Статья:

ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ОАО «РЖД»

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Локтева А.О., Миклашова Е.В. ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ОАО «РЖД» // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 24.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 78 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМЫ ОБНОВЛЕНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ ОАО «РЖД»

Локтева Алёна Олеговна
студент Омского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Омск
Миклашова Екатерина Викторовна
студент Омского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Омск
Севостьянова Елена Владимировна
научный руководитель, доц. Омского государственного университета путей сообщения, РФ, г. Омск

 

Целью данной работы является изучение российской государственной вертикально интегрированной компании ОАО «Российские железные дороги» и выявление основных проблем железнодорожной отрасли в России. Данное направление на наш взгляд является весьма актуальным, так как будущее России непосредственно зависит от состояния и развития железнодорожной системы. В тоже время, это также самый доступный транспорт для миллионов российских граждан.

Стоит отметить, что отрасль имеет ряд актуальных проблем: необходимость ускоренного обновления основных фондов железнодорожного транспорта; преодоление технического и технологического отставания России от передовых стран мира по уровню железнодорожной техники; необходимость снятия ограничений для роста объемов транзитных грузовых перевозок; необходимость повышения безопасности функционирования железнодорожного транспорта; недостаточность инвестиционных ресурсов; низкий уровень роста экономической эффективности; высокая себестоимость перевозок в основных сегментах транспортного рынка; высокие затраты энергии в перевозке грузов; низкий уровень полезного действия тягового и мотор-вагонного состава; низкий уровень полезного действия электровозов; низкая производительность РЖД; слабая пропускная способность ЖД путей; недостаточная скорость грузовых поездов; низкий уровень развития скоростных грузоперевозок; низкая скорость грузовых вагонов; низкая скорость грузовых локомотивов; недостаточные массы грузовых составов; недостаточный уровень сервиса [5].

Основной из них на наш взгляд является проблема устаревания основных фондов. Данную проблему стоит рассматривать более подробно. Одной из задач является обновление технических средств производства, создание и ввод в эксплуатацию более совершенных орудий труда, обеспечивающих устойчивую безопасность движения поездов, улучшение качественных показателей использования подвижного состава, снижение уровня затрат на перевозку грузов и пассажиров, повышение сервиса пользователей транспортных услуг.

По данным агентства «Infoline-аналитика», на 1 января 2014 г. 285 000 вагонов — с истекшим сроком службы, из которых 40 000 — с непродленным сроком службы. Это 25 % от общего числа вагонов на сети РЖД. На 1 января средний возраст парка подвижного состава в стране составил 15,2 года. Самые старые вагоны — платформы (их средний возраст — 30 лет) и зерновозы (средний возраст — 21,4 года. Средний возраст полувагонов (самого массового типа подвижного состава) — 11,7 года [1].

Таблица 1.

Общие показатели исполнения инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» за 2013 г., млрд. руб.

 

План года

Факт года

Удельный вес от общего объема затрат

Исполнение, %

Всего:

467,5

467,2

100

99,9

Проекты, связанные с выполнением поручений Правительства РФ

45,8

46

9,9

100,4

Обеспечение безопасности

55

56,1

12

102

Снятие инфраструктурных ограничений

166,8

169

36,2

101,3

Повышение транспортной доступности для населения страны

61

59,5

12,7

97,5

Обновление подвижного состава

119

118,7

25,4

99,7

Прочие проекты

19,9

17,9

3,8

89,9

 

Как видно из таблицы 1, инвестиции на обновление подвижного состава выделяются, но не в достаточном объеме. Такое состояние основных фондов требуют значительных капитальных вложений, а собственный инвестиционный потенциал компании достаточно сильно ограничен. Можно сказать, что капитальные вложения производятся, хотя велика доля вложений в проекты, не связанные с реальным производством, также активные вложения идут в ж. д. направления, занятые экспортными перевозками сырья, что негативно сказывается на инфраструктурной обеспеченности промышленности. Так, несмотря на увеличение инвестиций, не удалось преодолеть износ основных фондов, часть инвестиций ушла на олимпийские объекты.

Объем инвестиционного бюджета ОАО «РЖД» на 2014 год составляет 393,1 млрд. рублей. В 2014 году ОАО «РЖД» продолжает масштабное развитие инфраструктуры. Прежде всего, планы компании направлены на реализацию капиталоемких проектов, значительно влияющих на развитие экономики всей страны. В первую очередь, это реализация проектов, связанных с выполнением поручений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации. Всего на реализацию проектов, связанных с выполнением поручений Правительства Российской Федерации, в 2014 году планируется направить 100,2 млрд. рублей, что составляет четверть от всего инвестиционного бюджета компании [2].

Инвестиционная программа ОАО «РЖД», таким образом, характеризуется направленностью на решение задач развития экономики страны и подготовкой Всемирной летней Универсиады 2013 и олимпийских игр 2014 г. в Сочи, приоритетность проектов определялась с этих позиций, а не с позиций прибыльности, рентабельности и высокой капиталоемкости проектов.

Объем же привлеченных инвестиций не велик, так как недостаточная привлекательность и рискованность вложений отпугивает инвесторов, поэтому в соответствии со стратегией развития ОАО «РЖД» в перспективе компания должна достичь ряда стратегических целей, одной из которых является обеспечение рентабельности на инвестированный капитал на уровне не ниже 3,5 % в 2015 году. Также в этот период компания планирует полный выход из бизнесов банковской деятельности, общепита, розничной торговли и проектирования объектов железнодорожной инфраструктуры. Участие частных инвесторов предполагается в рамках инвестирования проектов для линий следующих типов: грузообразующие, технологические и высокоскоростные. При этом ориентация идет, прежде всего, на конечных пользователей указанных линий [4, с. 110].

Таким образом, объекты социального и стратегического значения инвестируются за счет внешних средств, полученных от бюджетов различных уровней. Средства крупнейших компаний используются на осуществление проектов, ориентированных на расширение сети железных дорог и их эффективности по направлениям, которые они могут использовать в своей деятельности (например, для развития станций примыкания для повышения грузооборота и присоединением путей промышленных предприятий к общей сети используются средства таким компаний как ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез», ООО «Петро-Гранит», ОАО «Михайловский ГОК», ЗАО «Калужский научно-производственный электрометаллургический завод» и других) [3].

Отметим, что политика компании, ориентирующаяся на совершенствование инвестиционной деятельности, должна быть направлена в основном на устранение проблем отрасли, привлечение инвестиций частных инвесторов, а уже потом на осуществление всех социальных проектов. Запас прочности РЖД будет снижаться, если ей не уделять должного внимания, не решать отраслевые проблемы. Поэтому будет логично, если все заинтересованные лица будут постоянно отслеживать ситуацию в отрасли и оперативно принимать необходимые меры.

 

Список литературы:

  1. Информационное агентство Infoline-аналитика — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.vedomosti.ru/digest/Infoline -аналитика.
  2. Инвестиционная деятельность РЖД — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ir.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=35.
  3. Инвестиционные проекты РЖД — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://ir.rzd.ru/static/public/ru?STRUCTURE_ID=35.
  4. Кнуттон Р. Инвестиции и развитие железнодорожного транспорта // Железные дороги мира. 2011. № 12 C. 108—123.
  5. Соколова О.В. Проблемы реструктуризации РЖД / О.В. Соколова // Российский внешнеэкономический вестник. 2013.Т. 2013. № 11. С. 54—61.