Статья:

ВЫХОД ИНОСТРАННОГО БИЗНЕСА НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Левицкая А. ВЫХОД ИНОСТРАННОГО БИЗНЕСА НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 07.03.2021)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 62 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ВЫХОД ИНОСТРАННОГО БИЗНЕСА НА РОССИЙСКИЙ РЫНОК

Левицкая Амэлья
студент Московского государственного машиностроительного университета, РФ, г. Москва
Гурнина Дарья Александровна
научный руководитель, канд. социол. наук, доц. Московского государственного машиностроительного университета, РФ, г. Москва

 

Россия является крупнейшим рынком к Востоку от Европы. В настоящее время многие иностранные компании стремятся войти на Российский рынок.

По инвестиционной привлекательности в 2013 Россия впервые заняла 3 место. Но в конце третьего квартала 2014 года прямые иностранные инвестиции в небанковский сектор составили один миллиард долларов, что в десять раз меньше чем в первом квартале. По итогам уходящего года спад инвестиций составит 3 %.

Когда экономике Российской Федерации требуются инвестиции, а доступ к внешним рынкам практически закрыт, в Международном Валютном Фонде предлагают властям вернуться к реформам — борьбе с коррупцией, защите инвесторов, снижению торговых барьеров и возродить интеграцию в мировую экономику.

В иностранных инвестициях нуждаются российские отрасли науки и промышленности, отсюда следует отметить положительный момент для нашей страны, что в 2013 году инвестиции в промышленность выросли в два раза.

Актуальность данной темы определена тем, что в данный момент Россия нуждается в новых источниках экономического роста. Для решения задач модернизации российской экономики необходимы иностранные инвестиции. Привлечение иностранных фирм — это не только приток финансов, но и новых технологий, которыми они обладают. Важно то, что количество прямых иностранных инвестиций, приходящих в Российскую Федерацию отражает насколько комфортно вести бизнес в нашей стране.

Что же привлекает иностранные компании в России? Прежде всего, это большой рынок сбыта, огромные природные ресурсы, уникальное географическое положение и значительная государственная поддержка. Другим важным аспектом является, что Российский рынок по-прежнему не насыщен. Есть много ниш, которые только и ждут, чтобы их заполнили, в отличие от Европейского перенасыщенного рынка. Экономика России постоянно растет быстрыми темпами, именно поэтому иностранные компании стремятся войти на Российский рынок. Основой Российского рынка являются услуги, их объём составляют примерно 60 % и, промышленность, которая составляет 35 %. Сельское хозяйство составляет около 5 %, что определяет чрезвычайно высокий уровень импорта продовольствия и сельскохозяйственных товаров в Россию.

Также растут возможности для инвестиций в инфраструктуру и транспорт в России, из-за коммерческой выгоды от вступления в ВТО ожидается развитие транспортного сектора. Предстоящие спортивные события, такие как чемпионата мира по футболу в 2018 году, создают инженерным и строительным фирмам инвестиционные возможности, связанные со строительством или модернизацией стадионов, отелей и транспортной инфраструктуры.

Российская индустрия программного обеспечения, является очень успешной: ежегодный рост экспорта превышает 20 %. Данная отрасль пользуется всё лучшей защитой прав интеллектуальной собственности, высокими техническими навыками и хорошей интеграцией в мировую экономику. Это один из высокотехнологических секторов, который предлагает реальные возможности для иностранных инвесторов.

Таким образом, Российский рынок является не только рынком настоящего, но и активно развивающегося будущего для иностранных производителей и экспортеров. Все вышесказанное говорит об актуальности представленной темы.

В данной статье мы можем лишь затронуть некоторые аспекты по данному вопросу, так как данная тема является очень глубокой и обширной для изучения и раскрытия.

В настоящее время для иностранных компаний существует два варианта выхода на рынок Российской федерации:

  1. Прямые инвестиции.

Иностранная компания должна быть достаточно развитой, чтобы выдержать все вытекающие затраты при организации и ведении бизнеса, быть известной хотя бы в своей стране, для успешного начала инвестирования. Без всего этого шансы на развитие во всех сферах бизнеса очень малы.

Конечно, инвестиции в России всегда считались рискованными, и в настоящее время подтверждением является напряженность в отношениях между Россией и Западом. Несмотря на всё вышесказанное, есть и положительные моменты, чтобы инвестировать в Россию. Текущий уровень цен на российском фондовом рынке является низким по отношению к балансовой стоимости, что означает, что стоит заново взглянуть на акции российских компаний. В последние годы, в дополнение к более низким индексам цен на балансовой стоимости, акции российских компаний также предлагают высокий доход дивиденда, что является дополнительным аргументом для заинтересованности в российском рынке.

2) Франчайзинг.

Вид рыночных отношений между двумя субъектами, при которых одна сторона (франчайзер) передает право на ведение определенного рода бизнеса на фоне взимания платы и предоставления разработанной бизнес-модели другой стороне (франчайзи), называется франчайзингом. Другими словами, франчайзинг — это когда фирма работает под маркой известного бренда.

Важным в настоящее время является то, как иностранные компании относятся к созданию франчайзинга в России. До настоящего времени иностранные компании разворачивали свою основную деятельность в основном в крупных центрах, таких как, например, Москва, Санкт-Петербург, но всё больше и больше иностранный бизнес нацелен именно на регионы России.

Хотелось бы обратить внимание на основные проблемы входа на Российский рынок: несовершенное и довольно противоречивое законодательство, экономическая нестабильность. Следует также отметить, что Россия является одной из стран, с наиболее сложной налоговой системой. Тесная связь между бизнесом и политикой оказывает негативное влияние на прозрачность ведения бизнеса, особенно на местном уровне. Но это не все проблемы, которые встречаются фирмам, желающие работать в России.

Еще одна проблема заключается в нехватке специалистов, которые могут производить продукцию хорошего качества, для реализации по франшизе иностранной компании.

Прямые инвестиции в российский энергетический сектор доступны только для крупных инвесторов — даже такие корпорации как Shell и BP столкнулись с серьезными трудностями, так как этот сектор считается стратегическим. В нем преобладают государственные компании.

С российским сектором передовых технологий связаны и другие риски для инвесторов — низких доход от инвестиций. Россия унаследовала от Советского Союза престижную научную систему и дипломы российских вузов уважают, но доминирование государства мешает развитию этого сектора [1].

Конечно, рассмотрение и перечисление проблем входа на Российский рынок иностранного бизнеса является важной задачей, но, на мой взгляд, важнее обратить внимание и сконцентрироваться на том, как решить данные проблемы, найти пути их преодоления.

Главным для привлечения инвестиций в Россию является не улучшение условий инвестирования капитала в Россию, а создание комфортных условий ведения бизнеса в нашей стране. Что предпринимает Россия для комфортного ведения бизнеса? Что же уже сделано и что еще предстоит сделать по этому направлению?

На мой взгляд, одним важнейших из решений является упрощение миграционного режима. На много проще стало получить документы на въезд и разрешение на работу. Данные изменения привлекли около пяти тысяч высококвалифицированных работников.

Также произошли ограничения, связанные с осуществлением строительных проектов. Сократилось время и количество действий необходимых для строительства типового объекта, которое тратит инвестор, общая стоимость также понизилась.

Но всех этих изменений оказалось недостаточно. В Госдуме велась дискуссия о том, стоит ли вообще сохранять негосударственную экспертизу. Решили ее оставить, для того чтобы обеспечить безопасность строящегося объекта.

Третьим, одним из самых важных решений, которые я затрону, это преобразование таможенного законодательства. После принятия таможенного кодекса и Таможенного союза время процедуры таможенного оформления грузов значительно уменьшилось, также сокращено количество требуемых документов, для некоторых товаров, увеличен срок уплаты таможенных платежей, понижена сумма денежных гарантий для таможенного представителя. Далее после изменений в этой сфере главным является также вопрос процесса пересмотра таможенной стоимости. Следующим по важности стало осуществление принципа электронного декларирования, чтобы отменить требования предоставления документов в бумажном виде.

В том числе произошли изменения в налоговом законодательстве, касающиеся условий налогообложения. С 2015 года по 2018 год не изменятся условия страховых взносов и налогообложения, что поможет не допустить ухудшения положения налогоплательщиков.

Упростился способ регистрации бизнеса на территории России. Постепенно увеличивается электронный документооборот.

Работа с жалобами инвесторов. В Минэкономразвития начали вести работу по рассмотрению обращений и жалоб инвесторов. Минэкономразвития — это своего рода, «единое окно», не замещающее при этом своих коллег из других органов, включая и правоохранительные. Режим «одного окна» удобнее для инвестора тем, что он знает, к кому можно обратиться и далее находится «под государственной защитой». Минэкономразвития при необходимости оказывает необходимое давление на коллег из других организаций, а, с другой стороны, включает свой административный ресурс при обращении коллег из других организаций. Это некая попытка «ручного управления» и решения проблем фирм в ручном режиме. Но вряд ли это будет влиять на улучшение бизнес-климата в стране. Однако, количество проблем, с которыми приходится сталкиваться инвесторам, не совпадает с размерами поступивших обращений. Сегодня же проясняется, что большее количество проблем связано с участием региональных властей. Отношение местных властей к представителям бизнеса, действующим на территории их региона меняется под влиянием минэкономразвития. Региональные власти перенастраивают свою работу с инвестициями, так как контроль Минэкономразвития планируется продолжаться и далее. Но большое количество проблем и обращений инвесторов, говорят о том, что нужно пересматривать общее отношение власти к бизнесу в различных регионах [2].

Реалии настоящей ситуации в мировой политике и работы в условиях санкций, конечно же, вносят свои коррективы... Но даже при такой сложной нынешней ситуации, Россия продолжает делать всё возможное и необходимое, чтобы вернуть и далее укреплять доверие, понимание и прозрачность для ведения бизнеса и притока иностранных инвестиций в Российскую Федерацию.

В заключении не могу не затронуть и такое событие, как ежегодное Послание Президента РФ Владимира Путина Федеральному Собранию, которое состоялось 4 декабря 2014 года.

Послание Президента России Владимира Путина — это не просто оценка ситуации и постановка задач, слова Главы Государства задают курс развития страны, каким будет стратегический курс, указаны все приоритеты развития страны в текущем году и в перспективе: какие важные шаги необходимо сделать в экономической области, в наведении порядка в финансовой сфере, в решении социальных проблем..., содержит чёткие ориентиры для развития благоприятного экономического климата в России.

Президент России Владимир Путин в Послании Федеральному Собранию РФ еще раз подтвердил, что наша страна открыта к диалогу и нацелена на долгосрочное партнерство со всеми субъектами международного права.

В послании подчёркнуто, что перед Россией сегодня открыты новые возможности, что Россия уже значительно продвинулась в улучшении делового климата, было отмечено, что на федеральном уровне в основном сформирована новая законодательная база, а сейчас «важно перенести акцент на качество правоприменения и в партнёрстве с бизнесом содействовать распространению, так называемых, лучших практик в регионах». Для развития бизнеса, для размещения новых производств нужны подготовленные площадки и транспортная инфраструктура. Что касается импорта, то за рубежом должно приобретаться действительно уникальное оборудование и технологии.

В. Путин: «Россия будет открыта для мира, для сотрудничества, для привлечения зарубежных инвестиций, для реализации совместных проектов» [3].

 

Список литературы:

  1. Inwestycje w Rosji: ryzyko i możliwości — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://www.pism.pl/files/?id_plik=13531 (дата обращения 03.12.2014).
  2. Министерство экономического развития Российской Федерации, Инвестиционная политика — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/investmentPolicy/ (дата обращения 30.11.2014).
  3. Послание Президента Федеральному Собранию — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.kremlin.ru/news/47173 (дата обращения 05.12.2014).