Статья:

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Рожков А.П. РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 26.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА В ЭКОНОМИКЕ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Рожков Алексей Павлович
студент Астраханского государственного технического университета, РФ, г. Астрахань
Бабошкина Полина Алексеевна
научный руководитель, канд. экон. наук, доц. Астраханского государственного технического университета, РФ, г. Астрахань

 

Развитие малого и среднего бизнеса на современном этапе стало задачей не только экономической, но и политической. Учитывая современные темпы развития экономики России, возникает необходимость наращивания экономического потенциала, поиска инновационных путей развития экономики. Важную роль в этих процессах играет предпринимательство, как один из основных инструментов реализации инноваций в бизнесе, фактор, позволяющий решать большую часть экономических и социальных задачи, в том числе создавать конкурентную среду, наполнять рынок разнообразными товарами и услугами, создавать новые рабочие места, способствовать увеличению налоговых поступлений во все уровни бюджетной системы.

Учитывая современные условия экономического кризиса, роль малого и среднего предпринимательства для экономического развития России становится все более существенной, так как малый бизнес является одним из самых мобильным субъектом рынка, способных осуществлять быструю реакцию на действия правительства. Поэтому, при проведении политики по выводу экономики РФ из экономического кризиса, особое внимание следует уделить мерам, направленным на поддержку малого и среднего предпринимательства.

По данным мониторинга, проведенного Росстатом, около 75 % компаний малого и среднего бизнеса уже смогли ощутить влияние экономического кризиса при ведении своего бизнеса. Основной проблемой является увеличение дефицита финансовых ресурсов. Банки сворачивают программы по кредитованию малых и средних предприятий. Недостаточное количество оборотных средств приводит к задержка во взаиморасчетах между контрагентами, что еще больше ухудшает ситуацию.

Прогнозируемый объем тех доходов, которые выпадут из бюджета, оценивается в 140—150 млрд. руб., потому как 95 % малых и средних предпринимателей пользуются специальными налоговыми режимами. В случае если меры по поддержке малого предпринимательства не будут приняты, в условиях экономического кризиса снижение поступлений от налогов, совместно с выплатами пособий по безработице может привести к бюджетным потерям, которые могут превысить по своему объему прогнозируемые значения выпадающих доходов бюджета.

Для реализации задачи, направленной на минимизацию последствий экономического кризиса для Астраханской области, министерство экономического развития Астраханской области будет использовать в качестве основы субъекты малого и среднего бизнеса, так как их доля равна 47,6 % в общей численности организаций области, и доля платежей по налогам составила в 2013 году 9,6 %, исходя из общей суммы налоговых поступлений.

Достаточно отметить, что малое и среднее предпринимательство в Астраханской области обеспечивает работой более 180 тысяч человек, что превышает четверть трудоспособного населения области. Субъекты малого и среднего бизнеса региона представлены 33,2 тыс. индивидуальными предпринимателями и 6,1 тыс. организациями. Оборот малого и среднего бизнеса в 2013 году составил 45,3 млрд. рублей, что на 25 % больше прошлого года. Данные по предприятиям малого и среднего бизнеса, показавшим наилучшие результаты роста в 2014 году, так же свидетельствуют о том, что малое и среднее предпринимательство является чрезвычайно важным в экономике Астраханского региона. По сравнению с 2013 годом, доля предприятий, занятых в сфере малого и среднего бизнеса в 2014 увеличилась и составила соответственно: добыча полезных ископаемых — 118,75 %, рыболовство и рыбоводство — 112,33 %, строительство — 108,33 %, аренда и предоставление услуг по операциям с недвижимым имуществом — 108,81 %, здравоохранение и предоставление социальных услуг — 107,43 %, предоставление коммунальных и социальных услуг — 116,18 %.

В посткризисное время, малый и средний бизнес является основой роста, его ведущей силой. Кроме этого, малое и среднее предпринимательство является рыночным субъектом, который обладает большим запасом гибкости, может подстраиваться под влияние экономических условий, а так же имеет высокую маневренность в плане реализации инновационных проектов.

В рамках осуществления политики инноваций, на территории Астраханского региона активно проводится работа с государственной компанией «Российская корпорация нанотехнологий» (РОСНАНО): осуществляется отбор проектов, происходит оценка их экономической и научная состоятельность. Для малого и среднего бизнеса, внедрение инновационных технологий — это мощнейший ресурс, способствующий снижению издержек, для ВУЗов — возможность осуществить реализацию новых идей и проектов.

В 2015 году перед передовыми ВУЗами Астраханской области поставлена задача создания до 150 малых инновационных предприятий. В настоящее время, в Астрахани создано около 200 малых организаций, осуществляющих деятельность в области инноваций. Основные надежды в решении этого вопроса делаются на ВУЗы Астраханской области — Астраханский государственный технический университет, Астраханский государственный университет, Астраханский государственный медицинский университет.

В Астрахани и области была выработана комплексная система мер, направленных на поддержку малого и среднего предпринимательства, в особенности на организации, реализующие инвестиционные и инновационные проекты. На территории Астраханской области создана сеть бизнес-инкубаторов — объектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставляющих помещения на льготных условиях. В рамках формирования положительного образа предпринимателя, популяризации роли предпринимательства в конце 2013 года — первом полугодии 2014 года организованы и проведены образовательные мероприятия, направленные на реализацию программы по созданию сети школьных клубов начинающих предпринимателей на территории Астраханской области с целью получения практических знаний и навыков участниками мероприятий и вовлечению молодежи Астраханской области в предпринимательскую деятельность.

Таким образом, развитие малого и среднего бизнеса на современном этапе становится важным фактором повышения эффективности экономики региона, одним из самых экономически ёмких ресурсов, оказывающий влияние на развитие доходного потенциала Астраханского региона за счет поступлений от налогов, что определяет приоритетное направление политики Правительства РФ по становление экономики России на путь модернизации. В рамках оказания услуг по содействию субъектам малого и среднего предпринимательства в формировании и реализации кластерных инициатив, а также в разработке кластерных проектов на территории области, действует Центр кластерного развития. В рамках работы Центра проводятся следующие мероприятия: образовательные программы, оказание консультационных услуг малым и средним предприятиям при определении, разработке и продвижении приоритетных проектов.

 

Список литературы:

  1. Бабошкина П.А., Давыдова Ю.Д. Проблемы и перспективы развития малого бизнеса в Астраханской области Материалы международной научно-практической конференции «ХХ1 век: Россия и мир в условиях кардинально меняющегося общества» — (Москва 15—17 апреля 2013 г.) в 9 ч. Ч. 1 / Международный институт Экономики и права; под общей ред. Ф.Л. Шарова. — М., МИЭП, 2013. — 258 с.
  2. Развитие малого и среднего предпринимательства в современных экономических условиях: региональный аспект: моногр. / Бабошкина П.А., Куличева О.А., Курбатов А.В., Тактаров Г.А., Френкель Г.Э., Чертина Е.В. — Астрахань: Издатель ИП Сорокин Р.В. 2013 — 224 с.
  3. Официальный сайт министерства экономического развития Астраханской области — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.minec.astrobl.ru (дата обращения 03.12.2014).
  4. Официальный сайт Президента России — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: www.kremlin.ru (дата обращения 04.12.2014).
  5. Официальный сайт Правительства России— [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.premier.gov.ru (дата обращения 03.12.2014).
  6. Постановление Правительства Российской Федерации от 27.02.2009 г. № 178 (ред. от 26.05.2014) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства».
  7. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».
  8. Федеральный закон от 02.08.2009 № 217-ФЗ (ред. От 29.12.2012) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».