Статья:

ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 8. Менеджмент

Выходные данные
Гревцева К.А. ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 23.11.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 0 голосов
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

ПРОБЛЕМА ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Гревцева Ксения Александровна
студент Финансового Университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
Морозюк Юрий Витальевич
научный руководитель, д-р экон. наук, д-р психол. наук, проф. Финансового Университета при Правительстве РФ, РФ, г. Москва
 

Тема лидерства становится все более популярной в мире экономики. И это понятно: одной из важнейших черт успешной компании является наличие лидера, стоящего во главе данного предприятия. В основном именно от этого человека и зависит эффективность и развитие фирмы. Однако в России не уделяют должного внимания данной характеристике, хотя многие компании имеют такую проблему как, поиск людей, которые имели бы знания и лидерские качества, чтобы определить направление перемен и добиться реализации поставленных задач. Также для российских компаний данная тема важна и потому, что, в отличие от западных коллег, у нас нет опыта в области развития лидерского потенциала.

Для начала разберемся в определении понятия «лидерство», что именно оно означает и чем отличается от «менеджмента». «Лидерство — это искусство заставлять других делать то, что ты хочешь, так, чтобы они думали, будто сами хотят делать это», — сказал Дуайт Эйзенхауэр, известный военачальник и президент США, делая акцент на том, что лидер способен оказывать влияние на своих последователей. «Менеджмент — это искусство добиваться необходимого, а лидерство — искусство определять, чего необходимо добиться», — утверждал Питер Друкер, классик менеджмента, говоря о различии между управлением в рамках заданной системы и способностью изменять саму систему. Таким образом, авторы журнала «Вестник McKinsey» на основе данного различия выделяют ключевые качества и характеристики настоящего лидера.

·     Чувство перспективы — конкретное видение направлений развития и путей достижения поставленных целей.

·     Страстность — вовлеченность, сопереживание, эмпатия.

·     Убедительность — способность мотивировать сотрудников, «заразить» их своей идеей, добиться своего.

·     Настойчивость — никогда не сдаваться.

·     Терпение — тщательно планировать все шаги и уметь ждать подходящего момента.

Итак, основной чертой, отличающей лидеров от менеджеров, является способность создания нового. Так, в статье «Менеджеры и лидеры: чем они различаются?», напечатанной в Harvard Business Review в 1977 г., Абрахам Залезник, профессор Гарвардского университета, выявил несколько характеристик, подтверждающих сей факт, которые можно структурировать в следующую таблицу 1.

Таблица 1.

Сравнительная характеристика лидеров и менеджеров

Составлено автором по следующему источнику: Эберхард фон Ленайзен, Развитие лидерства: российский контент // Вестник McKinsey. — 2006. — № 6. — С. 7—21

 

Залезник говорит и о том, что для успешного развития компания нужны и те, и другие. Лидеры привносят инновации в компанию, выбирают векторы движения, а менеджеры поддерживают стабильность, структурируют хаос, созданный лидерами, и таким образом компания приспосабливается к изменяющейся обстановке.

В России же не рассматривают должным образом данные различия, вследствие чего считается, что менеджером стать можно, а лидером нужно родиться, однако на это есть, по крайней мере, два возражения:

1)  Западные компании уже десятилетия успешно выращивают настоящих лидеров;

2)  Задатки лидера могут проявляться в той или иной степени у каждого человека, но, чтобы развить свой потенциал, требуется получение определенных знаний и навыков.

Проявление лидерских качеств необходимо на всех ступенях карьеры. Так, на нижних — взятие на себя ответственности, качественное исполнение работ, готовность выйти за рамки; далее — умение развивать нужные качества, как в себе, так и в сотрудниках; на верхних — способность мыслить стратегически, видеть будущее компании, вести за собой людей.

Чтобы стать лидером, нужно обладать определенными качествами характера и навыками. Однако если изменить, что дано тебе от природы очень сложно, то приобрести соответствующие навыки можно. В книге «Воля к лидерству» Марвин Бауэр выделяет следующие атрибуты настоящего лидера, которые не нуждаются в разъяснении: честность, сдержанность и непринужденность, умение слушать, восприимчивость, эмпатия, инициативность, умение мотивировать. Таким образом, с одной стороны, развивая в себе данные характеристики, у многих людей есть шанс стать лидером, с другой стороны, развить лидерский потенциал — это одно, а стать эффективным лидером — другое.

Чтобы понять, что означает «эффективность» в данном контексте и от чего зависит, обратимся к исследованиям психолога Дэниела Гоулмана, которому удалось проанализировать деятельность около 4000 топ-менеджеров 200 крупных мировых компаний и выявить, что всех эффективных лидеров объединяет одна существенная черта — наличие высокого уровня эмоционального интеллекта. Причем, в ходе проведения исследования, было выявлено, что эмоциональный интеллект в разы важнее других качеств, потому что именно он определяет грамотное лидерство.

В своей работе Гоулман выделяет главные составляющие данного интеллекта, к которым относятся самосознание, самоконтроль, мотивация, эмпатия и социальные навыки. В кратком виде их влияние на трудовую жизнь можно показать следующей таблицей 2.

Таблица 2.

Пять составляющих эмоционального интеллекта в сфере трудовой жизни

Источник: Даниел Гоулман, С чего начинается лидер // С чего начинается лидер / Пер. с анг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 232 с. — С. 9—36 — (Серия «Классика Harvard Business Review»)

 

Разумеется, каждый менеджер имеет свои специфические черты, определяющие его личный эмоциональный интеллект, и в зависимости от него у руководителя формируется свой стиль управления. Вследствие этого Гоулмана заинтересовало, а как эмоциональный интеллект влияет на стиль управления. И в ходе исследования было выявлено, что чем выше уровень эмоционального интеллекта, тем большим количеством стилей управления пользуется лидер. Таким образом, возвращаясь к определению эффективного лидера — это тот лидер, который имеет высокий уровень эмоционального интеллекта и использует несколько стилей управления.

В дальнейшем было выявлено и то, что каждый из стилей управления влияет на климат внутри компании, причем на разные его составляющие, а климат, в свою очередь, влияет на финансовые показатели — норму прибыли, рост доходов, рентабельность. Исследования показали, что лидеры, добивающиеся высоких финансовых результатов, пользовались стилем руководства, положительно сказывающимся на климате. И хотя эффективность деятельности во многом определяется также экономическими условиями и конкурентной ситуацией, по крайней мере на одну треть она зависит от климата в самой организации. А это слишком большая величина, чтобы ее игнорировать.

Поэтому в своем исследовании Гоулман приводит влияние разных стилей лидерства на составляющие климата (табл. 3).

Таблица 3.

Влияние стиля лидерства на климат

Источник: Даниел Гоулман, Лидерство, приносящее результаты // С чего начинается лидер / Пер. с анг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 232 с. — С. 65—102 — (Серия «Классика Harvard Business Review»)

 

Таким образом, из вышеприведённой таблицы мы видим, что, действительно, каждый стиль лидерства положительно или отрицательно влияет на климат практически на одну треть.

Теперь разберёмся, а что собой представляют данные стили лидерства, и опять обратимся к исследованиям Д. Гоулмана, который смог структурировать полученные результаты своих исследований в таблицу 4. Из нее видно, насколько важно знать приемы и методики разных стилей лидерства, так как в организации случаются разные события, происходят изменения, и, чтобы поддержать устойчивое развитие предприятия, одним стилем не обойтись.

Итак, проблема лидерства очень важна в современной экономике, потому что именно лидер, способен управлять крупными и мелкими компания, задавать направления развития всего мира и влиять на жизнь населения. Однако данная тема недостаточно проработана и остаются еще проблемы в сфере как воспитать лидера, как выявить лидерский потенциал и оценить эмоциональный интеллект, но пути решения данных задач уже начинают появляться.

Если говорить о России, то в нашей стране тоже озабочены данной темой. Российские компании все больше уделяют внимания повышению эффективности своей деятельности. И наша страна может в этом им помочь: она обладает мощным лидерским потенциалом. Российских предпринимателей отличают от западных удивительная воля к победе, готовность добиваться ее любой ценой, вера в свои силы и желание действовать. В нашей стране лидер не привык сдаваться, отступать перед сложностями или признавать, что что-то сделать нельзя, — это не в характере российских бизнесменов. Однако существует ряд проблем, которые мешают наращивать лидерский потенциал. Авторы журнала «Вестник McKinsey» выделяют следующие.

·     Доминирование личных отношений над профессиональными;

·     Неумение работать в команде;

·     Чрезмерный контроль и нечеткое распределение обязанностей;

·     Отсутствие опыта и культуры персонала.

Несмотря на то, что есть данные проблемы, многие российские компании создают свои программы по развитию лидерства, которые в последствие становятся признанными и эффективными. Удачным примером является компания «МТС» — Мобильные ТелеСистемы, российская компания, работающая в отрасли телекоммуникаций и оказывающая услуги связи в России и странах СНГ. В данной организации действует системная модель обучения, основанная на стратегических целях Компании и целях в области управления персоналом, базирующаяся на модели Компетенции группы МТС. Так, здесь действует Корпоративной Университет, миссия которого — «создание возможности развития, расширяя границы людей и бизнеса, для уверенного будущего МТС». Основными направлениями этого университета в области лидерства являются:

·     Интегральное обучение, в рамках которого новым руководителям предоставляются дополнительные программы по введению во внутреннюю структуру, принятые процедуры взаимодействия и бизнесс-процессы; действующим сотрудникам — возможность посещения мероприятий по командообразованию и повышению корпоративного духа.

·     Развитие управленческих компетенций менеджеров, где составляются индивидуальные планы обучения и проводятся целевые и модульные образовательные программы, посещение которых обязательно определенным категориям менеджеров. Особое внимание уделяется инструментам управления персонала и методам взаимодействия с подчиненными. Также важным аспектом данного направления является мотивация и удержание руководителей Компании.

·     Обучение кадрового резерва и преемников на управленческие позиции. Формирование индивидуальных планов развития на основе результатов оценочных мероприятий и уровня развития компетенций.

·     Проведение мастер-классов от топ-менеджеров Компании.

Также в МТС была запущена комплексная программа развития «Управление талантами», состоящая из мастер-классов, тренингов, бизнес-завтраков с топ-менеджерами, программ наставничества и менторинга. Данные мероприятия предназначались преемникам на руководящие посты, высокопотенциальным сотрудникам, специалистам с уникальной экспертизой. На базе Компании проводилась «Академия Лидерства», каждый четвертый участник которой занял новую карьерную ступень. В 2013 году был разработан свод правил для руководителя МТС.

Таким образом, Компания МТС является лидером по разработке программ развития персонала и идет первой по дороге изменения отношения к персоналу и лидерству в целом.

 

Таблица 4.

Краткая характеристика стилей лидерства

Источник: Даниел Гоулман, Лидерство, приносящее результаты // С чего начинается лидер / Пер. с анг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 232 с. — С. 65—102 — (Серия «Классика Harvard Business Review»)


Список литературы:
1.    Эберхард фон Ленайзен, Развитие лидерства: российский контент // Вестник McKinsey. — 2006. — № 6. — С. 7—21.
2.    Даниел Гоулман, Лидерство, приносящее результаты // С чего начинается лидер / Пер. с анг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 232 с. — С. 65—102 — (Серия «Классика Harvard Business Review»).
3.    Даниел Гоулман, С чего начинается лидер // С чего начинается лидер / Пер. с анг. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. — 232 с. — С. 9—36 — (Серия «Классика Harvard Business Review»).
4.    Компания МТС: Годовой отчет 2013 — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Downloads/mts-ar-2013-ru-interactive.pdf (дата обращения 07.12.2014).