УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП МИЗЮК А.М. МАГАЗИН «СИРИУС», г. АРТЕМ
Секция: 8. Менеджмент
XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»
УПРАВЛЕНИЕ ЗАПАСАМИ ТОРГОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ ИП МИЗЮК А.М. МАГАЗИН «СИРИУС», г. АРТЕМ
С целью обеспечения равномерной деятельность, обширного подбора товаров и наиболее свершенного удовлетворение спроса покупателей предприятий торговли в складах предприятий торговли должны являться конкретные товарные запасы. Ни одно торговое предприятие никак не может оставаться в отсутствии запасов. С их объема и степени в существенной грани находятся в зависимости результаты торговой работы предприятия.
Задача управления запасами возникает, если необходимо сформировать запас вещественных ресурсов либо объектов использования с целью удовлетворение спроса в данном этапе периода.
Процессы управления запасами считаются сложной частью концепции управления торговым предприятием, по этой причине их результативность характеризуется подобным базисным аспектом, равно как величина потерь, образовывающихся присутствие управлении резервами [1].
Таким способом, присутствие товарных запасов равно как действа, обуславливается потребностью обеспечения обыкновенного хода оборочиваемости товаров, его крепости и неразделимости. Но никак не каждый рыночный запас объективно необходим с целью обеспечения товарного вращения.
Товарные резервы выполняют 3 функции:
1) гарантируют беспрерывность наращенного производства и вращения, в ходе каких совершаются их непрерывное формирование и применение;
2) удовлетворяют очевидную потребность жителей, т. к. считаются конфигурацией товарного предписания;
3) определяют соотношение среди размеров и текстурой спроса и товарного предписания [2].
В взаимосвязи больше описанным существовала установлена задача деятельность основано событие, нацеленное в концепцию управления запасами.
Товарные запасы должны отвечать дальнейшим нуждам:
· добиваться конкретных объемов, чтобы в перемещение данного времени исполнять масштабам спроса;
· являться более, нежели обычные габариты осуществлении либо покупательского спроса;
· постоянно восстанавливаться и обновляться.
Запасы предназначаются с целью этого, для того чтобы смягчить взаимозависимость продавца от потребителя и напротив. Они предполагают собою одну с конфигураций проявления вещественных потоков. В собственную очередность вещественные потоки смогут пребывать или в активном, или статичном пребывании. В большинстве ситуации развитие физического потока считается разрывным, т. е. материальный поток изменяет собственное активное положение в статичное положение и назад.
Запасы готовой продукции в предприятиях-производителях и в каналах распределения именуются сбытовыми либо товарными.
Запасы считаются важным инструмент обеспечивания равновесия спроса и предложения в торге. В взаимосвязи с этим, то что в стоимости продукта немаловажную часть составляют расходы, сопряженные с нахождением его в форме запаса, одной с главнейших проблем сортировочной логистики считается наибольшее снижение данных потерь и периода присутствия материальных запасов в статичном пребывании.
С логистической позиции товарные запасы — такое вещественные потоки, какие получились с области изготовления, однако ещё никак не зачислились в сферу потребления.
Запасы возможно систематизировать согласно разным показателям. Но, невзирая в огромное количество показателей систематизации, более зачастую использующейся считается разделение материальных запасов, показывающая собою определённый сплав критериев согласно взаимоотношению к логистическим операциям и многофункциональной приспособления.
По взаимоотношению к базовым логистическим активам запасы подразделяют в: совместные, резервы в снабжении, производственные и сбытовые. Все без исключения запасы, существующие в экономике и содержащие в себе сырьевые материалы, главные и дополнительные материалы, полуфабрикаты, детали, готовые изделия и т. п. определим равно как совместные. Снабженческие, производственные и сбытовые запасы оформляют совместные материальные запасы предприятия, представляющие предметом оптимизации логистического менеджмента с позиции единых потерь.
Объектом исследования в данной работе деятельность ИП Мизюк А.М. магазин «Сириус».
Таблица 1.
Основные экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности магазина «Сириус» за 2013—2014 гг.
Показатели |
Период |
2013 к 2014 |
||
2013 |
2014 |
Абсолютное отклонение |
Темп роста,% |
|
Выручка от реализации продукции, руб |
36358404 |
42059830 |
5701426 |
115,68 |
Себестоимость проданных товаров, руб |
16810320 |
18260395 |
1450075 |
108,00 |
Стоимость основных средств,.руб |
2056745 |
2840380 |
783635 |
140,00 |
Фондоотдача, руб/руб |
17,7 |
14,8 |
-2,9 |
170,00 |
Фондоемкость, руб/руб |
0,05 |
0,06 |
0,01 |
80,00 |
ФОТ, руб |
4464000 |
4869818 |
405818 |
109,00 |
Среднесписочная численность, чел. |
11 |
12 |
1 |
109,00 |
Среднегодовая зарплата,руб |
405818,182 |
405818,167 |
0,015 |
99,00 |
Среднегодовая выработка 1 работника |
3305309,51 |
3504985,83 |
199679,32 |
106,00 |
Затраты на 1 руб. реализованной продукции руб/руб |
0,5 |
0,4 |
-0,1 |
80,00 |
Прибыль от продаж |
19548084 |
23799435 |
4251351 |
120,00 |
Чистая прибыль |
5042766 |
5101600 |
58834 |
101,00 |
Рентабельность продаж, % |
53,8 |
56,6 |
2,8 |
- |
Составление плана товарных запасов подразумевает применение комплекса способов, нацеленных в определение оптимальной, нормативной величины резервов.
Основу планирования товарных запасов нынешного направления является их стандартизация, в ходе какого вводится показатель резерва в днях и сумме согласно товарным группам. Мера товарных запасов представляет в то же время и нормой товарооборачиваемости.
В нынешних обстоятельствах предприятия продуктовых продуктов без помощи других нормируют и намереваются резервы материала и продуктов. Показатель товарного резерва нужен с целью реализации финансовой, экономической и торговой работы, присутствие регулировке объема личных используемых средств, приложенных в запасы, установлении планового объема кредита, с целью своевременного контролирования из-за товарными резервами, присутствие расчете расходов согласно сбережению.
Анализируя товарные запасы, торговое предприятие принимать решение соответствующее главные проблемы: обнаружение соотношения практических товарных резервов их нормативу; утверждение динамики и оценки перемен, случившихся в объёме и текстуре товарных резервов, в быстроты оборачиваемости единичных групп продуктов; обнаружение и расчёт условий, оказавших воздействие на изменение товарных запасов. Итоги финансового рассмотрения ложатся в базу исследования определенных событий согласно улучшению капиталом товарных резервов и ускорению оборачиваемости, согласно увеличению производительности коммерческой работы торгового предприятия.
Таблица 2.
Товарооборачиваемость товарных запасов за 2013 г.
Товарные группы |
Товарооборот За 2013 г. руб. |
Товарные запасы, тыс. руб. |
Средние ТЗ, руб. |
Скорость товарного обраще- ния, раз |
Время товар- обра- |
|
На 01.07.2013 |
На 01.01.2014 |
|||||
Бакалея |
3817632,0 |
285763,97 |
451224,02 |
368494 |
10,4 |
35 |
Заморозка |
1454336,1 |
68738,86 |
186629,51 |
127684,2 |
11,4 |
32 |
Молочные продукты |
1817920,0 |
73818,91 |
187803,86 |
130811,4 |
13,9 |
26 |
Мясные и колбасные изделия |
5090177,0 |
300455,89 |
742589,34 |
521522,6 |
9,8 |
37 |
Рыба и морепродукты |
3999424,2 |
192264,17 |
414950,4 |
303607,3 |
13,2 |
28 |
Овощи |
2545088,0 |
97537,16 |
168095,65 |
132816,4 |
19,2 |
19 |
Фрукты |
1636128,3 |
25621,59 |
1307,83 |
13464,7 |
121,5 |
3 |
Безалкогольные напитки |
2908672,0 |
142126,06 |
349002,42 |
245564,2 |
11,8 |
31 |
Алкоголь |
12361857,0 |
1913244,6 |
5104140,95 |
3508692,8 |
3,5 |
104 |
Табак и табачные изд. |
727170,0 |
85894,16 |
348674,07 |
217284,1 |
3,3 |
109 |
Итого |
36358404,6 |
3185465,37 |
7954418,05 |
5569941,7 |
6,5 |
56 |
Таблица 3.
Анализ уровня товарных запасов ИП Мизюк А.М. «Сириус» за 2013—2014 гг.
Группы |
Товарооборот, руб.
|
Средние товарные |
Уровень |
Дина-
|
|||
2013г |
2014г |
2013г |
2014г |
2013г |
2014г |
||
Бакалея |
3817632 |
3995683,85 |
368494 |
516440,09 |
43,1 |
53,6 |
+10,5 |
Заморозка |
1454336 |
1051495,75 |
127684,2 |
164013,32 |
46,8 |
73,7 |
+26,9 |
Молочные |
1817920 |
1472094,05 |
130811,4 |
178961,65 |
37,7 |
57,3 |
+19,6 |
Мясо |
5090177 |
6308974,5 |
521522,6 |
741686,21 |
53,2 |
56,2 |
+3,0 |
Рыба и |
3999424 |
5257478,75 |
303607,3 |
533127,9 |
37,9 |
45,9 |
+8,0 |
Овощи |
2545088 |
3364786,4 |
132816,4 |
99564,55 |
24,1 |
13,2 |
-10,9 |
Фрукты |
1636128 |
1682393,2 |
13464,7 |
44469,815 |
0,3 |
12,5 |
+12,2 |
Безалко- |
2908672 |
2944188,1 |
245564,2 |
345243,6 |
43,8 |
61,2 |
+17,4 |
Алкоголь |
12361857 |
14720940,5 |
3508692,8 |
4668581,4 |
150,7 |
129,8 |
-20,9 |
Табак и |
727170 |
1261794,9 |
217284,1 |
587134,5 |
175,0 |
178,6 |
+3,6 |
Итого |
36358404,6 |
42059830,0 |
5569941,7 |
7879223,04 |
79,9 |
88,4 |
+8,5 |
Концепция планирования резервов наставлена в их минимизацию, учащение оборачиваемости, увеличение эффективности с средств, приложенных в резервы.
Еще один неплохим методом планирования товарных резервов считается способ сезонного моделирования.
Сезонные колебания — повторяющиеся с года в время изменения признака в конкретные интервалы периода. Для измерения сезонных колебаний обычно исчисляются индексы сезонности (Isi) по формуле:
Isi = Yi / Y ·100 (1)
где: Yi — среднее значение товарооборота в определенный месяц на основании фактического товарооборота последних лет;
Y — среднее значение товарооборота в месяц на основании фактического товарооборота последних лет [6].
Рассчитаем сезонные колебания за 2013—2014 гг. по месяцам.
Таблица 4.
Исходные данные для расчета сезонных колебаний товарооборота по месяцам за 2013—2014 гг.
Месяц |
Товарооборот, руб. |
|
2013 г. |
2014 г. |
|
Январь |
2974623,4 |
2986702,1 |
Февраль |
2847338,0 |
3112506,3 |
Март |
3046733,6 |
3524499,58 |
Апрель |
2874694,4 |
3414645,03 |
Май |
2916806,0 |
3287456,0 |
Июнь |
2940572,0 |
3407843,5 |
Июль |
3275840,3 |
3775786,13 |
Август |
3309946,6 |
3853007,0 |
Сентябрь |
3493429,3 |
3499535,06 |
Октябрь |
3072246,5 |
3694441,8 |
Ноябрь |
2956865,3 |
3487535,5 |
Декабрь |
2649309,2 |
4015872,0 |
Итого |
36358404,6 |
42059830,0 |
Определим:
1) Индекс сезонности (построим график);
2) Сделаем прогноз реализации продукции на 2015 г.
3) Среднемесячная за 2 года.
Общая (постоянная) средняя.
3259093,1 (2)
Таблица 5.
Анализ реализации продукции за 2013—2014 гг.
Месяц |
Реализация, руб. |
Среднемесячная за два года, руб. |
Индекс сезонности, % |
|
2013 г. |
2014 г. |
|||
Январь |
2974623,4 |
2986702,1 |
2980662,75 |
91,5 |
Февраль |
2847338,0 |
3112506,3 |
2979922,15 |
91,4 |
Март |
3046733,6 |
3524499,58 |
3285616,59 |
100,8 |
Апрель |
2874694,4 |
3414645,03 |
3144669,715 |
96,5 |
Май |
2916806,0 |
3287456,0 |
3102131,0 |
95,2 |
Июнь |
2940572,0 |
3407843,5 |
3174207,75 |
97,4 |
Июль |
3275840,3 |
3775786,13 |
3525813,215 |
108,2 |
Август |
3309946,6 |
3853007,0 |
3581476,8 |
109,9 |
Сентябрь |
3493429,3 |
3499535,06 |
3496482,18 |
107,3 |
Октябрь |
3072246,5 |
3694441,8 |
3383344,15 |
103,8 |
Ноябрь |
2956865,3 |
3487535,5 |
3222200,4 |
98,9 |
Декабрь |
2649309,2 |
4015872,0 |
3332590,6 |
102,3 |
Итого |
36358404,6 |
42059830,0 |
39209117,3 |
100 |
Абсолютный среднегодовой прирост определяется по формуле:
(3)
Сделаем прогноз товарооборота на следующий (плановый) год, используя показатель среднегодового прироста:
(4)
Среднемесячный уровень:
(5)
Используя индексы сезонности, можно сделать прогноз товарооборота по месяцам на плановый период года. И для наглядного просмотра прогноза товарооборота по месяцам на плановый год подстроим график.
Рисунок 1. Прогноз товарооборота по месяцам (плановый период)
С целью познания закономерностей формирования общественно-экономических явлений в внутригодовой динамике необходимо иметь количественные качества формирования исследуемых явлений согласно месяцам и кварталам одногодичного цикла.
Сезонные колебания присутствуют в абсолютно всех областях существования общества: в изготовлении, вращении, пользовании. Огромное значение сезонные колебания приобретают в исследовании покупательского спроса жителей в единичные пищевые продукты и типы услуг, а кроме того на изменение стоимости и инфляцию.
Рост резервов расценивается положительно, если сопутствуется ростом объема производства продукта. Передовые темпы подъема объема осуществлении продукта согласно сопоставлению с темпами подъема производственных запасов приводят к ускорению оборачиваемости используемых средств, к их освобождению с хозяйственного выражения.
Чем медлительнее производственные запасы завертываются в ходе функционирования предприятия, тем более необходимо хозяйственных средств с целью продолжения производственно-хозяйственной работы предприятия.
В степени предприятий резервы принадлежат к количеству предметов, вызывающих крупных финансовложений, и по этой причине предполагают собою одним из условий, устанавливающих политическому деятелю предприятия и действующих в степень логистического сервиса в полном. Но многочисленные фирмы никак не уделяют ему соответствующего интереса и регулярно недооценивают собственные предстоящие необходимости в доступных запасах. В следствии данного предприятия как правило встречаются с этим, то что им доводится инвестировать в резервы более значительный основной капитал, нежели планировалось.
Объективная потребность создания резервов сопряжена с нравом действий изготовления и воспроизводства. Главной предпосылкой создания запасов считается несовместимость в пространстве и в времени изготовления и употребления материальных ресурсов.
Список литературы:
1. Бланк И.А. Управление торговым предприятием: учебник для вузов / И.А. Бланк. — М., 2009. — 460 с.
2. Бродецкий Г.Л. Управление запасами: учебник для вузов / Г.Л. Бродецкий. — М.: Эксмо, 2010. — 520 с.
3. Баканов М.И. Экономический анализ в торговле: учебник для вузов / М.И. Баканов. — М.: Финансы и статистика, 2009. — 397 с.
4. Ваньян П.Л. Управление запасами как точная наука: учебник для вузов / П.Л. Ваньян. — М.: Инвестор, 2009. — 348 с.
5. Соломатин А.Н. Экономика товарного обращения: учебник для вузов / А.Н Соломатин. — М.: Инфра — М, 2009. — 220 с.
6. Родионов Р.А. Логистический менеджмент: нормирование и управление товарными запасами и оборотными средствами в коммерческом предприятии / Р.А. Родионов. — М.: А — Приор, 2012. — 360 с.