Статья:

ТЕНДЕНЦИИ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В РОССИИ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Васюков С.О., Никитина О.Д. ТЕНДЕНЦИИ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В РОССИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 06.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 38 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ТЕНДЕНЦИИ В НАЛОГОВОМ АДМИНИСТРИРОВАНИИ В РОССИИ

Васюков Станислав Олегович
студент Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, РФ, г. Москва
Никитина Ольга Дмитриевна
студент Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, РФ, г. Москва
Колчин Сергей Павлович
научный руководитель, доц. Московского государственного университета экономики, статистики и информатики, РФ, г. Москва

 

Под налоговым администрированием понимается система управления налоговыми отношениями, которые регулируются государством. В наше время налоговое администрирование включает в себя три основные сферы регулирования: управление налоговыми органами, управление расчетами по налогам, а также управление информационными потоками. Однако надо учитывать, что если рассматривать состояние налогового администрирования в виде оценки качества деятельности фискальных налоговых органов по контролю вместе с характеристикой налогового законодательства и уровнем налоговой нагрузки на юридические и физические лица, то одним из самых важных критериев оценки является конкурентоспособность национальной налоговой системы. В процессе эволюции налоговой системы различных стран оценка конкурентоспособности приобрела свои особенности у каждой страны, которые связанны, в первую очередь, с осуществляемой национальной налоговой политикой.

Традиционно сложилось так, что одним из направлений политики государства в сфере налогообложения является развитие и модернизация налогового администрирования. Например, основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2013—2014 года и на плановый период 2015 года реализует сохранение намеченных в предыдущих годах реформ в сфере налогового администрирования: будет продолжаться процесс интенсификация информационного контакта между налоговыми органами и налогоплательщиками, чтобы в дальнейшем было достигнуто развитие доступной информационной поддержки, системы электронного документооборота и построение новых интерактивных интернет-сервисов.

Рассмотрим модернизацию налоговой политики в Российской Федерации. Изучая особенности 2012 года и проведя анализ, который учитывает условия основных направлений налоговой политики на 2013 год, нельзя не заметить такой факт, что Россия, которая занимала 112-ое место в рейтинге Всемирного банка Doing Business, по сравнению со 120-ым местом в 2011 году, достигла такого результата благодаря прогрессу в одном из самых важных показателей рейтинга, а именно, в налогообложении. В этом показателе наша страна выросла сразу со 105-ой позиции до 64-ой.

Данный показатель, формирует статистика по следующим составляющим:

  • сумма налоговых платежей за год;
  • время, которое было затрачено на подготовку и подачу отчетности и уплаты (или удержания налога на доходы корпораций, НДС и отчислений на социальное обеспечение (в часах в год);
  • общее число уплаченных предприятием налогов на прибыль, которые считаются как процент от коммерческой прибыли;
  • общее число уплаченных предприятием налогов и обязательных отчислений, которые связаны с рабочей силой, которые считаются как процент от коммерческой прибыли;
  • общая налоговая ставка, учитываемая в процентах.

На официальном сайте проекта “Doing business” можно найти все этапы расчета каждого из вышеизложенных данных, а также и сам рейтинг. Многие эксперты Всемирного банка считают, что существенное изменение места России в рейтинге по данному показателю произошло из-за снижения некоторых административных барьеров, упрощению различных процедур, а также эффективному внедрению специального программного обеспечения и электронных сервисов.

Все конкретные меры, которые были приняты и реализованы ФНС России в рамках данных направлений, а также полученные результаты в течение 2012 года были озвучены руководителем ФНС России М.В. Мишустиным и его заместителями в различных выступлениях перед бизнес- и научным сообществами, на деловых встречах с представителями органов законодательной и исполнительной власти различных уровней, а также зарубежных налоговых администраций. Учитывая все это, можно говорить с определенной долей уверенности о некоторых тенденциях в налоговом администрировании, которые будут иметь продолжение в дальнейшем. Выделим самые главные из них.

Во-первых, это развитие электронных способов налогового администрирования. Модернизация бесконтактных способов связи между налогоплательщиками и налоговыми органами — это одно из самых приоритетных направлений. Можно сказать, что первым шагом в этом направлении стало введение обязательного предоставления налоговой отчетности налогоплательщиками в электронном виде. Данная обязанность законодательно закреплена в статье 80 НК РФ. Возникновение этой обязанности находится в тесной зависимости от средней численности занятых на предприятии или организации работников. Этот показатель имеет понижательную тенденцию, если на предприятии находится от 250 до 100 человек в настоящее время и до 50 человек в будущем. Также можно проследить по данным ФНС России следующую тенденцию: количество организаций и индивидуальных предпринимателей, которые представляют налоговую отчетность по телекоммуникационным каналам связи, набирает рост. Например, за III квартал 2012 года такой показатель по организациям составил 75,8 %, а по индивидуальным предпринимателям — 69,4 % от общего числа налогоплательщиков по каждой группе.

Вторая составляющая развития электронных способов налогового администрирования, которая динамично развивается налоговыми органами, — это электронные сервисы.

В 2012 году на сайте ФНС России были доступны 32 онлайн-сервиса, а в 2011 году их было только 22. Данные сервисы позволяют налогоплательщикам выполнять массу действий в короткие сроки в удобном месте, без контакта с налоговыми органами. Например, юридические лица могут пройти процедуру государственной регистрации или проверить своих контрагентов, а также познакомиться с разъяснениями ФНС России по вопросам налогового законодательства, которые обязательны для применения налоговыми органами, и получить другие услуги в электронном виде.

Для физических лиц с 1 октября 2012 года начал свою работу интернет-сервис «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», позволяющий зарегистрированному физическому лицу увидеть свои налоговые обязательства по имущественным налогам, перечень и характеристики объектов имущественного налогообложения, обратиться в налоговую инспекцию, отследить статус проверки налоговой декларации по форме 3-НДФЛ в случае ее подачи, если есть необходимость, произвести оплату имущественных налогов. Оплата налоговых платежей в режиме онлайн происходит через кредитные организации, с которыми ФНС России заключила соглашение о сотрудничестве. По итогам 2012 года уже 13 кредитных организаций предоставляют данную возможность налогоплательщикам — физическим лицам, среди которых Сбербанк России, ВТБ 24, Газпромбанк. Также в 2012 году было проведено тестирование аналогичного сервиса для организаций — «Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц» с участием двух крупнейших российских компаний, с целью его распространения в будущем для всех налогоплательщиков — юридических лиц.

Очень много информации все налогоплательщики могут найти на сервисе «Имущественные налоги: ставки и льготы», который включает в себя нормативно-правовую базу органов власти всех субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по транспортному, земельному налогам, налогу на имущество организаций и налогу на имущество физических лиц. Нормативная база по всем вышеизложенным налогам была доступна с 2009 года. Если обратиться к статистике налоговых органов, то в среднем около 5 млн. человек ежемесячно заходят на интернет-сайт ФНС России.

Второй крупной тенденцией в налоговом администрировании можно выделить дорожную карту «Совершенствование налогового администрирования».

Внедрение системы электронного документооборота происходит и тесно связано с развитием первого направления и не является совсем новым.

Анализируя 2012 год, нельзя не учесть в рамках этого направления появившуюся возможность для налогоплательщиков обмениваться электронными счетами-фактурами. Но на практике реализация этой нормы при всех существующих и не вызывающих сомнения достоинствах, которые направленны, в первую очередь, на сокращение объема бумажного документооборота в бизнес-среде, на первом этапе может вызвать возникновение различного рода трудностей, которые носят как объективный, так и субъективный характеры. Несмотря на то, что данная возможность использования и предоставления таких документов налогоплательщиками налоговым органам для осуществления контрольных мероприятий законодательно закреплена в статье 93, 93.1 НК РФ, в полной мере не может быть осуществлена в настоящее время из-за ограничений в технической готовности налоговых органов и отсутствия обязательного требования в применении налогоплательщиками.

Продолжением работы станет разработка и внедрение дорожной карты «Совершенствование налогового администрирования» в рамках Национальной предпринимательской инициативы, которая осуществляется Агентством стратегических инициатив. Дорожная карта проекта «Совершенствование налогового администрирования» будет направлена на оптимизацию и модернизацию системы налогового администрирования по созданию комфортных условий для взаимодействия бизнеса с органами государственной власти в сфере сокращения временных и материальных затрат налогоплательщиков на подготовку налоговой отчетности, сближения правил бухгалтерского и налогового учета по налогу на прибыль, повышения эффективности механизмов, которые связанны с исчислением и уплатой НДС, создания дополнительных условий для перехода налогоплательщиками и налоговыми органами на электронный документооборот и корректировки отдельных положений законодательства, регламентирующего применение специальных налоговых режимов.

Подводя итоги важно отметить, что рассмотренные в данной статье различные направления развития налогового администрирования позволяют утверждать, что в наше время в России заложена прочная основа для создания конкурентоспособной системы налогового администрирования, которая будет отвечать мировому уровню. А успешная реализация всех предлагаемых мер возможна только при обоюдном желании и готовности на конструктивное взаимодействие налоговых органов и налогоплательщиков.

 

Список литературы:

  1. Российская газета — http://www.rg.ru/.
  2. Скляренко З.А. Налоговое администрирование: права и обязанности участников налоговых правоотношений // Бухгалтер и закон. 2011.
  3. Тимофеева И.Ю. Государственное принуждение в системе налогового администрирования: международный и российский опыт // Международный бухгалтерский учет. 2011.
  4. ФНС России внедряет новые технологии налогового администрирования // Налоговая политика и практика. 2011.
  5. Хомяков А.П. К вопросу о понятии и правовой природе налогового администрирования // Финансовое право. 2011.