Статья:

РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Батищева А.И. РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 25.04.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

РОЛЬ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Батищева Анастасия Игоревна
магистрант Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Морозюк Юрий Витальевич
научный руководитель, д-р психол. наук, проф. Финансового университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва

 

В рамках современной глобализации и активной интеграции межличностное общение играет решающую роль. Стоит отметить, что без общения невозможна любая деятельность, не говоря об обмене опытом, переговоры и тому подобное. В таком случае, общение может выступать как взаимодействие между людьми, а может выступать и как одно из ведущих видов деятельности.

Коммуникационный процесс реализуется с помощью определенных средств знаковых систем. По критерию знаковых систем можно выделить невербальное и вербальное общение.

Уровень эффективности межличностной коммуникации зависит от двух основных социально-значимых функций взаимодействия и воздействия. Эти функции зависят от таких основных условий, как:

·     типы коммуникативных личностей;

·     восприятие смысловой и оценочной информации;

·     целенаправленного воздействия и взаимодействие друг с другом [2, c. 18].

Для выполнения вышеперечисленных условий, в целях повышения эффективности межличностной коммуникации необходимо придерживаться следующим принципам: а) совместимость партнеров как коммуникативных личностей; б) адекватное восприятие смысловой и оценочной информации; в) воздействие через убеждение.

Термин «коммуникация» в широком толковании означает общение. В узком смысле межличностная коммуникация является сложным процессом, в ходе которого происходит не только обмен информацией, но и ее формирования, получения, отправления, уточнения, переработка, обсуждения, развитие [2].

Коммуникация (лат. Communico общаюсь с кем) в межличностном общении отождествляется с тем, что человек думает перед провозглашением информации, как выражается и пытается объяснить свою мысль до собеседника, как получает от него обратную связь о правильности интерпретации мысли, реакцию на нее, как происходит процесс обсуждения в целом.

Межличностная коммуникация проявляется в следующих аспектах:

·     наличие общего коммуникативного пространства;

·     активность участников коммуникации как субъектов взаимного информирования. Направляя информацию, один участник общения предполагает активность другого, который также будет ориентироваться на мотивы, цели, установки своего партнера, соответственно анализировать их;

·     при произнесении мнения каждым участником происходит установление контакта друг между другом;

·     информация, которая дошла до собеседника и вернулась назад, организует партнеров межличностной коммуникации в совместное информационное поле;

·     общий смысл в межличностной коммуникации производится при условии, что информация не просто принята, но и осмыслена, то есть при наличии процесса совместного постижения предмета разговора;

·     характер обмена информацией определяется возможностью взаимного влияния партнеров посредством системы знаков;

·     эффективность коммуникации измеряется тем, насколько значимо взаимное влияние партнеров;

·     коммуникативное воздействие возможно лишь при условии, что индивид, который направляет информацию (коммуникатор), и индивид, который ее принимает (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации;

·     коммуникация психологически возможна при условии, что знаки, закрепленные за ними отображают значение (отображение существенных и обобщенных сторон предметов и явлений) и смыслы (субъективное содержание, которое приобретает слово в конкретном контексте) известны участникам коммуникативного процесса;

·     участники коммуникации должны идентично понимать ситуацию общения;

·     при обмене информацией могут возникнуть коммуникативные барьеры.

Достичь взаимопонимания при коммуникации, создать совместное информационное поле, общий смысл очень сложно. Чтобы информация была понятной коммуникатору и реципиенту, нужно преодолеть межличностную коммуникацию [1].

Процесс обмена информацией, налаживания диалога, взаимопонимания между участниками коммуникации, достижения результата общения происходит в определенном коммуникативном пространстве.

Коммуникативное пространство социально-психологическая среда, в которой возможно формирование адекватной коммуникативной модели общения. В этой модели должно последовательно воплощаться понимание коммуникатора и реципиента как участников коммуникативного процесса, уникальных индивидуальностей, субъектов информации, наделенных соответствующим коммуникативным потенциалом. На субъектов общения коммуникативное пространство влияет не только непосредственно общей информацией, которая возникает в процессе обмена информацией, но и через средства коммуникации (вербальные, невербальные), существующие в конкретной социально-психологической среде, правила общения, моральные нормы взаимодействия, обычаи, речевые ритуалы и т. д.

Управлять коммуникациями в организации проще тогда, когда четко определены основные правила. Для повышения эффективности коммуникаций, прежде всего, необходимо определить основные принципы и понимать, что прежде всего идет речь о человеческом процессе.

В процессе передачи информации реализуются функции речи: зарождение и восприятия сообщений регуляция коммуникативного действия собеседников, контроль за результатами общения и др. [3].

Одним из важнейших компонентов вербальной коммуникации является разговор, то есть умение говорить, произносить информацию, конструировать предложения. Характеристика разговора содержит также индивидуальные особенности человека (манера говорить), который произносит информацию.

Для совместимости партнеров в процессе коммуникации предполагает совместимость по всем трем параметрам. Благодаря коммуникативным потребностям, даже в том случае, когда коммуникативные установки различаются, происходит установление контакта, что важно для начального этапа коммуникации. Сигналом для осуществления коммуникации может служить как вербальный, так и невербальный язык. Здесь очень важно, чтобы они соответствовали принятым социальным нормам речевого поведения. Это в значительной степени облегчает речевое взаимодействие. Наибольшую роль тут играет совместимость когнитивных параметров, которые организованы в определенном когнитивном пространстве в виде блоков идентификации, рефлексии, знаний о вербальных и невербальных средствах коммуникации и др. [4]. Несмотря на то, что у каждого индивида объем этих блоков и их структура различны, поскольку они формируются на основе не только общественного познавательного опыта, но и личного, несмотря на то, что они зависят от особенностей работы полушарий головного мозга, отличающихся асимметрией, наличие готовых блоков позволяет оперировать ими с достаточной эффективностью, чтобы воспринять и оценить информацию и сформулировать свою реакцию.

Эффективность коммуникации в основном базируется на передаче информации между получателем и отправителем. Однако, при взаимодействии с друг с другом, необходимо принять во внимание тот факт, что существует множество препятствий в процессе коммуникации (рис. 1).

 

Описание: Macintosh HD:Users:florianka:Desktop:Снимок экрана 2014-12-04 в 13.02.39.png

Рисунок 1 Препятствия межличностных коммуникаций

 

В контексте межличностной коммуникации восприятие это, прежде всего, сложный процесс приема и переработки смысловой и оценочной информации, необходимое условие для актуализации межличностной коммуникации. Эффективность межличностной коммуникации зависит от степени адекватности смыслового восприятия, так как с этим связана правильность интерпретации информации, коммуникативной установки партнера и прогнозирование последующих этапов коммуникации.

Итак, процесс коммуникации тесно связан с понятием информации, так как коммуникация включает и то, что передается (информацию), и то, каким способом передается. При коммуникации ее участники должны быть в состоянии воспринимать сообщение, то есть установить друг с другом обратную связь. Эти процессы являются важнейшими элементами коммуникативного акта. Но в процессе межличностных коммуникаций, при установлении обратной связи возникают различные помехи, и главная задача менеджера или руководителя, правильно распознавать и устранять возникающие препятствия в целях повышения эффективности коммуникации.

Коммуникация играет важную роль в развитии организации как целостного организма. Каждый руководитель должен быть заинтересован в улучшении коммуникации. С помощью коммуникации реализуются цели компании, проводятся новые идеи, мотивация, осуществляется контроль за поведением персонала организации. Коммуникации также необходимы для утверждения авторитета руководителя.

 

Список литературы:
1.    Викулова Л.Г., Шарунов А.И. Основы теории коммуникации Практикум — М.: ACT; ACT Москва; Восток — Запад. — 2008. — 316 с.
2.    Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. СПб: Питер, 2001. — 544 с.
3.    Лютенс Ф. Организационное поведение. — М.: Инфра — М, 2009. — 387 с.
4.    Морозюк Ю.В., Морозюк С.Н. Человеческий фактор в управлении социально-экономическими системами: Монография. — М: Финакадемия, 2009. 184 с.
5.    Морозюк Ю.В., Морозюк С.Н. Человеческий фактор. Психологические аспекты управления персоналом (в контексте обеспечения экономической безопасности организации): Монография. — М: Финансовый университет, 2011. 132 с.
6.    Шермерорн Дж., Хант Дж., Осборн Р. Организационное поведение. — СПб: Питер, 2014. — 564 с.