СТОИТ ЛИ ПРИВЛЕКАТЬ РАБОЧИХ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ?
Секция: 8. Менеджмент
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
СТОИТ ЛИ ПРИВЛЕКАТЬ РАБОЧИХ К ПРИНЯТИЮ РЕШЕНИЙ НА ПРЕДПРИЯТИИ?
Управленческая деятельность напрямую связана с принятием решений. Менеджером является человек только тогда, когда он принимает организационные решения или реализует их через других людей.
Управление — значит принятие решений. Необходимость принятия решений пронизывает все, что делает руководитель, формулируя цели и добиваясь их достижения. Неудивительно поэтому, что процесс принятия решений занимает центральное место в теории управления. Наука управления ставит своей задачей повысить эффективность организаций путем увеличения способности руководства к принятию обоснованных решений в ситуациях исключительной сложности.
Не секрет, что принятие управленческих решений на предприятии является одним из важных этапов. От того, как будет обозначено и принято решение руководством, зависит жизнедеятельность и успешность предприятия.
Сначала разберем что такое управленческое решение. Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителя каждого уровня, включает:
- выработку и постановку цели;
- изучение проблемы на основе получаемой информации;
- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
- конкретизацию решения для его исполнителей.
Управленческие решения могут быть обоснованными, которые принимаются на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но посредством их можно допустить ошибки и так, же они содержат в себе неопределенность.
Принимаемые решения необходимо быть основанными на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Как мы знаем, существует несколько этапов в принятии управленческих решений, которые включаются в себя: определение необходимости решения, где менеджер должен проанализировать состояние среды как внешней, так и внутренней, и определить необходимость решения; диагностика и анализ, здесь менеджер анализирует причины данной ситуации, которая, по его мнению, требует решения; выдвижение альтернатив, где происходит генерация идей, определяющих возможность решения проблемы; выбор предпочтительной альтернативы является решением проблемы, т. е. управляющий выбирает наиболее подходящую альтернативу с наименьшими издержками для решения сложившейся ситуации; реализация выбранной альтернативы, этой стадии характерно, что менеджер использует свои качества лидера, а также старается максимально направить все имеющиеся ресурсы на достижение поставленной цели; и последний этап — это оценка и обратная связь, т. к. процесс принятия решений бесконечен, то менеджер должен получать информацию о том, как реализовано предыдущее решение, потому что только контроль может показать насколько эффективно и успешно команда справилась с поставленной задачей.
На сегодняшний день руководители часто задаются вопросом: «стоит ли привлекать рабочих к принятию решения на предприятии?» На мой взгляд, вопрос достаточно трудный. Однако я считаю, что привлекать рабочих стоит.
Во-первых, нужно учитывать тот факт, что большое количество сотрудников на предприятии должно координироваться несколькими управляющими, которые в свою очередь будут подчиняться топ-менеджеру. Когда придет момент в необходимости принятия управленческого решения, то топ-менеджер должен обратить внимание на мнение своих подопечных, не только управляющих, но и рабочих, занятых на производстве. Конечно, не стоит призывать всех рабочих на совещание, можно попросить управляющего отдела выбрать наиболее заинтересованных и амбициозных, чтобы те присутствовали на встрече. Присутствие таких работников будет полезно тем, что они непосредственно связаны с производством, а, следовательно, знают специфичные особенности ситуации и могут поделиться своим мнением о ней.
Во-вторых, имея профессиональные навыки, рабочий может дать ценные советы, а также указать на «слабые места», которые руководитель со своими знаниями может не принимать в расчет.
И в–третьих, гораздо большее количество людей может предложить совершенно разные идеи, в числе которых руководитель может найти ценные и уникальные.
Конечно, не стоит забывать и о внутренних человеческих факторах. Ведь когда человек участвует в принятии какого-либо решения, он чувствует свою причастность к действию и принимает это решение как «своё», а, следовательно, «своё» человек должен стараться воплотить и полностью реализовать. Именно на этот фактор можно положиться. Работник более ответственно относиться к достижению цели, при этом агитируя своих коллег к непосредственному участию в улучшении своей компании.
Иногда проблемы предприятия происходят от того, что работники не понимают, что от них требуется. Поэтому, обсуждая с руководством проблемы, работник лучше понимает особенности своих обязанностей и с учетом этого старается изменить ситуацию. Параллельно этому происходит сплочение коллектива, потому что люди начинают строить коммуникации не только со своими близкими коллегами, но и с коллегами из других подразделений. Сплоченный и понимающий коллектив — залог успеха компании.
Существует несколько способов вовлечения персонала в принятие управленческих решений.
Первый — авторитарный, который подразделяется на два вида, где подчиненные наименее вовлечены в принятии решений. Здесь руководитель использует подчиненных в качестве ресурса, который только поставляет имеющуюся информацию, а уже руководитель самостоятельно принимает решение.
Второй — консультативный способ, также подразделяется на два вида, при этом руководитель уже полностью обсуждает варианты решения со своим коллективом, но итоговое решение остается на его личное усмотрение.
И третий способ — демократический, ему характерно обсуждение вариантов со всем коллективом, принятие наиболее подходящего варианта не только руководителя, но и подчиненного.
Любой из этих способов может использоваться на предприятии, выбор стоит лишь за руководством предприятия и инициативы работников.
Стоит рассмотреть и другую сторону медали. В привлечении работников к принятию решений есть и свои недостатки.
Принятие решения должно проходить как можно быстрее, т. к. от этого зависит положение предприятия на рынке. Поэтому делать выбор между предложенными вариантами иногда лучше в одиночку, это гораздо быстрее.
По моему мнению, есть еще один фактор — это тот момент, когда не стоит раскрывать всю информацию о решении для своих работников. Все дело в том, что принимаемые решения иногда достигаются путем уменьшения привилегий и некоторых рабочих условий для персонала компании. Именно оградив персонал от некой информации можно избежать тяжелых последствий, например, забастовки.
В заключении хотелось бы сказать, что привлечение персонала к принятию управленческих решений остается сугубо индивидуальным. Каждый руководитель должен выбирать свою стратегию ведения компании, однако ему не стоит забывать о том, что коммуникации между сотрудниками из разных отделов могут положительно повлиять на развитие компании. Это происходит потому, что профессиональные знания, из разных областей сталкивающиеся с одной и той же ситуацией могут породить достаточно интересный и полезный вариант решения.
Список литературы:
- Дафт Р. Менеджмент 10-е изд. [Учебник] / Пер. с англ. — СПб.: Питер, 2013. — 656 с.
- Глухов В.В. Менеджмент: Учебник для вузов. 3-е изд. — СПБ.: Питер, 2008. — 608 с.
- Джурабаев К.Т. Производственный менеджмент: Учебное пособие для вузов / К.Т. Джурабаев, А.Т. Гришин, Г.К. Джурабаева. — М.: Кнорус, 2005. — 416 с.
- Фатхудинов Р.А. Управленческие решения: Учебник. — М.: Инфра — М, 2007. — 344 с.
- Иванов М.М., Исаенко А.П., Колупаева С.Р., Корнеева И.В., Хруцкий В.Е. КАК ДОБИТЬСЯ УСПЕХА Практические советы деловым людям / Хруцкий В.Е. — Москва.: Издательство Политической литературы, 1991. — 510 с.