Статья:

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Литвинова А.И. РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 31.05.2020)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 22 голоса
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Литвинова Анна Игоревна
магистрант Российского государственного профессионально-педагогического университета, РФ, г. Екатеринбурга
Чупина Ирина Павловна
научный руководитель, доц. Российского государственного профессионально-педагогического университета, РФ, г. Екатеринбург

 

Предпринимательство в современном мире играет важную роль в реализации экономического потенциала всех уровней субъектов экономической деятельности. Предпринимательство способствует возникновению социальных связей и функционированию экономических структур, что ведёт к повышению производительности труда. Термин «предпринимательство» часто сопряжён с такими явлениями как решение производственно-технических, социальных и экономических проблем.

Предпринимательство, направленное на решение проблем социальной сферы в научной среде и бизнесе закрепилось как «социальное предпринимательство». Несмотря на относительно большую скорость распространения данного феномена по всему миру его сущностные и концептуальные границы имеют некоторую неопределённость и многозначность, что требует дополнительное изучение данного вопроса. Изучение сущности явления «социальное предпринимательство» логично начать с рассмотрения природы предпринимательской деятельности.

Отметим, что исторические предпосылки предпринимательской деятельности относятся к XIV—XV вв. и связаны с формированием зачатков автономности хозяйственной жизни некоторых социальных групп. С повышением социальной ответственности государства стали проявляться условия, необходимые для возникновения попыток преодоления сопротивления экономическим инновациям.

В современном мире существуют две позиции касательно содержания и структуры социальной функции в предпринимательстве. Одна группа исследователей считает, что предпринимательская деятельность должна быть направлена на получение прибыли, при этом деятельность должна производиться по установленным правилам конкурентной борьбы. Другая группа исследователей считает, что этого не достаточно — необходимо уравновешивать социальную и экономическую функцию, т. к. предпринимательство функционирует в условиях сложного социального окружения.

Кадол Н.Ф. выделяет следующие результаты развития предпринимательства, в частности среднего и малого:

  1. развитие малого предпринимательства способствует увеличению количества собственников, следовательно, способствует формированию среднего класса — главного гаранта политической стабильности в демократическом обществе;
  2. рост предпринимательства означает рост доли экономически активного населения, что увеличивает доходы граждан и сглаживает диспропор­ции в благосостоянии различных социальных групп;
  3. развитие предпринимательства ведёт к селекции наиболее энергичных, дееспособных людей, для которых малый бизнес становится школой самореализации;
  4. развитие малого предпринимательства ведёт к созданию новых рабочих мест;
  5. развивая собственный бизнес, предприниматель, даже с ограниченным формальным образованием, формирует необходимые для работы на рынке навыки, повышает или изменяет свою квалификацию;
  6. стремясь выжить в конкурентной борьбе, руководители малых фирм чаще склонны идти'на риск и осуществлять новые проекты, инвестируя собственные деньги в разработку и внедрение технологических, технических и организационных новшеств;
  7. развитие малого и среднего предпринимательства означает мобилизацию материальных, финансовых и природных ресурсов (которые иначе остались бы невостребованными), а также более эффективное их использование;
  8. развитый малый и средний бизнес улучшает взаимосвязи между различными секторами экономики, тем самым повышая её мобильность и эффективность.

Корпоративная социальная ответственность — ответственность организации за воздействие её решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:

  1. содействует устойчивому развитию, включая здоровье и благосостояние общества;
  2. учитывает ожидание заинтересованных сторон;
  3. соответствует применяемому законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
  4. введено во всей организации [2, с. 7].

Можно выделить следующие аргументы в пользу социальной ответственности:

  1. Благоприятные для бизнеса долгосрочные перспективы. Социальная деятельность улучшает жизнь местных сообществ, может снижать государственный контроль и даёт право на некоторые льготы. Даже если краткосрочные издержки на реализацию социальных мер высоки, в рамках долгосрочного периода они могут стабилизировать прибыть за счёт привлекательного имиджа организации.
  2. Социальное воздействие способно формировать и изменять потребности и ожидания общества. Высокая лояльность организации может достигаться путём социального воздействие, которое может вносить коррективы в желания и представления потребителей.
  3. Коммерческие предприятия, как правило, располагают большим человеческим и ресурсным капиталом, что делает его логичным инструментом для решения социально-значимых проблем локальных сообществ.
  4. Моральное обязательство вести себя социально ответственно. Предприятие является членом сообщества, поэтому нормы морали должны управлять его поведением. Предприятие, подобно любому члену общества, должно действовать социально ответственным образом и способствовать укреплению моральных основ [4, с. 20].

Корпоративная социальная ответственность в рамках долгосрочной реализации получила название социальной политики организации, которая представляет собой деятельность, направленную на управление социальным развитием общества, совершенствование его социальной сферы, удовлетворение и гармонизацию социальных потребностей личности и социальных групп населения [3, с. 11].

Социальная деятельность организации выражается в следующих формах:

  1. благотворительность — финансовая или иная поддержка общественных объединений, культурно-массовых и оздоровительных мероприятий на безвозмездной основе;
  2. меценатство — безвозмездное покровительство проектов в определённых направлениях в области наук и искусства;
  3. патронаж — долгосрочное финансирование и организационное покровительство общественного объединения социальной или культурной сферы;
  4. спонсорство — в основном финансовый вклад в проекты, в которых организация напрямую не участвует, спонсорская поддержка допускает договор между спонсором и спонсируемым общественным объединением (спонсорский договор) об обязательстве последнего создавать публикации для спонсора;
  5. венчурная филантропия — вид поддержки, при которой донор вкладывает финансовые, временные, интеллектуальные и прочие ресурсы в долгосрочные партнёрские отношения для достижения конкретных измеримых результатов.

Социальная деятельность обычно направлена на такие группы объектов, как:

  1. собственные сотрудники (справедливая и прозрачная система оценки и вознаграждения персонала, формирование корпоративной культуры, обеспечение конкурентного уровня заработной платы, наличие постоянной части заработной платы, оказание сотрудникам социальных услуг добровольного характера и предоставление социальных льгот и пр.);
  2. местное сообщество в целом (защита окружающей среды, благоустройство общественных мест, помощь в строительстве общественно-значимых учреждений (детские сады, школы, больницы и пр.));
  3. социально не защищённые группы населения (медицинская помощь, предоставление рабочих мест инвалидам, обеспечение досуга и пр.).

Реальный или потенциальный предприниматель в своей деятельности должен руководствоваться не только личной выгодой, но и государственными и общественными интересами. У него должны возникать представления о пользе его дела для общества и государства.

Предпринимательство необходимо оценивать через призму социальной пользы, т. к. социальная значимость предпринимательства состоит в том, что оно ориентирует производство на потребности клиента, создание рабочих мест, способствует увеличению мобильности членов общества. На протяжении десятилетий коммерческий сектор был силой, способной дать населению те товары и услуги, которые не может дать государство. Коммерческий сектор считался более гибким и адаптивным относительно некоммерческого. Считается, что предпринимательская сфера накопила достаточный потенциал для реализации эффективной социальной политики, соответствующей современным экономическим условиям.

Малый бизнес в современной системе становится одним из экономически активных институций, поэтому он должен разделять социальную ответственность с государством. Предпринимателям становится выгодно участвовать в проектах по улучшению качества жизни общества.

В качестве наиболее многочисленного слоя частных собственников можно указать независимых предпринимателей, которые играют большую роль, как в экономической, так и в политической сфере. Предпринимательство и бизнес обеспечивают укрепление рыночных отношений на всех уровнях, основанные на демократии и частной собственности. Частные предприниматели являются выходцами из «общества», а это служит некоторым гарантом социальной и политической стабильности. В малом предпринимательства экономическая дифференциация достаточно низкая, что значительно повышает открытость для социального партнёрства. Кроме того, в числе малых предпринимателей большую долю занимают молодые люди, которые наиболее адаптивны к меняющимся условиям.

Многие люди под воздействием моральных мотивов уходят из растущего предприятия, т. к. деятельность организации направлена только на экономическую составляющую. Европейские исследователи отмечают, что выбор соотношения экономического и социального аспектов предпринимательской деятельности является проверкой личностных качеств человека.

Малое и среднее предпринимательство обеспечивает большой объём занятости и самозанятости населения. Но уровень проявления социального аспекта зависит больше от уровня профессиональной грамотности, квалификации и состояния здоровья. Малое предпринимательство способствует формированию новой структуры в период изменения отраслевой структуры, адекватной изменяющимся условиям экономической системы. В настоящее время малое предпринимательство сохраняет уровень занятости и повышает уровень своей эффективности за счёт привлечения предприимчивых людей с лидерскими качествами.

Кроме того, социальная значимость малого и среднего предпринимательства выражается в учёте потребностей местных сообществ, работе на локальных рынках с учётом устоявшихся традиций страны. За счёт своего масштаба малое и среднее предпринимательство оказывается более адаптивным к изменяющимся экономическим условиям, оно более способно реагировать на изменение состава и структуры потребительского спроса.

В XXI веке предприниматели малого бизнеса осознанно осуществляют деятельность, направленную на повышение социального уровня человека в повседневной жизни. Пришло осознание важности не только производственные характеристики, но и репутация компании, которая выстраивается благодаря активному участию в выполнении различных социальных программ.

Рассматривая феномен предпринимательства в России, следует учитывать достаточно недавний переход к рыночной системе, что подразумевает наличие остаточных компонентов экономики, свойственной директивно-плановой системе. Также можно отметить, что в период становления рыночной экономики в России сформировался слой социальных предпринимателей, занятых инициативной экономической деятельностью на базе частной или акционерной собственности. При функционировании данного слоя преодолеваются определённые трудности, неизбежные в переходный период экономики. Предприниматель теперь выступает организатором общественного производства, отлаживая гибкую систему его функционирования, способную работать на удовлетворение реальных потребностей общества, его отдельных структур и конкретных граждан. Все эти действия предают малому предпринимательству большую социальную направленность, что делает его одним из важных факторов социального развития современного общества.

Системный анализ социального аспекта предпринимательской деятельности начал производиться относительно недавно. Поэтому вопрос степени и структуры влияния социального предпринимательства является актуальным для научного и экономического обществ. В дальнейшем необходимо систематическое изучение как социальных аспектов предпринимательской деятельности, так и предпринимательских составляющих социальных проектов.

 

Список литературы:

  1. Кадол Н.Ф. Социальное предпринимательство в рыночной и переходной экономике. Диссертационная работа на степень к. э. н. — Москва, 2009. — 183 с.
  2. Корпоративная социальная ответственность. Новая философия бизнеса. — Москва: Внешэкономбанк, 2011. — 56 с.
  3. Маргулян Я.А. Социальная политика: учебник. — Санкт-Петербург: Издательство Санкт-Петербургского университета управления и экономики, 2011. — 236 с.
  4. Остапенко Г.Ф. Корпоративная социальная ответственность. — Пермь: Издательство Пермского национального исследовательского политехнического университета, 2012. — 112 с.