фонда за 2010 год, доходы сложились в сумме 463 776,7 млн. рублей, что является 109 процентами к утвержденным Федеральным законом, за 2011 год доходы бюджета Фонда сложились в сумме 393 068,1 млн. рублей или 121,7 процента, за 2012 год в целом доходы бюджета Фонда сложились в сумме 630 783,5 млн. рублей или 108,8 процента. При вычислении процентного соотношения мы определяем, что рост доходов по данному виду страхования имеет специфику к увеличению за счет страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с укреплением финансового положения материнства и детства. Также определяется рост доходов за счет увеличения заработной платы, на который начисляются страховые взносы, с учетом выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц. Для того, что выявить дефицит и профицит бюджета проанализируем данные расходов ФСС:

Таблица 2.

Расходы федерального фонда социального страхования, (млн. руб.)


Наименование расходов


2010


2011


2012


Всего


491 199,3


497 569,0


531 225,7


Обязательное социальное страхование на случай временной

нетрудоспособности и в связи с

материнством


353 610,7


350 757,4


369 326,4


Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний


54 905,3


59 985,0


65 776,5


Межбюджетные трансферты на исполнение отдельных государственных полномочий из федерального бюджета и бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования


82,6


96,8


96,1

 

Из таблицы 2 следует, что с 2010—2012 г. наблюдается увеличение расходной части бюджетного фонда социального страхования. Расходы бюджета Фонда в 2010 году исполнены на 108,2 процента к утвержденным Федеральным законом и выше уровня 2009 года на 9,5 процента. В 2011 г. расходы исполнены на 108,9 процента к утвержденным Федеральным законом и выше уровня 2010 года на 1,3 процента. В 2012 году расходы были исполнены на 92,0 процента к утвержденным Федеральным законом и по сравнению с 2011 годом расходы возросли на 6,8 процента. Мы определяем, что пособие (по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет) зависит от заработной платы, а так как происходит регулярное ее повышение, поэтому происходит увеличение расходов ФСС.

 

Рисунок 1. Исполнение Фонда социального страхования по доходам и расходам

Из рисунка 1 следует, что 2010 год исполнен с превышением расходов бюджета Фонда над доходами в сумме 27 422,6 млн. рублей, при этом текущий дефицит составил 34 206,7 млн. рублей с учетом полученных средств федерального бюджета в сумме 29 500,0 млн. рублей, направленных на покрытие дефицита бюджета в 2010 году. 2011 год исполнен с превышением доходов бюджета Фонда над расходами в сумме 61 025,6 млн. рублей. 2012 год исполнен с превышением доходов бюджета Фонда над расходами в сумме 99 557,8 млн. рублей.

Из выше приведенных данных следует, что Россия столкнулись с проблемой несбалансированности бюджета, так как 2010 год был выполнен с дефицитом, что является нехарактерной и не допустимой чертой для бюджета внебюджетного фонда социального страхования.

Причинами проблемы несбалансированности внебюджетного фонда социального страхования, по мнению авторов Belays.ru, являются:

·     сокращение доли единого социального налога, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ;

·     применение страхователями специальных налоговых режимов;

·     неэффективность механизма установления тарифов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в зависимости от отраслевого принципа деления работодателей по классам профессионального риска [5].

Решение данной проблемы, как нам видится, возможно посредством реформирования системы сбора взносов в фонды социального страхования. Налоговой службе и фонду социального страхования необходимо иметь единую электронную базу, либо нужно разработать механизм учета самого фонда, так как в государственной налоговой службе регистрируется больше налогоплательщиков, чем в фондах социального страхования, что является причиной сжимаемости налоговых доходов в бюджет фонда.

Нельзя не отметить, что проблема несбалансированности бюджета постепенно совсем не решается. Было принято новое законодательство о страховых взносах, в котором происходит уравнивание организаций, ранее использовавшие специальные налоговые режимы, со всеми остальными плательщиками и введен переходный период для реализации этой нормы. Введенная данная мера с 2011 года, начала исправлять ситуацию с поступлением доходов в бюджет ФСС. А к 2015 году, предположительно, когда норма будет применяться в полном объеме, проблемы несбалансированности его бюджета в этой части уже не будет.

Таким образом, анализ исполнения бюджетов ФСС за ряд последних лет свидетельствует об устойчивом ухудшении сбалансированности его доходов и расходов. Но принимаемые меры правительством в будущем приведут к устойчивости и стабильности доходов и расходов ФСС.

 

Список литературы:
1.    Федеральный закон от 6 октября 2011 г. № 267-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010 год».
2.    Федеральный закон от 2 октября 2012 г. № 153-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2011 год».
3.    Федеральный закон от 30.09.2013 № 257-ФЗ «Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2012 год».
4.    Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (действующая редакция).
5.    Все о страховании / Проблемы социального страхования в РФ — откуда они берутся и как их решать — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://belays.ru/.html (дата обращения 5.04.14).
6.    Официальный сайт Фонда социального страхования РФ. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL http://www.fss.ru (дата обращения 30.03.14).