Статья:

СОЦИАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Кострюкова Я.А. СОЦИАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 25.07.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 122 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

СОЦИАЛИЗАЦИЯ БИЗНЕСА И СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ КОРПОРАТИВНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ

Кострюкова Яна Андреевна
студент Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Морозюк Юрий Витальевич
научный руководитель, д-р психол. наук, проф. Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

Социальная ответственность является одним из факторов успешного развития бизнеса. Инициативы компаний в этом направлении высоко ценятся заинтересованными группами, а также во многом определяют успешность деловой активности. Тема социализации бизнеса и социальной ответственности современных корпоративных объединений связана с тем, что данная тема в современном обществе находится в центре внимания: формулируются правила и условия ведения бизнеса, его взаимодействие с экономикой и социальной сферой. В условиях развивающейся экономики, роста производства, активного выхода отечественных компаний на международный рынок необходима продуманная социальная политика бизнеса и социальной сферы.

Социальная ответственность бизнеса, или корпоративная социальная ответственность, — это обязательство корпораций осуществлять добровольный вклад в развитие общества, включая социальную, экономическую и экологическую сферы, принятое компанией сверх того, что требует закон и экономическая ситуация. Все виды ответственности (экономическая, правовая, экологическая, филантропическая, этическая) определяют облик (имидж) компании при ее рыночном позиционировании. Компании пытаются создать себе имидж, репутацию социально ответственных компаний, они стараются оправдать общественные ожидания в отношении своей продукции или услуг и одновременно формируют высокие общественные стандарты, повышают качество и уровень жизни в стране [3, c. 26].

Социальная ответственность корпоративных объединений — это система добровольных взаимоотношений между работником, работодателем и общество, направленная на совершенствование социально-трудовых отношений, поддержание социальной стабильности в трудовом коллективе и окружающем сообществе, развитие социальной и природоохранной деятельности на национальном и международном уровнях. Социальная ответственность корпоративных объединений подразумевает активное участие корпораций в жизни общества, направленное на улучшение этой жизни и решение социально-экономических проблем общества, одновременно согласующееся с коммерческими интересами компании.

Для современного бизнеса наличие социальной ответственности становится выгодным: происходит мотивация персонала, возникает поддержка клиентов и одобрение партнеров по бизнесу.

Можно сказать, что современные компании не могут развиваться, не взаимодействуя с социальной сферой: с каждым днем увеличивается количество гражданских объединений, инициативных групп, общественных организаций, формирующих общественное мнение и активно воздействующих на бизнес. Социальная ответственность корпоративных объединений в современных условиях способствует устойчивости экономического развития, улучшению благосостояния общества.

Исследователи в сфере экономики и бизнеса разработали в 2008 г. Индекс корпоративной социальной ответственности (CSRI). Данный показатель был выведен Reputation Institute совместно с Boston College Center for Corporate Citizenship (BCCCС). Его целью стало оказание реальной помощи специалистам в социальной ответственности, корпоративном гражданстве и устойчивом развитии.

CSRI отражает общественное восприятие в трех направлениях: корпоративном гражданстве, корпоративном управлении и корпоративной культуре. В ходе изучения репутации более 150 компаний в США Reputation Institute и BCCCС ежегодно определяют ключевые факторы, влияющие на формирование корпоративной репутации, а также вклад инициатив в области корпоративной социальной ответственности в повышение доверия со стороны потребителей [1, c. 97].

Социальная активность современных корпоративных объединений может проявляться как на внешнем, так и на внутреннем уровнях. Во внешней среде компании взаимодействуют с органами власти, государственными структурами и общественными организациями для решения общих социальных проблем, с поставщиками и покупателями. На этом уровне решаются вопросы спонсорства и благотворительности. Внутренняя сфера социальной ответственности корпоративных объединений предполагает решение вопросов управления развитием персонала, здоровья и безопасности на рабочем месте, дополнительного медицинского и социального страхования; экологической политики и использования природных ресурсов.

Социальная активность компаний имеет множество проявлений и форм. В зависимости от специфики бизнеса, можно сосредоточиться на улучшении условий труда персонала, заняться развитием социально значимых услуг или товаров, уменьшить либо устранить загрязнения окружающей среды, поддерживать спортивные и общественные мероприятия и инициативы и т. д. В то же время забота об общественно важных делах не должна носить неорганизованный характер. Очень важно, чтобы такая деятельность стала неотъемлемой и публичной частью бизнеса. Чрезмерная активность может вызвать обратный эффект и расцениваться как желание предприятия себя прорекламировать. Также важно, чтобы организация не была вовлечена в громкие скандалы и сомнительные акции [5, c. 62].

Социальная ответственность должна быть соответствующим образом организована. В основе ее организации лежит система, под которой можно понимать совокупность взаимосвязанных видов ответственности, представляющих собой целостное образование по критериям цели организации, ее внутренней и внешней среды. Эта система должна иметь организационное оформление, т. е. каждый из видов ответственности должен обладать определенным организационным статусом.

В настоящее время не все организации ставят в приоритеты стратегического развития социальную активность. Ряд компаний лишь создают видимость взаимодействия с социумом: стараются «откупиться», не выполняют на практике данных обещаний и т. д. Лишь концептуальный подход дает возможность быть наиболее эффективным в благотворительной деятельности. Вложение средств в развитие бизнеса и социальные проекты должны быть в любой организации взаимосвязаны. Чувство долга, если оно достаточно развито, не позволяет уходить от ответственности. Это позиция человека относительно ответственности за свое дело, свои функции, свою работу. И это также касается не только отдельной личности. Можно рассматривать обобщенное проявление чувства долга в организации. Оно характеризует состав персонала, является одной из характеристик человеческого капитала организации.

Эксперты утверждают, что стремительно увеличивается количество предприятий, оценивающих свое участие в социальных инициативах через призму конкретных деловых интересов. Наиболее привлекательные направления — исследовательские проекты и развитие новых технологий. Несмотря на важнейшую роль социально активных корпораций в изменении жизни к лучшему, крупнейшие вложения делают все же не они.

Среди целевых направлений лидирует религия. Более скромные суммы направляются на образовательные цели, проекты социальной защиты и оздоровительные программы. Максимальный рост по привлеченным финансовым ресурсам демонстрируют искусство, культура и образование [2, c. 55].

В социальной активности корпоративных объединений не имеет значение размер финансовых вложений. Важный аспект в этом направлении — планомерная деятельность, организованное управление ею. Только в этом случае повышается репутация и рейтинг компании, что способствует успешному развитию бизнеса.

В нашей стране концепция социальной активности корпоративных объединений развивается медленно, особенно в регионах. Наибольшую активность проявляют крупные компании.

Таким образом, социализация бизнеса и социальная ответственность корпоративных объединений в условиях рыночной экономики приобретает большое значение. Они должны проявляться в основных принципах менеджмента и являться фактором его эффективности. Только в этом случае рыночная экономика может быть действительно социально ориентированной.

Реализация социальной ответственности возможна лишь тогда, когда она не просто декларируется, а входит в организацию менеджмента как мотивационный и ограничительный фактор, как средство достижения успеха и критерий оценки бизнеса.

 

Список литературы:

  1. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика: Учебное пособие. — Краснодар: Просвещение-Юг, 2013.
  2. Корпоративная социальная ответственность: управленческий аспект: монография. / Под общ. ред. И.Ю. Беляевой, М.А. Эскиндарова. — М.: КНОРУС, 2011.
  3. Корпоративная социальная ответственность: Учебник. / Под ред. Э.М. Короткова. — М.: Юрайт, 2013.
  4. Морозюк Ю.В., Морозюк С.Н. Человеческий фактор в управлении социально-экономическими системами: Монография. — М: Финакадемия, 2009. 184 с.
  5. Петрунин Ю.Ю. Корпоративная социальная ответственность в современной России: проблемы институционализации. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 21. Управление (государство и общество). — 2012. — № 1.