Статья:

КОНСАЛТИНГ В ГЛОБАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗНАНИЙ

Конференция: XIX Студенческая международная заочная научно-практическая конференция «Молодежный научный форум: общественные и экономические науки»

Секция: 11. Экономика

Выходные данные
Алиева С.Ш., Саркисян А.А. КОНСАЛТИНГ В ГЛОБАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗНАНИЙ // Молодежный научный форум: Общественные и экономические науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(19). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_social/12(19).pdf (дата обращения: 27.12.2024)
Лауреаты определены. Конференция завершена
Эта статья набрала 1 голос
Мне нравится
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
Дипломы
лауреатов
Сертификаты
участников
на печатьскачать .pdfподелиться

КОНСАЛТИНГ В ГЛОБАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ЗНАНИЙ

Алиева Сабина Шакировна
студент 2 курса, кафедра «Экономика и финансы», Финансовый университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал), РФ, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ
Саркисян Азгануш Азизовна
студент 2 курса, кафедра «Экономика и финансы», Финансовый университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал), РФ, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ
Каирова Фатима Асламбековна
научный руководитель, канд. экон. наук, старший преподаватель кафедра «Экономика и финансы», Финансовый университет при Правительстве РФ (Владикавказский филиал), РФ, Республика Северная Осетия-Алания, г. Владикавказ

 

Глобализация изменяет социально-экономическое пространство, меняя емкость рынков, их структуру, возможности работы. В глобальном социально-экономическом пространстве доминирующей компонентой развития становится экономика знаний и все более востребованными становятся традиционные и вновь формирующиеся механизмы адаптации экономических субъектов к этой новой среде. Активное развитие и распространение новых форм ведения бизнеса и разнообразных структур — сетевых, виртуальных, глобальных — закономерно увеличивает зависимость конкурентоспособности предприятия от умения использовать ресурсы знаний. «Цитата» [1, с. 52].

Управление в условиях экономики знаний требует системного подхода, дальнейшего развития научно-методического аппарата. Одним из инструментов и механизмов управления конкурентоспособностью и развитием в целом является консалтинг, под которым понимается адресное решение проблем предприятий, передачу опыта, т. е. расширение пространства знаний. Из вспомогательного, обеспечивающего инструмента консалтинг трансформируется в базовый институт проектирования бизнес-процессов. Можно предположить, что эти изменения инициируются процессами, связанными с формированием глобальной экономики.

Глобализация — многогранное явление. Она затрагивает интересы государств, предприятий, людей, проявляясь в трансформации социально-политических, экономических, информационных отношений под влиянием масштабных технологических изменений.

Глобализация, став общепризнанным фактом и реальностью, не перестала быть научной проблемой и требует детального анализа своего содержания и динамики. Есть несколько подходов (зачастую противоположных) к пониманию и изучению глобализации:

·     глобализация как долговременный процесс изменения информационных, экономических и социально-политических отношений, людей и технологий;

·     глобализация как преодоление различий между странами, единство их целевых установок с учетом национальных особенностей;

·     глобализация как процесс с глобальными последствиями, непреднамеренными и непредусмотренными, а не с глобальными инициативами или действиями;

·     глобализация как свободное движение капитала, масштабное расширение внешней торговли и инвестиций на основе принципиально новых коммуникационных возможностей и систем связи;

·     глобализация как доминирование (экономическое, политическое, технологическое) определенных стран или групп стран, корпораций, а также доминирование каких-либо систем ценностей (культурное доминирование). При этом доминирование даже в крайнем варианте («макдональдизация») может сочетаться с межкультурными взаимодействиями, ведущими к взаимообогащению и к возникновению культурных традиций («гибридизация»);

·     глобализация как трансформация мировой экономики, все больше и больше зависящей от финансовых рынков;

·     глобализация как качественно новые динамичность и подвижность мировой экономики, определяемые ведущей чертой глобализма — международной экономической интеграцией.

Глобализация обусловлена объективно, естественным ходом развития мировой экономики и современными технологиями, но это противоречивый процесс. Оценка факторов, обусловливающих глобализацию, может носить позитивный и негативный характер (таблицу 1), и сама глобализация по-разному оценивается в зависимости от социально-политических позиций исследователей. Наиболее ярко это проявляется в оценке двоякости интеграционных процессов: с одной стороны, возрастающие возможности мобилизации ресурсов для решения различных проблем, развития международного разделения труда, повышения мобильности капитала и рабочей силы, увеличения емкости товарных рынков, а, с другой — обострение проблемы разделения стран на перспективные и отстающие «Цитата» [2].

Таблица 1.

Факторы, влияющие на процессы глобализации

 Описание: http://www.m-economy.ru/ftp_images/arts/27/27-06-01.jpg

 

Внимание к различным аспектам глобализации не исключает единства позиций в оценке некоторых последствий этого процесса: глобализация оказывает мощное влияние на доходы стран и предприятий, на доступ к ресурсам всех видов (сырьевым, технологическим, информационным, кадровым, культурным и проч.). Вне зависимости от уровня развития государства на его территории формируется информационно-технологическая инфраструктура. Косвенным результатом глобализации является все большая вовлеченность человека в информационные технологии.

Степень вовлеченности страны в глобализационные процессы поддается количественному измерению (например, динамика внешнеторгового оборота), но не сводится только к количественным характеристикам. Глобализация может иметь т. н. «поверхностный» характер в том случае, если страна вовлечена в общемировые хозяйственные связи в качестве потребителя уже существующих инноваций, и глобализация трансформируется в «глубинную», если страна, корпорация присутствует на глобальных рынках в качестве поставщика инноваций «Цитата» [3].

Вовлеченность государств в глобализационные процессы может быть охарактеризована рядом индексов, которые отражают степень и качество участия в данных процессах. Один из показателей — темпы роста мировой торговли. На протяжении 10 последних лет динамика мировой торговли положительна, что позволяет оценивать масштаб глобализации в сфере торговли, но на основании только количественной характеристики невозможно качественно дифференцировать этот рост. Более развитые страны характеризуются положительным балансом в производстве высокотехнологичных услуг, продукции высокой степени переработки, а страны, менее эффективно действующие в глобальном пространстве, будут иметь большую долю сырьевого экспорта, меньший уровень жизни.

Формы проявления глобальных процессов становятся все более противоречивыми, что существенно затрудняет их объяснение. Востребованы концепции глобализации, имеющие прогностический потенциал, дающие практические установки бизнесу, образованию, политике на основе теоретических выводов.

Этап исследования глобализации как явления закономерно должен смениться этапом сознательного встраивания в данный процесс и далее — формирования конфигурации этого процесса, т. е. осознанного развития глобального социально-экономического пространства, его ключевых параметров.

Глобализация изменяет социально-экономическое пространство, меняя емкость рынков (рынки «приближаются» за счет транспортной доступности), их структуру (приобретение большей однородности), возможности работы (становится совершеннее информационная инфраструктура, надежнее коммуникации).

Социально-экономическое пространство — это совокупность всех отраслей материального производства и сферы услуг, это институты и инфраструктура по обслуживанию производства и обмена, транспортная и коммуникационная среда, информационные потоки. Социально-экономическое пространство — это и пространство людей, перемещающихся с различными целями — бизнес, туризм, обучение в других странах. Масштабы и интенсивность перемещений увеличиваются, что определяется транспортными и коммуникационными условиями.

Социально-экономическое пространство может быть охарактеризовано в терминах экономико-географических, подразумевающих экономическое «сжатие» физических расстояний, а также с точки зрения «глубины» — масштабов применения современных технологий, особенно информационной обеспеченности социально-экономических процессов. Отношения участников социально-экономического пространства сложны, как и причинно-следственные связи его формирования. Научные достижения и современные технологии служат причиной глобальных процессов, которые распространяются на производство и рынки, культуру и информацию, развитие инфраструктуры, и в свою очередь, уже сформировавшиеся глобальные структуры требуют реакции в виде адекватной информационно-коммуникационной инфраструктуры, поскольку обеспечение сложных распределенных взаимодействий без соответствующего информационного обеспечения невозможно.

Развитие данной инфраструктуры означает, что потенциальная информационная обеспеченность разных регионов, государств, предприятий становится сопоставимой, информация становится более доступной и одновременно — более значимой для всех сфер деятельности.

Но рассматривать глобальное социально-экономическое пространство только как пространство возможностей — это упрощенный подход, т. к. в нем одновременно присутствуют и ограничения. Рассредоточение производства и рынков требует формирования централизованного контроля и управления на новых принципах, часто выражается в дальнейшей концентрации финансовых потоков и властных ресурсов.

Говоря о глобальном социально-экономическом пространстве, следует указать на изменения в пространстве знаний. Знания рассматриваются как социально-значимая информация, являющаяся универсальным средством отражения закономерностей окружающей действительности. Знания — информационное отражение процессов, которые происходят в сферах экономики и других сферах в условиях глобализации и в том числе в самих информационных процессах. Под пространством знаний понимается доступ к информации в рамках полномочий субъекта.

Потенциальные возможности в доступе к знаниям различных участников процесса глобализации выравниваются, т. е. современная инфраструктура делает знания одинаково доступными из любой точки планеты. Повсеместная доступность всего комплекса знаний — возможность дистанционного обучения, управления, роста компетенций, получения консультаций — это следствие глобализации и одновременно ее причина; глобализация рынков и знаний — взаимосвязанные явления. Управление рассредоточенным и распределенным производством и сбытом требует оперативной доступности знаний и информации в любом месте (любых знаний — в рамках полномочий взаимодействующих субъектов).

Существует известная точка зрения З. Баумана относительно значимости времени и пространства в условиях глобализации: «Время и пространство по-разному распределены между стоящими на разных ступенях глобальной властной пирамиды. Те, кто может себе это позволить, живут исключительно во времени. Те, кто не может, обитают в пространстве. Для первых пространство не имеет значения. При этом вторые изо всех сил борются за то, чтобы сделать его значимым». Представляется, что это положение надо развить в сторону конкретизации понятия пространства. Само пространство становится другим, не сводящимся только к территориальному пространству, оно смещается в сторону виртуализации. Для «тех, кто живет во времени» (по терминологии З. Баумана), не всякое пространство не имеет значения, а обычное, территориальное. Виртуальное, коммуникационное пространство, т. е. пространство с расширенными возможностями управления и контроля, напротив, и определяют возможность присутствия хозяйствующих субъектов преимущественно во времени.

Возрастает роль виртуальных услуг и конкуренция за реальные ресурсы. В этих условиях локальные преимущества (например, более высокий уровень жизни) получают те, кто имеет большую долю «виртуальности» в экономике, социально-экономической сфере.

Есть виды деятельности, ориентированные на привязку к месту, например, торговля повседневными продуктами питания, что более свойственно «традиционному» хозяйству. Другие виды деятельности связаны с перемещениями, доставкой товаров, знаний, что и есть один из признаков глобализации — смещение в сторону распределенной деятельности. Это крайние полюсы, поскольку в действительности подобные градации в чистом виде не встречаются.

Глобализация привела к тому, что место расположения производства становится несущественным, но важным является создание инфраструктуры дистанционного управления. Подобная среда — это уже не обычное пространство в географическом понимании. Это — расширенное, уходящее в виртуальную сферу пространство коммуникаций, контроля, управления. Знания — одна из составляющих этого пространства и одна из основ виртуальной экономики.

Знания являются самостоятельной ценностью, требующей инвестиций, развития, поддержки. Но возникает ситуация в сфере обращения знаний, когда тиражирование знаний в новой инфраструктуре является фактически бесплатным. То есть, если ранее цена знаний была основана на цене материальных носителей, то сейчас роль материальных носителей резко снижается и проблемы экономики знаний, авторства, владельца знаний, информационного обмена является одной из наиболее острых. Знания (выявленные) — организующее начало, информационный обмен отражает динамику этого процесса. Рынки знаний можно характеризовать как глобальные в тех случаях, когда информация открыта, доступна.

В этом контексте можно воспринимать появление и усиленную поддержку странами-«экспортерами знаний», информации различных технологий защиты и одноразовости доступа к информации (попытки разработки технологий невозможности копирования информации с одного носителя на другой, ограничение количества раз воспроизведения аудио- и видеоинформации и проч.) «Цитата» [5].

Естественные механизмы защиты информации, знаний перестают действовать; в новой информационной среде необходимы другие механизмы (безотносительно к их технической реализации), однако они входят в противоречие с существующими традициями информационного обмена. Само право владения информацией является спорным и неоднозначно понимаемым, что связано с проблемой легитимности этого права собственности, а также с традиционными методами распространения знаний. В движении информации есть определенные традиции (например, дать почитать книгу), а системами защиты это право нарушается (право передать ограничивается). Неоднозначность понимания различных аспектов обращения информации в новой инфраструктуре ведет к конфликтам, возможности разрешения которых пока не очевидны. Целые страны являются глобальными нарушителями прав устанавливаемых для них другими странами. Пути решения перечисленных выше противоречий глобализации знаний и информационного обмена являются одной из наиболее активно обсуждаемых и неоднозначных проблем в современном взаимозависимом мире.

Развитие информационного обмена приводит к тому, что тиражирование знаний обходится сравнительно дешево, и использование даже не самых современных технических средств позволяет обеспечить развивающимся странам уровень информационной инфраструктуры, не радикально уступающий развитым странам. Глобальное пространство знаний оказывается интернациональным и открывает странам-аутсайдерам новые возможности по производству знаний и по их получению. Но при этом для отстающих стран критически важным становится использование информационных возможностей.

В глобальном пространстве знаний уровень информационно-технического развития выравнивается. Для решения многих задач в Интернете необязательно иметь дорогой компьютер. Любой человек при наличии сетевой инфраструктуры может производить информационный продукт. Проблемой является обеспечение доступности информационных технологий вне зависимости от места проживания человека.

Сама возможность перехода от догоняющего развития к инновационному, опережающему связана с реалиями новой экономики — экономики знаний — и формированием ее инфраструктуры и институтов.

Инфраструктура пространства знаний развивается, и это не только образование и информационный обмен. Образование дает базовые знания, возможность понимания процессов, это обучение какому-либо виду деятельности в целом отдельно взятого человека. Образование — традиционный способ передачи знаний, этот способ востребован и является одной из статей дохода источника знаний.

Рынок знаний — широкое понятие, у него есть свои «производители», отраслевая структура: НИИ и другие исследовательские учреждения, образовательные учреждения, консалтинговые фирмы.

Частью инфраструктуры являются также институты формирования специализированных знаний — адресных решений бизнес-проблем и адресной их доставки. Для лучшей адаптации экономических субъектов к трудностям и реалиям хозяйственной деятельности в обществе формируется институт консалтинга профессиональных услуг по развитию бизнеса, включающих создание новых решений в практике менеджмента, тиражирование новых и готовых решений, сопровождение процесса изменений в менеджменте, формирование новых и оптимизацию имеющихся бизнес-процессов.

Консалтинг можно рассматривать как помощь в наиболее эффективном встраивании заказчика в сложившуюся систему производства, распространения и использования знаний. Консалтинг является специфическим ресурсом, непосредственно расширяющим пространство возможностей для предприятий, организаций, государства.

Современная информационная инфраструктура внешне выглядит простой, но встраивание в глобальную информационную среду достаточно сложно. Наиболее эффективный способ — привлечение специалистов, консультантов. Консалтинг должен быть разнообразным по содержанию и функциям, позволяющим субъекту экономической деятельности (государству, предприятию) с максимальным эффектом воспользоваться подобной организацией приобретения положительного опыта.

Знания (в широком контексте) востребованы для интеграции экономических субъектов в хозяйственную деятельность. Знания распространяются на те сферы, где присутствует платежеспособный спрос на них. Новым всеобщим эквивалентом в современной экономике все чаще называют внимание ее участника, в этом смысле говорят об «экономике внимания».

Равнодоступность инфраструктуры не является тождественной ее «равноэффективности», т. к. степень включенности государств и предприятий в нее различна. Можно предложить (как один из возможных вариантов) поэтапную последовательность встраивания национальной экономики знаний в глобальную:

1)  Заимствование идей продуктов и услуг,

2)  Подготовка собственных кадров,

3)  Покупка лицензий,

4)  Выход на глобальные рынки за счет более низкой себестоимости (относительно уже присутствующих участников рынка) и часто за счет более высокого качества продукта,

5)  Наращивание собственного потенциала в материальной и интеллектуальной сфере.

Таким образом, рынок знаний становится способным «вытягивать» за собой материальную сферу. Это примеры Индии (аутсорсинг информационных продуктов), Китая (аутсорсинг производства, основанного на знаниях).

Под консалтингом можно понимать адресное решение проблем предприятий, передачу опыта, т. е. расширение пространства знаний. Функциями консалтинга являются:

·     совершенствование использования коммуникаций,

·     аккумуляция, обобщение и распространение опыта,

·     разработка и внедрение новых знаний о продукции и услугах,

·     внедрение новых организационных, технологических решений.

Из вспомогательного, обеспечивающего процесса консалтинг трансформируется в базовый институт проектирования бизнес-процессов. Его сверхзадача — выведение клиента в лидеры в своей области.

Одним из основных ограничивающих развитие экономических субъектов факторов в новой инфраструктуре является несовершенство управления. Управленческие проблемы предприятий, как правило, содержат:

1.  Трудности в реализации новых бизнес-идей, проектов — кадровые, организационные, финансовые, прочие;

2.  Потерю управляемости вследствие роста бизнеса, отставания развития организационной структуры — разделение полномочий, функций, подчиненности;

3.  Дисбаланс в отношениях «центр-филиалы» — чрезмерная или недостаточная централизация;

4.  Отсутствие или неэффективность системы мотивации.

Услуги консалтинга востребованы в следующих ситуациях:

5.  Требуется разработка общей стратегии развития, необходимо четкое понимание направлений развития по функциональным блокам (маркетинг, финансы, персонал, организационные структуры);

6.  Происходят существенные изменения условий деятельности: реорганизация управления бизнесом, смена руководства, присоединение новых бизнесов, покупка предприятий, открытие новых направлений деятельности и проектов, поиск источников кредитования на крупные суммы (партнером могут выдвигаться условия наличия или постановки регулярного менеджмента).

Инициирующими факторами обращения к консультантам могут быть: ситуация кризиса, ощущение «застоя», решение изменить стратегию развития, наличие управленческой проблемы. Наиболее эффективным участие консультанта представляется в тех случаях, когда: проблема носит системный либо разовый характер; имеются серьезные расхождения в выборе путей решения проблемы в руководстве компании-заказчика; решение проблемы может повлечь серьезные стратегические, финансовые, социальные или иные последствия; у консультантов имеется обширный положительный опыт решения аналогичных проблем. В том случае, если проблема носит системный характер, требуется аккумулированный консультантами специализированный опыт решения подобных задач; если же проблема носит разовый локальный характер, предприятие не отвлекает собственные ресурсы для ее решения.

Области, входящие в компетенцию управленческого консультирования, — проблемы и перспективы бизнеса, оптимизация управления, разработка системы управления финансами, повышение эффективности использования финансовых и материальных ресурсов, оптимизация привлечения кадров, управление человеческими ресурсами, разработка системы маркетинга и продаж, инжиниринг, аудит производства и систем качества в целом, проектирование и внедрение информационных технологий, прочие специализированные задачи.

Таким образом, консалтинг, обеспечивающий системную передачу опыта в различных сферах коммерческой деятельности, является одним из наиболее востребованных механизмов распространения и использования знаний в глобальном социально-экономическом пространстве.

 

Список литературы:
1.    Бауман З. Индивидуализированное общество / Пер. с англ. — М.: Изд-во Логос, 2012. — С. 51.
2.    Бауман З. Глобализация. Последствия для человека и общества / Пер. с англ. — М.: Изд-во «Весь мир», 2012.
3.    Макуев Р. Современная глобализация: вызовы и трансформации. — Орел, 2013.
4.    Малиновский П. Россия в контексте глобальных тенденций современности // http://www.archipelag.ru.
5.    Goldhaber M. The Attention Economy and the Net. — http://www.firstmonday. dk/issues/issue2_4/goldhaber.
6.    Iskold A. The Attention Economy: An Overview. — http://www.readwriteweb.com/archives/attention_economy_overview.php.
7.    Sassen S. The global city: London, New York, Tokyo (2-nd ed.). — Princeton: Princeton univ. press, 2012.
8.    http://www.icsti.su/rus_ten3/1000ventures/a/business_guide.