АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ
Секция: 11. Экономика
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
АНАЛИЗ ПРИЧИН И ПОСЛЕДСТВИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИХ САНКЦИЙ ПРОТИВ РОССИИ
В середине марта 2014 года, после того как Россия, вопреки прозвучавшим предупреждениям, признала итоги общекрымского референдума, поддержала одностороннее провозглашение независимости Республики Крым и приняла ее предложение о вхождении в состав России, США и Евросоюз, Австралия, Новая Зеландия и Канада ввели в действие первый пакет санкций. Эти меры предусматривали замораживание активов и введение визовых ограничений для лиц, включенных в специальные списки, а также запрет компаниям стран, наложивших санкции, поддерживать деловые отношения с лицами и организациями, включенными в списки. Помимо указанных ограничений, было также предпринято сворачивание контактов и сотрудничества с Россией и российскими организациями в различных сферах.
Последующее расширение санкций (апрель-май) было связано с обострением ситуации на востоке Украины. Организаторы санкций обвинили Россию в действиях, направленных на подрыв территориальной целостности Украины, в частности, в поставке оружия пророссийским повстанцам.
Следующий виток санкций был связан с катастрофой Boeing 777 в Донецкой области 17 июля 2014 года, причиной которой, по мнению руководства ряда государств, стали действия повстанцев, поддерживаемых Россией [4].
Следует отметить, что данные санкции обладают довольно странной точечной направленностью. Ограничения затрагивают не государство в целом, а отдельных резидентов страны: физические лица и коммерческие структуры. Если ознакомиться с отраслевой структурой санкций, то можно заметить, что они направлены против конкурентоспособных на данный момент отраслей российской экономики: нефтяной, газовой, банковской.
Если рассмотреть направления налагаемых санкций в нефтяной отрасли, то можно установить, что они, в первую очередь, направлены на российские нефтяные компании и их дочерние предприятия. Во-вторых, санкции запрещают экспортировать в Россию товары и технологии для освоения месторождений нефти и нефтепереработки. В-третьих, санкции содержат запрет на инвестиции в энергетические секторы России
Если рассмотреть баланс сил стран на мировом рынке нефти, то можно заключить, что данный рынок в большей частью контролируется трансконтинентальными компаниями, принадлежащими США и Великобритании: Chevron, ExxonMobil, Shell, и т. д. При этом США, в отличие от Великобритании является крупнейшим потребителем нефти. Однако, несмотря на лидирующие позиции по потреблению, в период с 2006 по 2013 год США увеличила объем добычи нефти на 48 %, сократив при этом объемы импорта в 2 раза [7].
Вторым крупнейшим потребителем нефти после США является Европейский Союз. Европа импортирует 70 % (530 млн. тонн) от объема потребления нефти, и в отличие от США. Данная зависимость увеличивается ввиду падения объемов внутренней добычи. Европейский Союз является самым перспективным рынком для экспортеров нефти. Треть поставок нефти в Европу обеспечивается Россией [2].
В результате роста добычи нефти внутри США, американские и британские трансконтинентальные компании, которые ранее поставляли нефть из стран ближнего Востока в США, начинают искать альтернативные рынки ее сбыта. Поскольку Европейский Союз стабилен, платежеспособен и занимает ведущее место по импорту, то для американских и британских нефтяных компаний, он является безальтернативным вариантом. Трансконтинентальные компании готовы удовлетворять спрос на европейском рынке нефти, но они наталкиваются на экспансию российских нефтяных компаний. Единственным выходом для американских и британских компаний является выдавливание российских компаний с европейского рынка с помощью санкций.
Ситуация c газом аналогична ситуации с нефтью. Европейский союз удовлетворяет свою потребность в газе с помощью поставок из России, а также Норвегии и Алжира. Несмотря на все многообразие поставщиков, Европейский союз пытается их диверсифицировать. С начала 2000 года американские корпорации, такие как Shell, ExxonMobil и т. д. начинают вкладывать средства в разработку сланцевого газа. В период с 2006 по 2012 год в США происходит рост производства газа, закончившийся избыточным предложением газа на внутреннем рынке США и обвалом к 2012 году цен на газ [5; 7].
Насыщение газового рынка внутри страны, при стремительном росте объемов производства, заставляет трансконтинентальные компании искать новые рынки сбыта. Поэтому, эти компании будут нуждаться в крупных рынках сбыта, прежде всего, в рынках стран Европы и Азии. Поставка американского газа на европейский рынок, где средняя рыночная цена на газ составляет свыше 300 долларов, будет выгодна, как для США, так и для Европы.
Проблема экспорта американского газа на рынок Европы в настоящее время ограничивается рядом факторов:
- Отсутствие в США экспортных СПГ-терминалов.
- Долгосрочные контракты с Газпромом на поставку российского газа в Европейский Союз.
Когда США решат вопрос с экспортными терминалами достаточных пропускных мощностей, то Газпром будет выдавливаться с европейского рынка.
Этим объясняется основные направления санкций в газовой отрасли:
- Санкции в отношении российских газовых компаний и их дочерних предприятий, а также вспомогательных компаний отрасли.
- Отказ от совместных проектов в газовой сфере и инвестирования перспективных проектов.
Что касается банковского сектора, то здесь складывается следующая ситуация. Введенные Западом антироссийские санкции имеют следующие направления:
- Заморозка российских финансовых активов физических и юридических лиц.
- Отключение российских банковских структур от международных платежных систем.
- Сокращение клиентского портфеля за рубежом.
- Ограничение доступа к инвестиционным проектам.
- Ограничение доступа к внешним заимствованиям.
- Ограничение финансовой свободы российских компаний за рубежом.
Данные ограничения имеют следующие предпосылки. Продвижение крупного бизнеса на внешние рынки чаще всего сопряжено с продвижением банковского капитала на данные рынки. Усиление позиций российского бизнеса на европейском рынке было сопряжено с экспансией российского банковского капитала на рынок Европы, с целью поддержки российских экспортных компаний и участия российского капитала в крупных международных инвестиционных проектах. Финансовые резервы, накопленные РФ, позволили российским государственным банкам в первые годы после мирового финансового кризиса начать приобретать зарубежные банковские активы и расширять филиальную сеть за рубежом. Тем более что многие банки Европы и мира оказались в затруднительном финансовом положении и охотно продавались.
Рост валютных резервов и капитализации российских банков, а также финансовые затруднения (вызванные мировым финансовым кризисом) ведущих мировых банковских институтов, позволил России осуществить экспансию на внешние финансовые рынки и закрепиться на них с целью поддержки российских компаний за рубежом. Ведущие российские банки операционно и финансово поддерживают деятельность нефтегазовых и иных компаний России на внешних рынках. Введение санкций против российских банков может привести к вытеснения российских компаний с внешних рынков, и прежде всего — европейского.
Введенные Западом санкции уже негативно сказываются на экономике России. По оценке экс-министра финансов Алексея Кудрина введенные санкции обошлись России в этом году в 1—1,5 % недополученного экономического роста, что составляет примерно 350 миллиардов рублей.
Не менее пессимистическую оценку дают и в финансово-экономических министерствах. Так, по заявлению директора департамента долгосрочного стратегического планирования Минфина Максима Орешкина, российская экономика от «усилившегося влияния геополитической напряженности» потеряла 2 % ВВП [6].
Анализ санкций показывает, что они направлены на ограничение присутствия российских компаний в различных сегментах мирового и, прежде всего, европейского рынка, на долю которого приходится половина внешнеторгового оборота РФ
Полная экономическая изоляция России выглядит сомнительной, ввиду глубокой интеграции мировых капиталов. К примеру, США и ЕС, вводя санкции против «Роснефти» ущемляют интересы британской компании BP, которой принадлежит 19,75 % акций компании. Ограничения поставок российского газа на рынок ЕС, что в настоящее время невозможно, скажется на доходах Bank of New York, которому принадлежит 27 % акций «Газпрома». Ситуация аналогична и с другими отраслями. Больше всего страдают от санкций те компании, в которых меньше доля иностранного капитала и выше доля Российской Федерации или ее резидентов [1; 3].
Россия в числе мировых лидеров по производству нефти и газа и эскалация конфликта с ней может привести к глобальному росту цен на нефть и газ, что может существенно усугубить и без того тяжелое посткризисное экономическое положение развитых капиталистических экономик.
Cписок литературы:
- Газпром — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Газпром (дата обращения 15.11.2014). (дата обращения 15.11.2014).
- Крупнейшие экспортеры и импортеры нефти — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.uptrading.ru/main/internet_trejding_na_ finansovyh_rynkah/informacionnyj_blok_trejderainvestora/rynok_syrya_neft_i_gaz/krupnejshie_eksportry_i_importry_nefti/ (дата обращения 15.11.2014).
- Роснефть — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Роснфть (дата обращения 15.11.2014). (дата обращения 15.11.2014).
- Санкции в связи с украинскими событиями 2014 года — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Санкции_в_связи_с_украинскими_событиями_2014_года (дата обращения 15.11.2014).
- Сланцевая революция — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/ Сланцевая _ революция (дата обращения 15.11.2014). (дата обращения 15.11.2014).
- Экономисты оценили потери российской экономики из-за санкции — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://top.rbc.ru/economics/07/ 10/2014/5433ce78cbb20f9b6c31d601 (дата обращения 15.11.2014).
- Natural Gas Summary — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.eia.gov/dnav/ng/ng_sum_lsum_dcu_nus_a.htm (дата обращения 15.11.2014).